Меню

Челябинск обуял джазовый беспредел

09.06.2018 15:33 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК.
Весь вечер в парке имени Гагарина звучал джаз. Фестиваль «Какой удивительный мир» переехал в этом году на новое место, и организаторы постарались, чтобы это событие не осталось незамеченным. Впервые открытие фестиваля прошло под открытым небом, грандиозный концерт длился часа три.
Челябинск обуял джазовый беспредел


Равнение на восток

Несмотря на весьма прохладную погоду, пятничным вечером в парке имени Гагарина было многолюдно. Весть о переезде джазового фестиваля «Какой удивительный мир» благополучно была донесена до поклонников и простых обывателей – народ, жаждущий зрелища, волнами накатывал на входную площадку и стекал по ступенькам на центральную аллею парка.

Духовой оркестр филармонии принимал гостей первым, прямо на входе. Знакомые любимые мелодии и осознание того, что впереди выходные, грели душу, лица челябинцев светлели прямо на глазах.

По другую сторону входной группы строилась колонна джазовых музыкантов. Из чехлов доставали инструменты.

- Кто поведет? – пытаю худрука «Уральского диксиленда» Валерия Сундарева. Прежде всегда Игорь Бурко вышагивал впереди колонны.

- Петр Востоков, - кивает в сторону московских гостей.



Сбоку пристраиваются юные таланты с саксофонами и флейтами, попутно выслушивая наставления педагогов. Девчонки-барабанщицы в коротких юбчонках и мохнатых папахах переминаются с ноги на ногу, мужественно улыбаясь.

Джазмены - люди вольные, как они договариваются – известно только им самим, но в какой-то момент колонна одномоментно вздохнула несколькими десятками легких и тронулась в путь.

У природы нет плохой погоды

Широкой змеей джазовая колонна ползла по аллее, как магнит притягивая к себе всех, кто встречался на пути. Встречные хватались за мобильники, тут же меняли курс, забывая о прежнем. Фанаты прихлопывали, притопывали, приплясывали по ходу. На придорожные лавочки, как птицы, то и дело вспархивали фотографы, охотясь за удачным кадром. Им ослепительно улыбалась джазовая дива из Испании. Холодный уральский ветер ерошил знойные кудри парня из Ирана, с радостным удивлением взиравшего на массовое «хулиганство» - ничего подобного у него на родине быть не могло, поскольку там джаз запрещен к исполнению.



С короткими остановками и танцевальными паузами добрались до летней эстрады, здесь толпа разделились: желающие отправились занимать места поближе к сцене. Среди публики мелькали первые лица: резво и смело, в одном костюмчике, прошествовал первый зам культурного ведомства. Чиновника тут же осчастливили теплым пледом, утепление перепало и кое-кому из зрителей – свежий воздух с каждым вдохом казался прохладнее.

- Как хорошо, что мы не успели убрать теплые вещи, - шутил со сцены вице-губернатор Вадим Евдокимов.
- Замечательно, что фестиваль вышел в народ, это дает возможность еще большему количеству жителей познакомиться с этой потрясающей музыкой, - поздравлял с открытием знаменитый земляк и народный артист Анатолий Кролл.

Вспоминали отца-основателя Игоря Бурко, желали хорошей погоды и впечатлений и вот наконец приступили к делу.




Орган в ночи

Открыли концерт юные дарования - целый детский оркестр «Флейты Челябинска» во главе с Георгием Анохиным демонстрировал джазовую преемственность. Эстафету подхватили старшие коллеги из «Уральского диксиленда». Народ, подгоняемый холодным ветром и джазовым драйвом, пустился в пляс.

Первый концерт стал своеобразной презентацией, свои визитки представили практически все участники: джаз-трио Kill Scoville и Studebaker’63 (Австрия), иранский коллектив Bomrani Band, Большой джазовый оркестр Петра Востокова (Москва).

Отдельным номером программы стала презентация нового передвижного электрооргана, который совсем недавно поступил в распоряжение Челябинской филармонии. Самым стойким, дождавшимся финала, повезло первыми увидеть и услышать новый инструмент.

По внешнему виду переносной орган заметно отличается от старшего брата - в первую очередь отсутствием многочисленных труб, которые, собственно, и придают органу столь могучий голос, вместо них работает компьютерная система. По габаритам электроорган значительно меньше даже самого скромного церковного собрата и больше похож на многоуровневое фортепиано.



Главное преимущество - мобильность — позволяет привезти орган куда угодно и создать соборное звучание в любом зале или даже под открытым небом. К тому же цифровой инструмент в отличие от духового не требует настройки, что тоже имеет значение в условиях гастрольных поездок.

История с продолжением

- Инструмент мы заказали еще осенью, но доставили его только в апреле, - целую историю рассказал челябинский органист Владимир Хомяков. – Орган изготовлен голландской фирмой Johannus Orgelbouw. Речь о переносном инструменте шла давно, уже лет десять. Первоначально хотели купить легендарный Hammond, конечно, в идеале хотелось получить оригинал, а не электронной клон от Suzuki. Но, к сожалению, последние оригинальные инструменты были сделаны в 1975 году, а по закону мы не имеем права приобретать подержанные инструменты. Хотя я нашел в Германии специалиста, который великолепно реставрирует органы Hammond, мы даже выбрали модель, но не срослось. В результате купили Johannus.

Проба пера прошла на джазовом фестивале. Владимир Хомяков выступил в дуэте с Игорем Паращуком, саксофонистом из Екатеринбурга. Дуэт, кстати, уже известен челябинцам по другому фестивалю – «Джаз на большом органе».

- Идея поучаствовать в концерте появилась недавно. Хороший повод продемонстрировать наше приобретение публике, - уверен органист.

- И как вам новый инструмент? – пытаю маэстро.

- Я его звучанием доволен, - как всегда корректен музыкант.

А дальше новому инструменту прочат большое гастрольное будущее.

- Будем расширять географию концертов, - продолжает Владимир Викторович. – Поедем на гастроли в область. Как раз будет очередной фестиваль «Джаз на органе». Публика получит новые впечатления, а мы – нового зрителя. Собственно, с этой целью и приобретался инструмент.

На осеннем фестивале новичок будет звучать в дуэте с главным органом Челябинска, что расширяет творческие перспективы. А через год Johannus отправится в Крым. Челябинская филармония планирует прокатиться с мобильными органными концертами по всему полуострову в рамках соглашения с Крымской филармонией, заключенного в 2015 году.



Продолжение следует

Джазовый беспредел продолжался три дня. На следующий день на Кировке стартовал еще один стрит-парад. Народу, как музыкального, так и вольнослушающего, в этот раз было поменьше, погода совсем не благоволила долговременным прогулкам. А вот оркестр звучал более слаженно: в компактной группе лучше слышно друг друга. Пройдя всю Кировку, завернули к барельефу Игоря Бурко. Прощальные аккорды - и барабаны и трубы перемещаются в автобусы, которые сопровождают байкеры и ретромашины. Фотографы щелкают им вслед, сожалея, что стрит-парад не превратился в стрит-пробег.



Весь день в парке звучал джаз, вечером от джазовых ритмов и аплодисментов вибрировали стены филармонии. Третья, последняя волна джаза накрыла город в воскресенье, согревая и расцвечивая его всеми красками еще не состоявшегося лета. Что же, фестиваль выстоял, одолел очередной рубеж. Что будет дальше? Время покажет.

Фото Людмилы ПОТАПОВОЙ.