Меню

«Сцена» вышла за челябинскую рампу. Заметки очевидца

26.10.2016 09:19 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
В Магнитогорске «Сцену» ждали: афиши «в полный рост» на фасадах театров, расписной трамвайчик, распугивающий своими призывами первые снежные хлопья, раритетные таблички «билетов нет» в кассах и целый пул журналистов, которые в областном центре собираются в полном составе в двух случаях: чтобы лицезреть президента и иже с ним, или отработать губернаторские и прочие деньги. То, за что бился местный союз театральных деятелей на протяжении многих лет, наконец, случилось в Магнитогорске– фестиваль вышел на самую широкую публику.
«Сцена» вышла за челябинскую рампу. Заметки очевидца


Культурная столица

- Еще накануне фестиваля дня за два билеты на спектакли были проданы процентов на 90. Мы видели, как в «Буратино» срочно выставляли дополнительные места. И это, между прочим, при отсутствии каких бы ни было звезд, - констатирует первый замминистра культуры области Григорий Цукерман.

Жители Магнитки без заминки отвечали телекамерам, что в городе проходит фестиваль «Сцена», а телевидение регулярно присутствовало на фестивальных показах, подогревая публичный интерес.
На открытии фестиваля много говорили о том, какая в Магнитке душевная публика, и как она любит театр. Впрочем, это было заметно и невооруженным взглядом.

– Зрители приходили целыми компаниями, обсуждали увиденное, сожалели, если кто-то не смог прийти, пересказывали, - удивлялся и радовался одновременно куратор от минкульта.

Первые ряды практически на всех показах были вооружены фото и телекамерами, а в партере неоднократно мелькали первые лица города.

- За одну фестивальную неделю я посмотрел больше спектаклей, чем за весь прошлый сезон, - признался начальник местного управления культуры Александр Логинов, не пропустивший ни одного показа.

В Челябинске такой аншлаг среди vip-персон вызвало разве что открытие нового органного зала. Посещение культурных мероприятий редко входит в повестку дня сильных мира челябинского. В Магнитогорске представители власти культурой интересуются поболе. И.о. главы города Сергей Бердников открывал фестиваль, закрывал, и даже посещал. А бывший глава, ныне депутат госдумы Виталий Бахметьев сгоряча пообещал поддержать фестиваль материально. Так что звание культурной столицы Южного Урала вполне может стать переходящим.

буратино.jpg

Ставка на любовь

Марш-бросок в Магнитку заметно оживил и подкисшую театральную среду: в кои веки актеры без суеты могли посмотреть работы друг друга, а потом встречались за общим столом в рамках актерского клуба, на котором каждый вечер подавали горячие, с пылу, с жару актерские капустники.

- В Челябинске у нас никак не получалось собрать артистов вместе, чтобы они пообщались, все после спектаклей расползались по домам. Тогда мы привезли их в Магнитку, заперли в гостинице – и все получилось! - пошутил глава культурного ведомства Алексей Бетехтин.

Впервые во время фестиваля прошли мастер-классы. Артисты занимались сценической речью с одним из лучших педагогов Москвы. Специалистов по сценречи даже в столицах еще поискать нужно, а проблем в провинциальных театрах более, чем достаточно – от неотвязчивого уральского говора до болезненного несмыкания связок.

Впервые на фестивале появилась собственная газета, которая выходила ежедневно по итогам дня предыдущего, и в которой работали профессиональные журналисты. Свежие выпуски расхватывали, как горячие пирожки в базарный день.

Наконец, впервые за долгую историю «Сцены» ее почтил вниманием сам губернатор – ставка организаторов на любовь к родному городу себя оправдала. Злые языки неистовствовали: «Это все только для губернатора». Конечно, они правы. Но культуре в теперешнем положении особо выбирать не приходится, зато вместе с главой региона фестиваль посетили около шести тысяч зрителей. Разве это плохо?

++d2ddee395a264fb1e186e4dc632655bc.jpg

На скамейке запасных

Однако при всех безусловных плюсах, переход на новый формат вызвал целый ряд проблем. Какие-то удалось более, менее успешно решить, но одна, на взгляд пристрастного зрителя, имеет принципиальное значение – банальное отсутствие большой сценической площадки. В результате чего конкурсанты оказались в неравном положении, и челябинский театр оперы и балета изначально был исключен из конкурса. Обидно, тем более, что спектакль «Фауст» явно претендовал на гран-при фестиваля.

«Фауста» заменили «Жанной д`Арк», но дева из Орлеана уже получила свои призы год назад (причем сразу два: за режиссуру и главную женскую роль). И если публика Магнитогорска не слишком пострадала, посмотрев пусть другую, но тоже неплохую работу, то сам театр оказался на скамейке запасных в стороне от арены, где разыгрывались призы.

Большой вопрос, почему руководство театра не пригласило жюри для просмотра на свою площадку, тем более, что случай действительно исключительный. К примеру, коллеги из челябинского театра драмы выставили сразу две работы в фестивальную афишу. В результате и в конкурсе поучаствовали, причем с комфортом на своей площадке, и магнитогорскую публику не обидели, привезли развеселую комедию, которая была представлена в off-программе. Как говорится, было бы желание…

Как бы то ни было, челябинская опера осталась без призов. Хотелось, чтобы организаторы намотали на ус и сделали хоть какую-то работу над ошибками, если, конечно, намерены продолжать фестиваль в том же духе.

++люблювас.jpg

Тенденция, однако

Тем не менее «Сцена» выполнила свое предназначение: как всегда и как водится определила основные тенденции, превалирующие на театральном пространстве Южного Урала. И тенденции эти на данный момент зависят от публичного интереса.

- Мне показалось, что на этом фестивале были представлены по большей части так называемые зрительские спектакли, что стало определенной неожиданностью, - комментирует председатель жюри фестиваля, московский театровед Ольга Кораблина . - Все-таки фестивальные работы – это прежде всего новые решения, другой подход, режиссерские поиски, концептуальные работы. Сегодня таких работ было совсем мало.

А вот зрители по достоинству оценили именно такой формат фестивальных показов, концептуальные изыски вряд ли бы собрали полные залы. Даже те постановки, которые не получили высокие баллы у жюри, заработали компенсацию аплодисментами публики.

- Порадовало наличие современной драматургии, - продолжает критик. – Театр должен идти вперед, искать себя, экспериментировать.

Именно этим отличился на фестивале озерский театр «Наш дом». Спектакль «Терроризм» по пьесе братьев Пресняковых нельзя назвать безупречным, но такая постановка вопроса, неравнодушие, с которым создатели отнеслись к этой теме, заслужили одобрение экспертов.

Культурные олимпийцы

Большинство призов нынешней «Сцены» досталось областному центру. За пальму первенства в этот раз боролись Камерный театр и «Манекен». Оба коллектива набрали равное количество дипломов – по три штуки.

Шли практически «ноздря в ноздрю»: у камерников в активе лучшая хореография, а манекеновцев – лучшая сценография, актриса Камерного театра Мария Беляева лучшая на втором плане среди женщин, актер из «Манекена» Алексей Чумак на том же плане победитель среди сильного пола. Приз за лучшую режиссуру отдали Сергею Овинову за спектакль «Как люблю я вас..», а лучшим спектаклем фестиваля стала «Третья голова», принесшая Камерному театру заслуженную победу.

голова3.JPG

- Мы по-новому взглянули на эти два челябинских коллектива. Хочется надеяться, что «Манекен» преодолел кризисный порог, переосмыслив свои прошлые работы, и у него открылось новое дыхание. Теперь самое главное, чтобы это поддерживали как сами артисты, так и руководство. Камерный всегда умудряется быть неожиданным. Это театр очень разный, с разными постановками, театр, который постоянно находится в поиске, осваивает новые направления, экспериментирует, а на этом пути, как вы понимаете, встречаются и неудачи. Результат нынешнего года искренне порадовал, - подытожила председатель жюри.

Устойчиво держится в тройке лидеров Новый художественный театр, лучшей актрисой фестиваля стала Ксения Бойко. К;ак будут делить награду Павла Чикановского два театра не совсем понятно. Солист челябинской оперы получил приз «за лучшую мужскую роль», которую сыграл в спектакле магнитогорской оперы.

Ждите ответа

Церемония закрытия прошла также шумно, как и сам фестиваль. Ожидали госпожу Ямпольскую, не дождались, зато приехал во всех отношениях народный артист Александр Филиппенко. Он читал стихи и вручил приз Ксении Бойко.

++филиппенко.JPG

Губернатор выступил в роли губернатора, выйдя на сцену, произнося официальные речи, что было ему совсем привычно. А затем в интерактиве попробовал себя в совсем непривычной роли режиссера и в чем-то Станиславского, восклицая «Не верю!»

Дети танцевали, девушки пели, джазмены играли, а всем лауреатам вручали вешалки – ведь именно с нее по определению того же Станиславского, начинается театр.

В Магнитке впервые прозвучал гимн фестиваля, который по такому случаю написали Игорь Ярцев и Владимир Ошеров. Общее фото на память останется в альбомах у всех лауреатов, как за душой все тот же вопрос: «Что будет с фестивалем «Сцена» в будущем году?», ответ на который пока так и не прозвучал.

Итоги фестиваля «Сцена-2016»

1. «Лучший спектакль» - спектакль «Третья голова». Челябинский Камерный театр
2. «Лучший спектакль для детей» - спектакль «Я – Коза». Озерский театр кукол «Золотой петушок»
3. «Лучшая режиссура» - Сергей Овинов. Спектакль «Как люблю я вас…» Челябинский театр «Манекен».
4. «Лучшая мужская роль» - Павел Чикановский. Спектакль «Иоланта». Магнитогорский театр оперы и балета.
5. «Лучшая женская роль» - Ксения Бойко. Спектакль «Женская гримерка».НХТ
6. «Лучшая мужская роль второго плана» - Алексей Чумак. Спектакль «Как люблю я вас…» Челябинский театр «Манекен».
7. «Лучшая женская роль второго плана» - Мария Беляева. Спектакль «Третья голова». Челябинский Камерный театр
8. «Лучшая работа хореографа» - Лариса Александрова. Спектакль «Третья голова». Челябинский Камерный театр
9. «Лучшая сценография» - Сергей Александров. Спектакль «Как люблю я вас…» Челябинский театр «Манекен».
10. «Лучший актерский ансамбль» - озерский театр драмы и комедии «Наш дом». Спектакль «Терроризм».
11. Спецприз жюри «За лучшее воплощение современной драматургии на фестивале «Сцена» - озерский театр драмы и комедии «Наш дом». Спектакль «Терроризм».
12. Спецприз «За лучшую работу хормейстера в оперном театре» - спектакль «Иоланта». Магнитогорский театр оперы и балета.
13. Спецприз «Служение театру» - Татьяна Акулова. Магнитогорский театр куклы и актера «Буратино».
14. Спецприз «Форпост культуры в малом городе» - театр «Вымысел». Верхний Уфалей.
15. Спецдиплом «За лучшую работу художника-постановщика в детском спектакле» - Сергей Александров. Спектакль «Кот в сапогах». Челябинский театр драмы им. Орлова
16. Спецдиплом «За лучшую работу художника по костюмам в детском спектакле» - Оксана Рындина. Балет «Чиполлино». Магнитогорский театр оперы и балета.
17. Спецдиплом «За лучшую работу хореографа в детском спектакле» - Мария Грейф. Спектакль «Кот в сапогах». Челябинский театр драмы им. Орлова
18. Спецдиплом «За успешное воплощение актуальной идеи театрального урока в спектакле» - спектакль «Приглашение в театр». Златоустовский театр «Омнибус».