Меню

О чем писали газеты Челябинска накануне Победы

27.02.2020 17:30 - автор Сергей Таран
Совместный проект газеты «Вечерний Челябинск» и Челябинской областной универсальной научной библиотеки посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Цель проекта – рассказать современникам, чем жили горожане накануне Победы, от февраля до мая. В газетных материалах мелькают события, подлинные имена тех, кто действительно ковал Победу, чьи судьбы переплелись с общим делом – сокрушением врага. И вот это, может быть, самый важный аспект проекта.
О чем писали газеты Челябинска накануне Победы


Руководители Кировского завода и Челябинского обкома ВКП(б) в цехе перед отправкой танков на фронт

Газета «За трудовую доблесть», 27 февраля 1945 года

Спортивные новости

image2.jpg

«В воскресенье, 25 февраля 1945 года, закончился профсоюзно-комсомольский лыжный кросс, прошедший на нашем заводе с большим подъемом. Свыше 30 000 трудящихся завода приняли участие в массовых лыжных соревнованиях. В этом числе было 6910 комсомольцев. В нормы комплекса «Готов к труду и обороне» 1-й ступени уложились 20 778 человек, 2-й ступени – 160 человек. Организованно и дружно провели кpocc цехи МХ-1, МХ-2, МХ-3, MX -40, инструментальный № 1 и чугунолитейный. Как общий итог, подавляющее большинство цехов хорошо справилось с кроссом».

Завалы стружки не уменьшаются
«В прошлом году была проделана большая работа по очистке территории завода от грязи, мусора и завалов бракованных деталей и металлической стружки. Однако вопрос с уборкой стружки и предупреждения дальнейшей ее свалки на территории завода до конца не решен. Вокруг цехов, где начальниками тт. Булгаков, Казаков и Филатов, по-прежнему в беспорядке сваливается стружка. Технологическое бюро цеха т. Казакова помещается в первом этаже моторного корпуса. Завалы стружки около этого корпуса настолько велики, что в машбюро не проникает дневной свет и приходится пользоваться поэтому электрическим освещением. Помимо всего, металлическая стружка, которая вывозится из цехов моторного производства на свалку, является отходами ценного высоколегированного сырья. В этом свете вопрос об организации регулярного сбора и правильного использования металлической стружки приобретает государственное значение».

Забота и внимание
«В декабре 1944 года, после демобилизации из рядов Красной армии, я был принят на работу в цветнолитейный цех. Здесь меня окружили теплой дружеской заботой. Секретарь партбюро тов. Щербина интересуется моей работой, бытовыми условиями. Такое же участие проявляет и председатель цехкома профсоюза т. Дуюнов. Я встретил дружеское внимание и со стороны работников цехоуправления тт. Куликова, Шмидта, Максимова, Богомолова, Бонах, Кудрина и других. Мне предоставили квартиру, снабдили теплой одеждой. За время моего пребывания в армии я потерял связь cо своей семьей и считал своих близких погибшими. Но оказалось, что моя жена все время работает на Кировском заводе и находится здесь вместе с семьей. О ней также все время заботились цеховые организации. Все мы глубоко растроганы оказанным вниманием и помощью. Я убедился, что когда кировцы говорят бойцам Красной армии: «Деритесь смело и отважно, а о ваших семьях мы позаботимся», то эти слова подкрепляются конкретными делами. Это умножает желание каждого инвалида – участника Отечественной войны трудиться как можно лучше и напряженнее, чтобы ускорить час вашей победы. М.ВИЛЬФАНД, экономист цветнолитейного цеха».

Газета «Челябинский рабочий», 3 марта 1945 года

Оперативная сводка за 28 февраля: «В течение 28 февраля юго-западнее Генигсберга наши войска в результате наступательных боев, заняли населенные пункты ГРЮНЛИНДЕ, ЛЕМКЮНЕН, ОТТЕН, ГОТТЕСГНАДЕ, ФРИДРИХСХОФ. Войска 2-гo Белорусского фронта, продолжая наступление, 28 февраля овладели городами НОЙШТЕТТИН и ПРЕХЛАУ – важными узлами коммуникаций и сильными опорными пунктами обороны немцев в Померании, а также с боями взяли более 50 других населенных пунктов. В районе БРЕСЛАУ наши войска вели бои по уничтожению окруженной в городе группировки противника, в ходе которых овладели пригородом КЛЕЙНЕ-ЧАНШ, металлургическим заводом Шварц, газовым заводом и заняли 10 кварталов. На других участках фронта – поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения. За 27 февраля на всех фронтах подбито и уничтожено 29 немецких танков. В воздушных бoях и огнем зенитной артиллерии сбито 6 самолетов противника».

image3.jpg
Организатор танковой промышленности на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны Николай Леонидович Духов

Растет производительность труда горняков
«Воодушевленные приказом Верховного Главнокомандующего товарища Сталина о 27-й годовщине Красной армии, горняки коркинских угольных разрезов повышают темпы выдачи угля. За последние дни почти все разрезы выполняют задания. На втором – южном разрезе больших успехов добился коллектив первого участка. Закончив 19 февраля месячную программу, горняки этого участка вывезли за февраль более 5000 тонн угля сверх плана. По-фронтовому работает на этом участке молодежная смена, которой руководит машинист экскаватора бригадир комсомолец т.Ерзянкин. Смена в феврале добыла более 3000 тонн сверхпланового угля. Коллектив третьего участка первого разреза, завершив 23 февраля выполнение месячного плана, обязался выдать сверх программы 2000 тонн угля. Обязательство перевыполнено. Выдано сверх плана 3200 тонн. Все разрезы треста «Коркинуголь» февральский план добычи угля перевыполнили».

Газета «За трудовую доблесть», 15 марта 1945 года

Широкие натуры (маленький фельетон)
«Бесспорно до очевидности, что начальник коммерческого управления Иосиф Григорьевич Злотник – человек с широкой натурой. У начальника отдела металлов Василия Федоровича Шевелева натура ничуть не уже. Поэтому оба начальника без малейших осложнений достигли полного взаимопонимания в вопросе о системе приемки металла и других грузов. Обе широкие натуры решили, что мелочность, скопидомство – черта отвратительная, недостойная людей широкого размаха. И было договорено принимать поступающие на завод вагоны с грузами на джентльменское некое слово поставщиков, не подвергая эти вагоны унизительной для уважаемых отправителей процедуре контрольного взвешивания. А начальник железнодорожного цеха Арсентьев рад-радешенек. У него одна забота – вагоны поскорее разгрузить и сплавить. А взвешивание отняло бы несколько драгоценных минут... Вот и стоят вагон-весы без всякого употребления. Стоят год. Стоят два. За это время Кировский завод получил десятки тысяч вагонов c металлом, углем и другими грузами. Их приняли без веса – на совесть отправителей. Сколько сказано было в накладной – столько и записали. Каков же был истинный вес принятых грузов? У тт. Злотника, Шевелева и Арсентьева слишком широкие натуры, чтобы проявлять такой низменный интерес. Как-то попробовали без них проверить три вагона с металлом – получился конфуз: не хватило 19 тонн. «Врут весы, – оправдываются наши деликатные коммерсанты, – нельзя ими пользоваться». Да, весы действительно врут. Но врут и люди, утверждая, что весы нельзя было уже давно привести в порядок. История эта имеет окладистую бороду. Очевидно, с целью сбрить эту бороду летом прошлого года в помещении, где находятся злосчастные весы, открыли парикмахерскую. Нашим широким натурам из коммерческого управления стоит размахнуться пошире и отремонтировать весы. Быть щедрым джентльменом можно у себя дома. А государственная копейка счет любит».

Фото предоставлены Госархивом Челябинской области.

С полными текстами газетных статей можно ознакомиться на сайте «Уральской электронной библиотеки» (УЭБ).