Меню

Челябинская филармония: 80 лет строить и жить помогает - 4

11.09.2017 12:04 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК.
В нынешнем году челябинская филармония отмечает большую дату – 80-летие. Именно столько лет учреждение трудится на культурном поприще, как поется в еще не забытой песне, «строить и жить помогает». Делает это систематически и с успехом. Поздравлять заслуженного юбиляра друзья и партнеры будут 18 сентября. «ВЧ» тоже вносит свою лепту – продолжает цикл публикаций о людях и коллективах, которые составляют золотой фонд челябинской филармонии.
Челябинская филармония: 80 лет строить и жить помогает - 4


Оркестр «Классика» за 20 с хвостиком лет сумел завоевать прекрасную репутацию как в публичных, так и профессиональных кругах. Можно спросить об этом Бориса Березовского, Хиблу Герзмава и самого маэстро Мацуева, к которым с удовольствием присоединятся еще десятка полтора музыкальных звезд разной величины, гастролировавших в нашем городе. О местных меломанах говорить не приходится – уже целое поколение слушателей выросло с «Классикой» и приобщилось к шедеврам благодаря «Классике», которая неустанно занимается музыкальным просветительством, неся луч света в темное царство провинции, прозябающей под гнетом рыночной экономики.

Спасите наши души

К юбилею филармонии, под крылом которой «Классика» плодотворно сеет разумное, доброе, вечное, оркестровый коллектив подошел вооруженным новыми проектами и гастрольными предложениями. Последнюю каплю добавили депутаты городской думы, объявив руководителя и дирижера оркестра Адика Абдурахманова почетным гражданином Челябинска.

– Как себя чувствуете в новой роли? – вворачиваю «под руку», пока новоявленный гражданин откупоривает бутылку шампанского.

«Пых» – тихонько охнула бутылка, и золотистая влага зашуршала в бокалы.

– Руки, ноги на месте, вторая голова не отросла, все как прежде, – пожимает плечами наш герой.

– Поздравляю, – хихикаю над шуткой.

«Дзынь» – поцеловались бокалы, и в носу защекотало.

– А если честно, не ожидал, – признается Адик Аскарович. – Очень признателен, что моя работа получила такую серьезную оценку. Хотя первый порыв был вообще отказаться.

– Но почему?

– Я понимаю, врач – он достоин такого звания, он спасает жизни, а я что? Сказал об этом коллегам. Мне в ответ: «А мы спасаем душу». Может, они и правы… А потом я подумал про оркестр: хочется верить, что это поможет какие-то двери открывать легче, что-то сделать для артистов.

Адик А.jpg

Таланты всех мастей, объединяйтесь!

Камерный оркестр «Классика» не сразу попал в филармонические списки, 12 лет он находился в свободном плаванье и лишь с 2006-го обрел постоянную и надежную пристань.

– Тогда у нас открылось второе дыхание, выросли крылья. Да, мы уже ездили на гастроли, даже за рубеж, но были вынуждены играть что-то попсовое, популярную классику – таким было требование публики, а нам нужно было как-то окупать себя. Мы даже помыслить не могли сыграть Стравинского или Равеля – здесь их никто слушать не хотел, разве что за границей. Благодаря филармонии это стало возможным, филармония во многом помогла воспитать своего слушателя, он у нас есть, и для него мы теперь можем играть и Стравинского, и Равеля, и даже Брукнера. Мне очень нравится, что есть возможность делать большие совместные проекты, и не только с коллективами самой филармонии, а, к примеру, с Камерным театром. Мне вообще кажется, что в Челябинске должен быть какой-то центр, способный объединить культурные учреждения, чтобы проводить мероприятия – те же мастер-классы, концерты. К сожалению, как-то так получается, что каждый сам по себе, варится в собственном соку, это неправильно, а у филармонии есть хорошее стремление объединять талантливых людей. В конце концов, все мы заняты одним делом.

Самый лучший день

«Молодая классика» – отдельная песня. Детский коллектив растет, развивается, ездит на гастроли, а самое главное – готовит новые отличные кадры.

– Ребятки, которые у нас начинали, даже не думали быть профессиональными музыкантами, а потом почти все пошли в вуз – так им понравилось. И ведь поступили! – гордится руководитель. – Без ложной скромности могу сказать, что благодаря им струнное отделение института искусств задышало нормально. Теперь мы их приглашаем участвовать во взрослом составе, а для детского оркестра набрали новых деток из ДШИ.

Нынешним летом молодежь во второй раз восторгалась австрийскими Альпами, в то время как австрийская публика дарила свои овации юным музыкантам с Урала.

Буквально вчера с ответным визитом нагрянули гости из Фронляйтена. Их ждал теплый прием и совместный концерт. А уже в конце сентября по проторенной дорожке в предгорья Альп отправятся старшие товарищи: публика Граца и Зальцбурга жаждет услышать классическое исполнение венских классиков.

– Самое радостное воспоминание, связанное с филармонией? – прошу вспомнить маэстро.

– О, их много, – на секунду Адик задумался, с чего начать. – Гастроли, проекты, концерты – с Мацуевым, Герзмавой, скоро приезжает Плетнев, которого я обожаю, – гениальный музыкант! Хотелось бы пригласить к нам Люку Дебарга – он участвовал в последнем конкурсе Чайковского. Очень интересный молодой исполнитель. Знаешь, один играет очень хорошо, правильно, но скучно, а этот парень играет вдохновенно. Гении не придерживаются правил.

Как-то незаметно после дифирамбов перешли на деловую тему, заговорили о планах. Их, как всегда, много, и все наполеоновские.

Мацуев и Абдурахманов.jpg

От литературы до кино

– Первый проект посвящен нобелевским лауреатам, их пять: Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский, – раскрывает карты собеседник. – К текстам подберем музыку, которая соответствует. К примеру, Солженицына будет сопровождать музыка Шостаковича, для Бунина, скорее всего, подойдут сочинения Красавина.

– И по какому принципу подбираете сопровождение?

– По внутреннему созвучию. Конечно, это немножко субъективно, за исключением разве что Пастернака, у которого множество стихов посвящено музыке – поэт в свое время даже учился в консерватории.
– С музыкальной частью все понятно. Кто возьмет на себя литературную основу?

– Будем привлекать хороших артистов. Александр Филиппенко, к примеру, займется Солженицыным. Думаю, должно получиться интересно.

Второй проект тоже необычен – оркестр выступит в роли… тапера.

– Идею подсказал фонд Боша. Если помните, он как-то проводил у нас фестиваль, во время которого демонстрировались старые немые фильмы. Тогда тапером выступил худрук филармонии Владимир Ошеров. Мы подумали: почему бы нам не попробовать? Экран у нас в филармонии есть, оркестр – само собой, ноты найдем.

– Какие фильмы выбрали?

– Не слишком известные, но с известными актерами – Чаплиным, Верой Холодной и Марлен Дитрих.
Наконец, третий проект не менее грандиозен – «Музыкальные столицы мира», включая Вену, Прагу, Париж, Милан, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес.

– Каждый город связан с определенной музыкой. Когда мы называем Нью-Йорк, у нас же он не ассоциируется с симфонической музыкой, хотя на самом деле «Американская» симфония есть, но все-таки по большей части там звучит совершенно иная музыка. Буэнос-Айрес – это непременно Пьяццолла. Вот еще хотелось бы что-то мексиканское подобрать. Жаль, что только десять наименований должно быть, хотелось бы больше, – мечтает дирижер.

Премьера на заказ

Самый ближний проект, юбилейный концерт, уже в полный рост маячит в поле зрения. 18 сентября счастливчики, попавшие на торжество, получат массу удовольствий: программа необычная, список гостей впечатляющий, начиная с Канон Мацуда, японской девочки-виртуоза, которую несколько лет назад привозил в наш город Михаил Плетнев, заканчивая Анатолием Кроллом и Валерием Ярушиным. Классика и эстрада честно поделили время пополам.

– Чем будете удивлять?

– Концертом для четырех роялей. Такое произведение редко можно услышать, сейчас четыре инструмента найти проблематично. И еще у нас будет мировая премьера, приуроченная к юбилею филармонии.

– С этого места поподробнее…

– В мае мы объявили конкурс, предложили написать пьесу для оркестра, посвященную нашему юбилею, – рассказывает дирижер. – Откликнулись композиторы из Москвы, Перми, Екатеринбурга, Уфы, конечно же, челябинцы приняли участие. Условия конкурса были минимальны: это должно быть произведение для оркестра не более десяти минут. Прислали 26 партитур. Мы выбрали пять лучших работ, но только одну пьесу исполним на юбилейном концерте. Это секрет, – предупреждает мой вопрос маэстро. – Остальные четыре будем играть в течение года на наших концертах.

– То есть вы решили растянуть удовольствие на целый год?

– Почему нет? Как говорится, кто празднику рад… Повод весьма солидный.

С юбилеем, филармония!

Адик Абдурахманов, руководитель и дирижер филармонического оркестра «Классика», детского оркестра «Молодая классика»:

– Филармония – это моя жизнь, семья, работа, хобби, мой дом – все вместе взятое. Громкие слова, но это правда. Это касается не одного меня. Многие музыканты проводят здесь много времени: репетируют, сюда приводят учеников. Я хочу, чтобы она стала и их домом тоже. Мне нравится, что это совсем не провинциальное учреждение: когда заходишь сюда, возникает ощущение культуры. Здесь сложились свои правила, традиции, и это замечательно.

Знаете, кто-то из мудрых сказал, что человек не может быть счастлив, если у него нет мечты. Моя мечта – симфонический оркестр. Наша область, в которой есть три профильных вуза, просто обязана иметь такой коллектив. Думаю, что это случится благодаря филармонии.

Фото предоставлено филармонией, из открытых интернет-источников