Меню

Галина Братышева: В театре все нужно делать с любовью

07.07.2016 09:48 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Под занавес сезона бывший ТЮЗ, ныне Молодежный театр, поменял руководство и обзавелся новым директором. Для  публики, как и для большинства СМИ, это стало неожиданностью, хотя на самом деле история длилась почти год, причем по всем законам жанра – с жалобами, письмами, собраниями, угрозами, подкупами и проч. Мирные переговоры с надеждой на примирение успехом не увенчались, тогда минкульт решился, наконец, разрубить гордиев узел и назначил нового директора.
Галина Братышева: В театре все нужно делать с любовью
Фото Надежды ПЕЛЫМСКОЙ

Картина в новом интерьере

За последнюю пятилетку массового переселения культурных руководителей в новые кресла Галина Братышева стала второй кандидатурой после Досаева (прим. Владимир Досаев, директор челябинского театра оперы и балета), не вызвавшей в широких кругах околотеатральной общественности сакраментальных вопросов «кто?» и «почему?»

Ее работа на посту директора концертного зала имени Прокофьева прямо (для профессиональных кругов) или опосредованно (для культурно-массовой общественности) была понятна и оценена по достоинству теми и другими. Достаточно раскрыть репертуар зала и вспомнить несколько названий – «Синегорье», «Дни высокой музыки на Южном Урале», «Какой удивительный мир», «Денис Мацуев представляет» - как большинство вопросов отпадают.
Для полноты картины в новом интерьере можно добавить, что образование Братышева имеет вполне театральное – диплом Челябинского института культуры по специальности режиссура самодеятельного театра, заполированный высшей школой деятелей сценического искусства при ГИТИСе. Театральный опыт тоже имеется –студенческим театром в свое время руководила, и в филармонии театральные проекты поддерживала и продвигала - один «Геркулес» чего стоит! Его даже на Олимпиаде в Сочи показывали и небезуспешно. Словом, фигура по всем параметрам соответствующая: крышу починить, аппаратуру прикупить или спектакль поставить – во всем понимание имеется.

Остается добавить, что в самостоятельный полет Братышева отправилась из-под крыла Алексея Пелымского, гендиректора челябинской филармонии, которая в последнее время становится прямо-таки настоящей кузницей кадров. В свое время Ирина Левченко из филармонии перешла в кукольный театр, и теперь там, не без ее участия, красуются сразу две «Золотые маски». Так что очень хочется надеяться, что и Молодежный театр с приходом нового директора оживет, начнет новую и творческую жизнь.

Как усыновили Буратино

- Чай, кофе? – интервью в директорском кабинете началось с правильной позиции – подсластить ситуацию необходимо, ведь фронт работ неожиданно расширился практически вдвое. Главреж Ольга Устинова вдруг вспомнила о своем малыше и срочно решила догулять декретный отпуск по уходу за ребенком. В результате без родителей остался другой малыш – «Буратино», новый проект к юбилею театра уже запустил обороты, и тут его покинул капитан корабля.

- Честно говоря, не ожидала, что придется заниматься и этими проблемами, - вздыхает Галина Анатольевна. - Пришлось поднять все свои связи, призвать на помощь обаяние, использовать политес, пару ночей не поспать, но проблему все-таки решила. Проект подхватит Сусанна Цирюк.

Сусанну культурные челябинцы знают в первую очередь по музыкальным постановкам местной филармонии – «Дюймовочка» и прославившийся благодаря Олимпиаде «Геркулес». Над проектом по-прежнему работают композитор Владимир Баскин, сочинивший музыкальную партитуру для «Геркулеса» и художник Кирилл Пискунов.
- Кирилл – один из самых востребованных художников, на его счету более 100 спектаклей, он с успехом работал в Швеции, Эстонии, Японии, Корее, - перечисляет собеседница. - Приятно, что он с понимаем отнесся к такой ситуации, ведь ему пришлось полностью поменять концепцию оформления. Открытие нового сезона запланировано на середину сентября, а премьера юбилейного спектакля «Буратино» намечена на 1 октября.

Курс на молодежь

Что ж, первую, боевую проверку новый директор прошла, но это только начало пути. Предстоит разгребать бумажные дебри, принимать хозяйство, латать прорехи в бюджете, разбираться в тяжбах судебных и не только, но самое главное - определить куда поплывет молодежный корабль в бурном театральном море?

- Почти пять лет назад театр поменял название, стал Молодежным – в эту сторону и надо двигаться, становиться актуальными, востребованными, интересными зрителю, - излагает позицию новый директор.
- И у вас есть рецепт, как заинтересовать подростков и молодежь?
- Надо разговаривать на языке интересном и понятном подростку: искренне, честно, и в то же время глубоко. Подростковый период самый сложный – человек выстраивает собственные ориентиры, ищет ответы на жизненные вопросы и ему нужна помощь.

- Язык подростков, как правило, весьма скуден и примитивен, и что делать? Адаптировать Пушкина, чтобы он стал более понятен молодым?
- Дело не в адаптации классики и заигрывании с публикой. Это неприемлемо и унизительно. Наш язык действительно великий, русская культура могучая, от этого отказываться нельзя. Тут важна подача, верная интонация - искренность и естественность. Подросток, взрослый в принципе какая разница? Людей по большому счету волнуют одни и те же вопросы – межличностные отношения. А классики эти вопросы как раз поднимают.

- В филармонии весь репертуар ориентирован на конкретного зрителя: есть концерты для самых маленьких слушателей в ползунках, есть программы для школьников, для взрослой публики, и это очень правильно.
- Да, хотелось бы сохранить такой принцип подхода к репертуару, поскольку он себя прекрасно зарекомендовал. Но в то же время надеюсь, что появятся спектакли, которые будут интересны всем. Хотя я понимаю, что это идеальный вариант, в котором много составляющих, которые опять же зависят и от режиссера, и от всей команды.

Старый конь борозды не портит

Командная работа в театре – это как «отче наш», без нее никуда. В филармонии Братышева оставила отличную команду – слаженную, профессиональную, которая умела, знала, могла и работала как часы. На новом месте часовой механизм, не сказать, что полностью сломался, но явно требует чистки, модернизации и замены некоторых деталей.

- Сокращений, увольнений не будет, - удивила новый директор после инаугурации. Пускаться в трудное и рискованное плавание с командой, которая посадила корабль на мель, дело опасное. Перевоспитывать всегда сложнее, особенно когда большого рвения у контингента не наблюдается. Впрочем, кое-какие кадровые перестановки все-таки произошли.

- Роза Захаровна Орлова, которая занимала пост замдиректора, уволилась по собственному желанию, у Людмилы Басовой, другого зама, истек срок договора, - комментирует Галина Анатольевна. - Сейчас приводим штатное расписание в порядок согласно нормативам. Следуя штатному расписанию замов должно быть два: по зрителю и по общим вопросам (прим. до последнего момента в театре было целых пять замов).

- А что с актерами? - за последние годы труппа Молодежки сильно «поизносилась» и «расстроилась», про амплуа здесь, похоже, давно забыли – комики и злодеи, инженю и субретки – все равны, как на подбор. Возможно, это неплохо, когда есть универсальные солдаты, но все же хочется, чтобы герой был фактурный и мужественный, героиня красивая и женственная, а комическая старуха - забавная толстушка. Неплохо бы привить кое-кому кое-какие профессиональные навыки, о чем в свое время не единожды говорили критики, в том числе московские.
- Планируем взять режиссера-педагога, который будет заниматься чисткой спектаклей, работать с труппой, чтобы поддерживать артистов в рабочем состоянии, а также проконтролирует вводы, поскольку пара артистов уволилась по личным обстоятельствам и уехала в Уфу. Это как раз работа художественного руководителя, режиссера.

Кто в доме хозяин?

А вот с этого места, как говорится, поподробнее. Собственно, конфликт в театре разгорелся из-за претензий труппы к руководству именно по творческим вопросам: репертуар, режиссура, качество постановок, перспективы профессионального роста и проч. По логике вещей, за это отвечает творческий лидер, режиссер, однако прежнее руководство постоянно вмешивалось в творческий процесс, за что, собственно и поплатилось.
- В идеале, если вспомнить удачные примеры, должен быть тандем административный и творческий. Если появится сильный художественный лидер и труппа будет ему доверять, я буду этому только рада, - поясняет свою позицию новый директор.

- Но ведь тогда первым лицом для артистов будет режиссер, а не директор..
- Это нормально, даже правильно. Директорская функция несколько иная – создавать все условия для творчества коллектива и для комфорта зрителей: это организация рабочего процесса всех цехов, укрепление материальной базы, продюсерские функции, менеджмент и многое другое вплоть до чистоты и порядка в зрительном зале, буфете или туалете. Театр, как это ни высоко и пафосно звучит, это храм искусства. И этому званию нужно соответствовать.
Благоприятная атмосфера в театре едва ли не основное условие для творчества, к этому апеллировали сначала лет пять в драме, потом подключился Молодежный. Плотная завязка личного, общественного и профессионального – характерная черта российского менталитета, который никогда не мог отделить мух от котлет.
- Человеческая составляющая, безусловно, важна, - согласна собеседница. – Атмосфера раздрая сразу чувствуется и отражается на зрителях. В театре все нужно делать с любовью, иначе нельзя.

Со слезами на глазах

К слову, на бывшей работе, в концертном зале Прокофьева было именно так.
- Не жалко было уходить?
- Конечно, жаль. Расставались буквально со слезами на глазах: кто книжку подарил на прощание, кто пачку чая хорошего принес – ребята знают, что я очень ценю хороший чай. И сейчас постоянно звонят, интересуются как дела, недавно даже в театр пришли, принесли мне обед, поскольку времени даже перекусить не остается.

- Если так все хорошо было, почему согласились? Была хорошая работа, должность, а здесь придется разгребать авгиевы конюшни, и результат еще неизвестен.
- Ну во-первых, я всю жизнь, с пятого класса «болела» театром, всегда считала себя в первую очередь театралом. А во-вторых, это новый этап в моей жизни, и мне это интересно.

- Вы хотите сказать, что за десятилетнюю карьеру в филармонии у вас не было других предложений?
- Были, но я отказалась по этическим соображениям. А сейчас время пришло. С одной стороны я оставляю крепкую, сплоченную команду, прекрасно обученную, которая знает и умеет работать. Репертуар сверстан, и я оставляю зал со спокойной душой. С другой стороны, как у любого творческого человека, есть желание расти, развиваться, достигать каких-то новых высот.

- История с назначением произошла очень быстро. Вы с кем-то советовались или приняли решение единолично?
- Скажем так, я поставила в известность. Дочь поддержала, сказала: «Мама, ты молодец!». А мама всегда повторяет: «Поступай, как знаешь», она мне доверяет. Друзья в принципе тоже поддержали.

Директорский рецепт

- На финал допроса пару личных вопросов, если позволите? – Галина Анатольевна улыбается и кивает.
- Время на отдых и на хобби остается?
- Трудоголик – он всегда трудоголик, - вздыхает начальница. - Пока обхожусь без обеда, даже дома работаю,. но надеюсь, что этот процесс удастся отрегулировать, у меня найдется время и для хобби.

- Ага, значит все-таки есть увлечения, помимо театра?
- Люблю гулять, бывать на природе, хотя постоянно не хватает времени, люблю бывать в новых, неизвестных местах, люблю приключения, путешествия. Чтобы снять стресс, слушаю классическую музыку. Когда звонят друзья и слышат музыку все время интересуются: «Ты что, на работе?» А я так отдыхаю. Люблю заниматься домашними делами. Мне нравится, когда дома уютно, чисто и красиво. Люблю готовить – это тоже творческий акт своего рода, но для этого необходимо время и вдохновение. Это, кстати, у меня от мамы – она у меня повар, готов прекрасно. В филармонии всегда ждали, когда я приеду из отпуска, потому что я всегда привозила от мамы что-то вкусненькое. Когда моего ребенка, которому было три годика, спросили, какое у нее любимое блюдо, она ответила: «Бланманже». Мама потрясающе работает с тестом, у меня так не получается, но я люблю делать мясо, рыбу. Рецептов масса, собираю те, чтобы на скорую руку и с наименьшими затратами временными.

- Не поделитесь рецептиком? Нам, работающим женщинам очень бы пригодилось.
- Берешь окорок – в пакет и отправляешь в духовку. Выдерживаешь при максимальной мощности 20-30 минут, потом убавляешь до 80 градусов, и 3-4 часа занимаешься своими делами, а он томится в духовке. Когда мясо вынимаешь, оно тает во рту. И второй.

Куриную грудку посолить, поперчить, опять же духовку на максимум и на 20 минут. Потом выключаешь огонь, и оставляешь мясо на ночь. С утра достаешь – аромат и вкус просто песня!