Челябинск обуял джазовый беспредел
09.06.2018 15:33 - автор
Виктория ОЛИФЕРЧУК.
Весь вечер в парке имени Гагарина звучал джаз. Фестиваль «Какой удивительный мир» переехал в этом году на новое место, и организаторы постарались, чтобы это событие не осталось незамеченным. Впервые открытие фестиваля прошло под открытым небом, грандиозный концерт длился часа три.
Равнение на восток
Несмотря на весьма прохладную погоду, пятничным вечером в парке имени Гагарина было многолюдно. Весть о переезде джазового фестиваля «Какой удивительный мир» благополучно была донесена до поклонников и простых обывателей – народ, жаждущий зрелища, волнами накатывал на входную площадку и стекал по ступенькам на центральную аллею парка.
Духовой оркестр филармонии принимал гостей первым, прямо на входе. Знакомые любимые мелодии и осознание того, что впереди выходные, грели душу, лица челябинцев светлели прямо на глазах.
По другую сторону входной группы строилась колонна джазовых музыкантов. Из чехлов доставали инструменты.
- Кто поведет? – пытаю худрука «Уральского диксиленда» Валерия Сундарева. Прежде всегда Игорь Бурко вышагивал впереди колонны.
- Петр Востоков, - кивает в сторону московских гостей.
Сбоку пристраиваются юные таланты с саксофонами и флейтами, попутно выслушивая наставления педагогов. Девчонки-барабанщицы в коротких юбчонках и мохнатых папахах переминаются с ноги на ногу, мужественно улыбаясь.
Джазмены - люди вольные, как они договариваются – известно только им самим, но в какой-то момент колонна одномоментно вздохнула несколькими десятками легких и тронулась в путь.
У природы нет плохой погоды
Широкой змеей джазовая колонна ползла по аллее, как магнит притягивая к себе всех, кто встречался на пути. Встречные хватались за мобильники, тут же меняли курс, забывая о прежнем. Фанаты прихлопывали, притопывали, приплясывали по ходу. На придорожные лавочки, как птицы, то и дело вспархивали фотографы, охотясь за удачным кадром. Им ослепительно улыбалась джазовая дива из Испании. Холодный уральский ветер ерошил знойные кудри парня из Ирана, с радостным удивлением взиравшего на массовое «хулиганство» - ничего подобного у него на родине быть не могло, поскольку там джаз запрещен к исполнению.
С короткими остановками и танцевальными паузами добрались до летней эстрады, здесь толпа разделились: желающие отправились занимать места поближе к сцене. Среди публики мелькали первые лица: резво и смело, в одном костюмчике, прошествовал первый зам культурного ведомства. Чиновника тут же осчастливили теплым пледом, утепление перепало и кое-кому из зрителей – свежий воздух с каждым вдохом казался прохладнее.
- Как хорошо, что мы не успели убрать теплые вещи, - шутил со сцены вице-губернатор Вадим Евдокимов.
- Замечательно, что фестиваль вышел в народ, это дает возможность еще большему количеству жителей познакомиться с этой потрясающей музыкой, - поздравлял с открытием знаменитый земляк и народный артист Анатолий Кролл.
Вспоминали отца-основателя Игоря Бурко, желали хорошей погоды и впечатлений и вот наконец приступили к делу.
Орган в ночи
Открыли концерт юные дарования - целый детский оркестр «Флейты Челябинска» во главе с Георгием Анохиным демонстрировал джазовую преемственность. Эстафету подхватили старшие коллеги из «Уральского диксиленда». Народ, подгоняемый холодным ветром и джазовым драйвом, пустился в пляс.
Первый концерт стал своеобразной презентацией, свои визитки представили практически все участники: джаз-трио Kill Scoville и Studebaker’63 (Австрия), иранский коллектив Bomrani Band, Большой джазовый оркестр Петра Востокова (Москва).
Отдельным номером программы стала презентация нового передвижного электрооргана, который совсем недавно поступил в распоряжение Челябинской филармонии. Самым стойким, дождавшимся финала, повезло первыми увидеть и услышать новый инструмент.
По внешнему виду переносной орган заметно отличается от старшего брата - в первую очередь отсутствием многочисленных труб, которые, собственно, и придают органу столь могучий голос, вместо них работает компьютерная система. По габаритам электроорган значительно меньше даже самого скромного церковного собрата и больше похож на многоуровневое фортепиано.
Главное преимущество - мобильность — позволяет привезти орган куда угодно и создать соборное звучание в любом зале или даже под открытым небом. К тому же цифровой инструмент в отличие от духового не требует настройки, что тоже имеет значение в условиях гастрольных поездок.
История с продолжением
- Инструмент мы заказали еще осенью, но доставили его только в апреле, - целую историю рассказал челябинский органист Владимир Хомяков. – Орган изготовлен голландской фирмой Johannus Orgelbouw. Речь о переносном инструменте шла давно, уже лет десять. Первоначально хотели купить легендарный Hammond, конечно, в идеале хотелось получить оригинал, а не электронной клон от Suzuki. Но, к сожалению, последние оригинальные инструменты были сделаны в 1975 году, а по закону мы не имеем права приобретать подержанные инструменты. Хотя я нашел в Германии специалиста, который великолепно реставрирует органы Hammond, мы даже выбрали модель, но не срослось. В результате купили Johannus.
Проба пера прошла на джазовом фестивале. Владимир Хомяков выступил в дуэте с Игорем Паращуком, саксофонистом из Екатеринбурга. Дуэт, кстати, уже известен челябинцам по другому фестивалю – «Джаз на большом органе».
- Идея поучаствовать в концерте появилась недавно. Хороший повод продемонстрировать наше приобретение публике, - уверен органист.
- И как вам новый инструмент? – пытаю маэстро.
- Я его звучанием доволен, - как всегда корректен музыкант.
А дальше новому инструменту прочат большое гастрольное будущее.
- Будем расширять географию концертов, - продолжает Владимир Викторович. – Поедем на гастроли в область. Как раз будет очередной фестиваль «Джаз на органе». Публика получит новые впечатления, а мы – нового зрителя. Собственно, с этой целью и приобретался инструмент.
На осеннем фестивале новичок будет звучать в дуэте с главным органом Челябинска, что расширяет творческие перспективы. А через год Johannus отправится в Крым. Челябинская филармония планирует прокатиться с мобильными органными концертами по всему полуострову в рамках соглашения с Крымской филармонией, заключенного в 2015 году.
Продолжение следует
Джазовый беспредел продолжался три дня. На следующий день на Кировке стартовал еще один стрит-парад. Народу, как музыкального, так и вольнослушающего, в этот раз было поменьше, погода совсем не благоволила долговременным прогулкам. А вот оркестр звучал более слаженно: в компактной группе лучше слышно друг друга. Пройдя всю Кировку, завернули к барельефу Игоря Бурко. Прощальные аккорды - и барабаны и трубы перемещаются в автобусы, которые сопровождают байкеры и ретромашины. Фотографы щелкают им вслед, сожалея, что стрит-парад не превратился в стрит-пробег.
Весь день в парке звучал джаз, вечером от джазовых ритмов и аплодисментов вибрировали стены филармонии. Третья, последняя волна джаза накрыла город в воскресенье, согревая и расцвечивая его всеми красками еще не состоявшегося лета. Что же, фестиваль выстоял, одолел очередной рубеж. Что будет дальше? Время покажет.
Фото Людмилы ПОТАПОВОЙ.
Тэги: