Меню

Любовь купить нельзя, но платить за нее приходится дорого

06.12.2017 18:49 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Жил один французский мужчина и восемь любящих женщин. В один прекрасный день он узнает, что теща не отдаст ему свои акции, как обещала, что жена уходит к любовнику, а свояченица влюблена в него по уши, падчерица беременна, хочет сделать аборт, а любимая сестра требует денег для своего любовника. От такого обилия внимания и требования денег голова хоть у кого пойдет кругом, вот хозяин дома и принимает предложение своей младшей дочки прикинуться трупом, чтобы поставить точки над i. Пока дамы, запертые на одинокой вилле в лесу, пытаются вычислить мнимого убийцу, перетряхивая грязное белье и вытаскивая из шкафов всевозможные скелеты, «покойник» подслушивает и подглядывает. Правда, ничего особенного не узнает – так, мелочи, к примеру, что у его жены и сестры один любовник на двоих – его младший компаньон, и прочую ерунду. В самый кульминационный момент он решается воскреснуть. А теперь внимание, вопрос! Почему именно теперь, услышав пламенную речь младшей дочери о том, как она его любит и спасет от этих фурий, герой стреляется?
Любовь купить нельзя, но платить за нее приходится дорого
фото Марата МУЛЛЫЕВА

  • В Камерном театре сыграли детектив. В основе премьерной работы пьеса французского драматурга Робера Тома «8 любящих женщин». Публике представили сюжет в духе Агаты Кристи и предложили найти убийцу.

Версия 1. Корыстная.

Наивно было бы думать, что богатые люди настолько глупы, что не понимают за что их так любят зависящие от них домочадцы и бедные родственники. Нет, конечно, любви все общественные классы покорны, но материальный стимул частенько усиливает и продлевает чувства, поскольку известно, что нельзя любви, земной любви пылать без конца. Вопрос насколько души порывы зависят от финансовых вложений?

Это, следуя версии №1, и решил выяснить Марсель, он же хозяин дома, обреченный на любовь восьми дам. Пардон, повторюсь: ничего тотально нового о семи присутствующих он так и не узнал, а вот восьмая раскрылась во всей красе. Родная дочка Катрин оказалась не по годам продвинута, не только обожает читать ужасы по ночам, но и устраивать кошмары родным и близким: это она закрутила сюжетец в надежде вывести всех на чистую воду. Девочка беззастенчиво стравливает родных, мастерски подставляет сестру и даже родную мать, выставляя их перед отцом в самом неприглядном свете (пусть кто не грешен бросит камень), обвиняя их в бесконечном эгоизме, и для чего? Чтобы отец отказался от всех них и… достался ей одной: «Папа! Ты во всем убедился? Я была права? Сейчас мы с тобой уедем! – Выстрел.» Последняя надежда, родная дочь ничуть не лучше остальных, она оказалась настоящим монстром, который не останавливается ни перед чем в достижении своей собственной цели. Как тут не застрелиться?

Увы для подтверждения версии №1 нет основания – главного крысолова, под чью дудку пляшут окружающие. Роль Катрин в спектакле ключевая и не только потому, что проказница прячет ключи от комнаты, где запирается «труп» отца, чтобы никто из присутствующих не смог определить, что пациент скорее жив, чем мертв. (Кстати, именно Катрин становится первой подозреваемой, поскольку столь быстро соображать в шоковом состоянии могут далеко не все. Но автор пьесы мастерски отвлекает читательское и зрительское внимание.) Это младшая дочь разыгрывает шахматную партию, но при этом умудряется оставаться в тени. На Катрин делается главная ставка, но игра молодой актрисы не дает никакого повода ее подозревать в этом лидерстве, поскольку никак не дотягивает до масштаба Бонни даже без Клайда или хотя бы до пресловутого катарсиса.

0120.JPG

Версия 2. Романтическая

Поскольку первая версия театром не поддерживается, ищем новые. Главный вопрос, который задает автор на пару с режиссером, остается прежним: почему Марсель не свел счеты с жизнью сразу же, а ждал почти сутки? Пойдем другим путем. «Я ему сказала: «Нет, нет, папка! Не плачь. Эти дамы не стоят твоих слез! – истерила на сцене Катрин, - … я поклялась: сдохну, а ты, папа, будешь счастлив!» В чем заключается счастье отца да еще по мнению дочери? Может, он поддался уговорам разыграть свою смерть, надеясь хотя бы после смерти услышать добрые слова и признания в любви? Не услышал. Жизнь прошла мимо. Гори все синим пламенем. Пулю в лоб.

Минуточку! А как же младшенькая? «Там, за этой дверью – папа! Живой, довольный, он все слышал, все знает – и сейчас он уедет с Катрин, со своей маленькой дочкой, далеко-далеко!» - актриса искренне, без подтекста произносит эти слова. Её Катрин действительно любит отца и хочет спасти от лжи и фальши (временное заблуждение юности, но тем не менее). Но папа все равно стреляется, он предает свою маленькую Катрин, потому что ровно такой же эгоист, как все, кто его окружает. Он точно также погружен в свои проблемы и ему наплевать на дочь. Именно поэтому после пламенного монолога Катрин, все остальные дамы просто заливаются хохотом – уж они-то знают каков Марсель на самом деле. Выстрелом отец предает свою дочь, ее надежды, как все остальные предали его. В таком случае главный пострадавший – уже Катрин, ведь, как известно труднее всего тем, кто остается жить. Как такой вариант? Правда, тут тоже есть неувязочка: станет ли эгоист пускать себе пулю в лоб из-за каких-то эфемерных отношений? Впрочем, некоторые специалисты считают суицид высшим проявлением эгоизма.

0168.JPG

Версия 3 и последующие.

Вытекают из предыдущей. Продолжая эгоистическую тему можно предположить, что герой раскаялся. Увидел, к чему привел его нездоровый эгоизм, и решил устранить главную причину, потому как решить проблему просто не в силах.

А может герой не эгоист, а совсем наоборот, мазохист (вспомним про слезу, повисшую на кончике носа)? Сразу не хватило духу кончить разом, да и дочка помешала, зато потом, наслушавшись вовсе невысоких душевных излияний, да еще поднакрутив себя как следует, он решает сбежать от всех в мир иной? А женщины – лживые, ленивые и злобные фурии, которые наперегонки стремятся оседлать мужика побогаче, в этой гонке не щадят ни дочерей, ни живота своего. Вариант а ля рюс: все бабы – стервы, все мужики – козлы.

Еще пару-тройку версий можно набросать без особых усилий, жанр детектива, как никакой другой стимулирует фантазию. Разгадывать шарады интересно, но в том случае, если получаешь приз – правильный ответ. Похоже, автор, режиссер и актеры не слишком хорошо договорились, а посему возникает сомнение – нет, все понятно, но что конкретно?

Подсказки есть, но они зачастую уводят в сторону, причем не только от действа, что собственно приветствуется и является основой жанра, но и от самого жанра, который периодически сбивается в сторону комедии или даже клоунады. Что в конце концов наталкивает на шальную мысль: может быть никакого и самоубийства не было? Очередной розыгрыш. Господин Марсель по-прежнему жив, здоров, отправился на Гаваи, чтобы подлечить подорванные нервишки. Почему бы нет? Какая версия вам больше нравится? Режиссер и театр дают полную свободу выбора.

0084.JPG

Пояснительная записка к следствию

На взгляд пристрастного зрителя последняя версия очень даже обоснованна. Увы и ах, но на настоящий детектив разыгранная история мало тянет. Во-первых, никому ни на минуточку ничуточки не страшно. Давно известно, что атмосфера саспенса достигается отнюдь не количеством света и децибел на сцене, а внутренней концентрацией энергетики артистов (хотя от света и музыки тоже зависит). «Страх заразителен, как насморк, и всякий раз делает из единственного числа множественное», - верно подметил Иоганн наш Гете. Заразиться страхом на премьере не удалось.

Гораздо интереснее, выразительнее и заразительнее смотрелись комичные сцены, благодаря катализатору, которым послужила Огюстина (в миру актриса Мария Беляева). Образ взбалмошной тетушки получился настолько ярким, харизматичным, органичным, что перетянул все одеяло на себя, отправив на выселки всю тройку скучно одинаковых сексапилок (Габи, Сюзон, Пьеретта). Нелепые комичные позы, реплики последних также подливают масла в огонь, играют в пользу последней версии – розыгрыша.

0099.JPG

В-третьих, отношения между героями скорее обозначены, подозрения в убийстве мимолетны и не тягостны, откровения не шокируют, происходят легко во вполне французском, непринужденном духе с налетом водевильности, ну а танцы дополняют веселую картинку. Не вписывается в умозрительную концепцию разве что долгая раскрутка в первом действии. Ну что ж, водевили тоже местами бывают скучными.

Подводя итог. Спектакль получился вполне ничего себе. Для желающих провести вечерок в театре и поучаствовать в квесте. Рекомендуем.