Меню

В Челябинске стартовал культурный проект #ТеатрПространствоСвободы, из-за чего у сотрудников выставочного зала выросли … уши

23.03.2019 09:00 - автор Виктория Олиферчук
Второй год уж как областной минкульт пытается объять необъятное: представить самому массовому зрителю театр во всей красе.. Дело столь же благое, сколь и сложное. От бурных фантазий организаторов не всем пришлось сладко: в музейном хранилище пришлось выносить двери, а у сотрудников выставочного зала даже выросли… уши.
В Челябинске стартовал культурный проект #ТеатрПространствоСвободы, из-за чего у сотрудников выставочного зала выросли … уши


Следуй за кроликом

Для несведущих: министерское детище, проект #ТеатрПространствоСвободы, нацелен на то, чтобы максимально сблизить театр и зрителя, с целью заинтересовать и влюбить в себя последнего. Гвоздем программы стала выставка «Театральное зазеркалье», посвященная театру кукол. Здесь можно увидеть много интересного из жизни театра и закулисья, узнать, к примеру, как и из чего делаются театральные куклы, поучаствовать в мастер-классах, пообщаться с актерами, режиссерами и, конечно, посмотреть спектакли. Весь этот экшн продлится в течение месяца – до 21 апреля.
image5.jpg

«Следуй за кроликом!» – вопиет афиша, и людской поток устремляется в гардероб, где маячат белые ушки. Девчонки-гардеробщицы, как зайцы, бойко скачут среди груды одежды, раздавая номерки. Перед входом еще парочка приветливо кивает ушами всем входящим на выставку.
image7.jpg
На верхней ступеньке торможу от неожиданности: от пола до потолка, во весь огромный проем, угрожающе маячит кроличья нора, которая как черная дыра засасывает посетителей. Из нее выныривает очередной кролик, подмигнув, скрывается в людском лабиринте, продираясь в другой конец зала.
– Почему кролик?! – нервно хватаю за рукав первого замминистра культуры, по чьей инициативе творится все это безобразие.
– Потому что кролик принес две «Золотые маски» нашему кукольному театру (Спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» в челябинском театре кукол завоевал две национальные премии «Золотая маска». – Авт.), – защищает идею Григорий Цукерман. – Во-вторых, Кролик ассоциируется с Алисой и страной чудес. В третьих, поскольку выставка в большей степени ориентирована на детей, мы хотели превратить все пространство в большую сказочную поляну  (Выскользнув на паузе, разворачивается и попадает под объективы телевизионщиков).
Не в силах больше противостоять притяжению черной дыры, ныряю с головой в темноту кроличьего убежища.
image3.jpg

На дворе трава, а в траве – нора.

Внутри на удивление просторно. Две девчонки с любопытством разглядывают этапы создания марионетки. Рядом наглядное разъяснение: какие бывают куклы, из чего изготавливаются, костюм-невидимка кукловода. Живописно возвышается груда гипсовых слепков с кукольных физиономий.
Но это все приходит в зрительный нерв постфактум, сначала рецепторы впиваются в огромное полотно на всю стену – групповой портрет артистов челябинского кукольного театра 40 лет назад. Ищу знакомые лица, в центре явно должен быть Вольховский, главный режиссер и театральный гуру 70–80-х годов.
– Здесь у нас только Наталья Ивановна Балдина. – Александр Борок, нынешний главреж, проявляется из темноты, как Чеширский Кот, начиная с улыбки. Показывает на изящную фигуру в центре композиции: – Наш самый дорогой экспонат (Гордится).
– Дороже «Золотой маски»? – провоцирую.
– Ну конечно! Это уже история! Навсегда! Столько лет картина хранилась в запасниках, а тут ее нашли, извлекли, да еще с такими проблемами…
image11.jpg
– Она не проходила в двери, пришлось разобрать полстены, все вынести, потом опять занести, – расписывает в красках Григорий Цукерман.
– Картину Павел Ходаев нарисовал после премьеры «Соломенного жаворонка» – это был первый спектакль Вольховского в нашем театре, – вспоминает Наталья Балдина. – Художник так впечатлился, что решил нарисовать. И сама композиция похожа на мизансцену из «Жаворонка». Мы позировали ему по отдельности. Пришли на выставку и немножко растерялись. Он сделал стилизованный портрет, так что некоторые себя не сразу узнали, – улыбается Наталья Ивановна.
image4.jpg
На противоположной стороне аналогично размахнулась другая картина, точнее фотомонтаж, где в зеркальном отражении замерли сегодняшние артисты. Различаю знакомцев: Андрей Дрыгин, Марианна Тарасова, Николай Архипов… А! Вот и нынешний рулевой Александр Борок.

До завтра!
Громкий призыв возвещает о начале вернисажа.
image1.jpg
В малом выставочном зале яблоку негде упасть, звенит весенняя капель с потолка, кричат микрофоны, заяц играет на виолончели, курица из «Аналогии» (Спектакль в кукольном театре. – Авт.) танцует стриптиз, Алиса дирижирует снежным оркестром из «Щелкунчика», исполняющим «Вальс цветов», а первый замминистра читает стихи, короче, полный беспредел!
image10.jpg
Тихо ретируюсь – пока народ занят зрелищем, можно спокойно прогуляться по выставке. Все три кукольных театра представлены. Магнитогорский «Буратино», конечно, привез своего деревянного человечка, Мальвина завлекательно выглядывает из чайника, госпожа Метелица взгромоздилась на крышу домика. Верстовые столбы застолбили «Тамбовскую казначейшу» из Озерска, рядом Маленький Принц демонстрирует свой мир.

image6.jpg

Мыши, спускающиеся по пологу, заполонившие абажур, Щелкунчик на деревянном коне, а напротив скелет лошади, на которой играл маленький принц Гамлет – это уже территория челябинского театра кукол. Можно зайти с тылу к любой декорации и даже попробовать оживить куклу – здесь все тайные желания зрителей исполняются.

image9.jpg
Малый зал взорвался воплями. Поздравляли с открытием проекта, с Днем кукольника, поздравляли директора челябинского кукольного театра Ирину Левченко, которая родилась аккурат к профессиональному празднику. Дарили цветы, дипломы, а под конец достали из заветного сундучка настоящего, живого кролика. Животина дрожала под софитами всеми четырьмя лапами, народ сжалился и начал расползаться. Зал потихоньку пустел, впрочем, ненадолго, до завтра, до следующих экскурсий и показов.

image8.jpg
Фото Дмитрия КУТКИНА и Марата МУЛЛЫЕВА.