Меню

Татьяна Лясковская: «Нужно ценить каждого человека»

25.07.2016 10:57 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Нынешний театрально-концертный сезон  завершился очередными кадровыми перестановками: директора концертного зала имени Прокофьева Галину Братышеву благословили на геракловский подвиг в Молодежный театр, ее место заняла Татьяна Лясковская. И если подходящую кандидатуру для «молодежки» искали не один день и нашли не сразу, то образовавшуюся брешь в филармонии ликвидировали очень быстро. «Мы принципиально решили не брать человека со стороны, так как организм достаточно сложный и человеку со стороны было бы сложно войти в систему. А Татьяна Лясковская, безусловно, справится на новом месте», - откомментировал гендиректор челябинской филармонии Алексей Пелымский.

Татьяна Лясковская: «Нужно ценить каждого человека»
Фото из личного архива Татьяны Лясковской

Адреналин со знаком плюс

Знакомый кабинет совсем не изменился, разве что в нем стало тише, но это объяснимо –репертуар на будущий сезон сверстан, коллективы и зрители на каникулах, отдыхают от трудов праведных, имеют на то полное право, ибо ударно трудились в течение сезона. Радушная улыбка хозяйки кабинета – в филармонии всегда искренне рады журналистам, хотя с Татьяной Петровной мы знакомы всего чуть и только по телефону.

- Все случилось внезапно, предложение было неожиданным, но так получилось, что внутренне я к нему была готова, - признается собеседница. - Думаю, что в этом заслуга нашего гендиректора и под этим подпишется любой сотрудник филармонии. Он настолько профессионально и легко дирижирует нашим оркестром, что какие-то значимые, проблемные вещи проходят легко и приятно.

Лясковская до последнего момента курировала концертную работу, на ее плечах крупномасштабный проект «Фестиваль искусств», но одно дело возглавлять проект, а другое - работу всего концертного зала.
- Конечно, страх был, но это положительный адреналин, который способствует хорошему начинанию и двигает тебя к правильным поступкам и позитивным решениям.. Но главное - я чувствую поддержку коллектива. Я уже им сказала «спасибо», думаю, еще не раз повторю. Причем поддержка не только на словах, но и на деле.

- Что изменится в вашей работе, может, придется переориентироваться или даже переучиваться?
- Не думаю, - качает головой новый директор. - Просто объем работ будет другой. И на прежнем месте работы было много, кстати, сейчас дела надо передать преемнице, несколько крупных проектов. Будем работать в плотной связке, где-то что-то подскажу, помогу, я прекрасно понимаю, как работает концертный отдел, это, с другой стороны будет и мне помогать в моей новой должности. Придется освоить и какие-то новые навыки, но это хорошо, я считаю, что каждые пять лет надо что-то периодически менять в жизни.

Кузница кадров

Так получилось, что за последние пять лет проблемы с театральным руководством уже стали обычным делом. Ситуация по меньшей мере странная, ведь у каждого директора есть хотя бы парочка замов, которые должны быть в курсе всех дел и страховать на случай предвиденного или не очень отсутствия главного начальника. Ведь театр, филармония, как и любое производство, не должны останавливаться ни на минуту.

Судя по всему, ни одному коллективу не удалось вырастить и выпестовать достойную смену. Оставим причины за скобками, но факт остается фактом – ни одному, за исключением филармонии. Последняя стала настоящей кузницей кадров - выдает на гора уже третьего директора: первой ласточкой была Ирина Левченко, еще в 2008-м, вылетев из-под крыла Пелымского, она возглавила Челябинский театр кукол, который теперь имеет в своем арсенале сразу две «Золотые маски», полученные не без директорского участия.

Поэкспериментировав с новыми, случайно попавшими в обойму директорскими талантами, минкульт вновь обратил пристальный взор на филармонию - Братышеву поставили на сложный, проблемный участок, бог в помощь. Филармония тут же моделировала нового директора и почему-то верится, что у нового руководителя все непременно получится. Секрет прост: банальный постулат «кадры решают все» по-прежнему работает, а гендиректор филармонии Алексей Пелымский умеет подбирать людей. Результат, как говорится, на лицо.
- Пелымский – руководитель и менеджер от бога, - с Лясковской в этом трудно не согласиться. - В первую очередь видит в человеке хорошие качества, как их можно развивать и эффективно использовать в работе.

Сверить часы

Творческая карьера самой Лясковской наглядная иллюстрация ее словам. По первому образованию она театральный режиссер, но Пелымский взял ее в свою команду, и через шесть лет она становится директором концертного зала. Карьера по нынешним временам головокружительная.

- Не жалеете, что променяли театр на концертный зал?
- Как зритель я продолжаю любить и посещать театр. Но я люблю свою работу, и она не менее важна, - объясняет Татьяна Петровна. - Благодаря филармонии у меня появилась возможность развить эстетический вкус. На концертах я получаю наслаждение, позитивные эмоции: послушаешь музыку – и уже иначе воспринимаешь проблемы.

- Часто слышала мнение, что неважно, чем руководить – театром или концертным залом, принципы одни и те же. Вы также считаете?
- Мне кажется, это не просто административная работа, все-таки директор должен знать, разбираться, понимать тенденции, которые сейчас преобладают в искусстве. Конечно, мне далеко до таких профессионалов как Владимир Ошеров или Адик Абдурахманов, но я стараюсь, постоянно учусь, консультируюсь у них, пытаюсь выстроить систему ценностей, сверить свои ощущения с мнением профессионалов.

- У вас есть приоритеты в музыке? Или для директора это необязательно?
- Директор должен любить музыку. Я люблю Рахманинова, может это банально, но его произведения от этого хуже не становятся. Это очень глубокая, искренняя музыка. Большое впечатление произвел второй концерт Прокофьева, который в этом году исполнял Денис Мацуев, просто колоссальное произведение. Среди исполнителей уже есть свои кумиры: нельзя не попасть под обаяние того же Спивакова. Айдар Гайнуллин – такой замечательный, и все, что он делает, тоже замечательно.

Юбилейные планы

В отличие от Братышевой, которая пришла на чужую территорию и сразу оказалась перед рядом нерешенных проблем, Лясковской досталось распаханное и засеянное поле. И то, что юбилейный сезон в филармонии пройдет на высоте – в этом даже сомневаться не приходится.

- 12 сентября мы наметили открытие. Прозвучит Месса мира «Вооруженный человек», - раскрывает карты Татьяна Петровна. - Премьера была в июне, прошла очень удачно, и стала настоящей бомбой, поэтому мы решили ее повторить. Симфонический оркестр готовит программу из произведений Гершвина, а на декабрь мы запланировали приезд оркестра «Виртуозы Москвы». Еще один замечательный оркестр у нас будет в гостях будущей весной – коллектив Юрия Башмета, он приедет после Дениса Мацуева в апреле.

В новом сезоне филармония намерена не только сохранить все свои фестивальные проекты, но и приумножить, на что никто из театральных собратьев более не отважился.
- Запланирован фестиваль Прокофьева к юбилею композитора, в нем будут участвовать хоровая капелла из Санкт-Петербурга, стипендиаты фонда «Новый имена», хор Южно-Уральского института искусств.

- А что с театральными постановками, которые периодически случаются в зале Прокофьева? Есть какие-то планы на этот счет?
- Да, очень бы хотелось продолжить работу в театральном направлении, уже даже обсуждали этот вопрос. Детские мюзиклы очень востребованы зрителем. «Иван царевич», «Спящая красавица» - эти спектакли уже несколько лет в репертуаре, мы их возим по всей области с большим успехом. Территории даже сами заявки присылают: «Привезите нам мюзикл». Вообще детское направление очень популярно. У меня была идея возобновить проект «Карнавал животных», так что рабочий процесс идет без остановки. Планку мы будем держать, тем более, что сезон предстоит юбилейный, а значит будет насыщенным, интересным, - обещает собеседница.

Пряник на вооружение

Явная тенденция наметилась в культурном начальстве: высокие посты уверенно занимает слабый пол – уже упомянутые Ирина Левченко и Галина Братышева, Роза Орлова и Алла Точилкина – недавние предшественницы последней, Елена Петрова, Ирина Андреева.

- Женщины на посту руководителя более организованны, ответственны, - высказывает свою точку зрения новый директор концертного зала. - Кто-то сказал: «Если хочешь, чтобы было сказано – попроси мужчину, хочешь, чтобы было сделано – попроси женщину». Женщины более тревожные что ли, поэтому они не отпускают на самотек нерешенные вопросы, они вообще много на себя берут, но сказать: «Да ладно» и оставить на потом – это не в их стиле.

- А лично вам, зачем это надо?
- Должность дает мне внутреннюю свободу. Я считаю, что лучше работать, чем всю жизнь идти на поводу у кого-то, подчиняться чужим законам, - смотрю на хрупкую, изящную, обаятельную женщину, которая буквально декларирует манифест.

- А если бы целый театр предложили, взяли? – провоцирую собеседницу.
- Нет, я бы не взялась руководить театром, это сложно. Здесь, как бы то ни было, но я за спиной у Пелымского, а это многое решает.
В который раз разговор разворачивается в сторону гендиректора филармонии. Он как якорь, который держит на приколе многопалубный лайнер. Он не просто большой начальник, для многих он стал учителем, гуру.
- Это правда, - подтверждает Татьяна.

- Чему бы вы хотели у него научиться?
- Во-первых, это отношение к людям – всегда на позитиве. Это удивительный человек, он как солнце, которое согревает, радует и поддерживает. Самое удивительное, что он практически всегда такой. Не знаю, где он берет силы, такое впечатление, что он вообще не устает. Как известно есть два способа руководства – кнута и пряника, так вот он всегда с пряником. Во-вторых, он всегда с уважением относится к сотрудникам, даже с любовью. Никогда не подчеркивает, что он начальник. Есть директора большие, как крона у дерева, которые затмевают собою всех и вся, не дают никому расти. Алексей Николаевич другой – его порой совсем не видно, он, как корень у дерева, от которого питается ствол, крона, листья. И еще. Он умеет верить в людей так, что даже сам начинаешь в себя верить. И это очень важно – ценить каждого человека.

Татьяна Лясковская окончила Челябинский государственный института искусства и культуры (кафедра театральной режиссуры); позднее институт дополнительного профессионального образования при РАТИ (ГИТИС) г.Москва. Имеет ученую степень кандидата педагогических наук и квалификацию менеджера в сфере искусства высшей категории. В 2014 году получила диплом Высшей Школы деятелей сценического искусства под руководством профессора ГИТИСА Геннадия Дадамяна, воспитавшего целое поколение успешно работающих в России арт-менеджеров. В челябинской филармонии занимала пост заместителя генерального директора по концертной работе.