Меню

Виктор Плотников: «Главное для художника — это заставить технику быть живой»

30.09.2016 12:00 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА


Целую неделю в Государственном историческом музее Южного Урала гостили живые, красивые и немного пугающие... механизмы. Чего стоит хотя бы металлический жук размером с комнатную собачку, который ползал по столу, перебирая зазубренными лапками и шурша шестеренками... Командовал парадом мастер-кукольник, создатель магического театра «Белый козел» Виктор Плотников.

Плотников.JPG

Резное дерево, зубастое железо

Хотя Виктор Плотников челябинец, его работы не выставлялись у нас больше десяти лет, так что мастер стал более известен за рубежом, чем в родном городе. Однако в этом сентябре многолетнее молчание завершилось: в составе театральной программы «Дебаркадера» открылась выставка «Механизмоиды и демонизмы дедушки По». За долгое ожидание Челябинск вознагражден сторицей: все привезенные куклы — своего рода элита, любимцы художника.

- Это не просто выставка — это творческая лаборатория, - признался Виктор Плотников. - Когда занимаешься театром, постоянно приходится идти на какие-то компромиссы, чтобы подготовить спектакль. А в работе с этими вещами я ничем себя не связывал - брал любой материал, любую историю...

22-09-16-(20)-.jpg

Впрочем, придумыванием историй мастер-кукольник не увлекается: по его словам, на 90 процентов сюжет создает тот, кто рассматривает предметы. А задача художника — заставить зрителя пофантазировать...

- Если вас интересует не сюжет, то что? - допытываюсь я.
- Прежде всего — работа с материалами. Вообще по экспозиции можно проследить, как менялись мои пристрастия к материалам: дерево, железо, стекло... А самая последняя вещь, которую я делал непосредственно перед выставкой, - «Пушкин, кружка и старушка» - из простой бумаги. Я так устал от сложных техник, зазубренного железа... Захотелось чего-то другого.

Работу «Пушкин, кружка и старушка» тоже можно было увидеть на выставке: на маленьком диване сидят две куколки. Начинаешь вращать ручку — и бумажный Пушкин водит по листу пером, а бумажная старушка рядом с ним распрямляется и пытается поднять кружку к губам...

2-22-09-16-(77)-1.jpg

Немного волшебства

В музее Виктор Плотников появился как фокусник — с волшебным чемоданчиком. Из него — але-оп! - появились стол, абажур, несколько кукол и механизмов — все необходимое для спектакля «Кармен». Это крошечное представление дают на столе.

Не менее интересные предметы обнаружились в других чемоданчиках: летательный аппарат с пропеллером и звездой на хвосте, но с членистыми лапками насекомого, проект фонтана, паровой котел, на первый взгляд больше напоминающий велосипед... Все они приводятся в движение достаточно простыми рычажками.

3-22-09-16-(56)-.jpg

- Меня не интересует технология, - объясняет Виктор Плотников. - Даже в детстве я никогда не интересовался машинами, не разбирал будильники и кофемолки. И сейчас считаю важным другое. Главное для художника — заставить технику быть живой.

- Виктор Плотников действительно маг и волшебник, - шепотом подтверждает куратор выставки Марья Аникина, заместитель директора музея по выставочной работе. - В его присутствии эти предметы оживают. Механизмы можно долго рассматривать: да, красивые, да, интересные... и не подозревать о жизни, которую они скрывают в себе. Но когда к ним прикасается автор — фигурки внезапно начинают двигаться, ездить, ползать, рисовать... Автор выпускает их скрытую жизнь наружу.

22-09-16-(62).jpg

22-09-16-(60)-.jpg

22-09-16-(71).jpg

Фото Вячеслава НИКУЛИНА