Меню

Водоснабжение и водоотведение города в разрезе проблем

04.09.2020 10:49 - автор Олег Синицын

Денис Поташев: «Мы готовим живую воду»

«Если пирамиду Хеопса перевернуть и представить в виде бокала, то МУП ПОВВ наполнит этот бокал за 6 дней», — говорит Денис Поташев, генеральный директор муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска.
Водоснабжение и водоотведение города в разрезе проблем


— Денис Леонидович, жители Челябинска знают о вашем объединении только то, что вы подаете воду в дома и учреждения и отводите ее после употребления. Познакомьте, пожалуйста, через «Управдом» с вашим предприятием.

— Сразу скажу, водой снабжаем мы не только Челябинск, но и города-спутники: Копейск, Коркино, Еманжелинск, Сосновский район — это порядка 1 500 000 человек. Ранее воду в соседние города поставляли только до границ балансовой принадлежности, далее вода шла по сетям, которые обслуживали водоканалы перечисленных городов.

В 2017 году у нас появилось Копейское подразделение, а это 441,1 км труб водоснабжения. Через год мы стали подавать воду в поселок Роза (30, 874 км) и город Коркино (107,5 км). К 3000 километрам наружных сетей Челябинска добавилось почти 550 км пригородных сетей.

Наше предприятие существует с 1912 года, в 2020 году нам исполнилось 108 лет. 416 насосных станций подают более 450 000 кубометров воды в сутки. Воду забираем из водохранилища Шершни, которая подается, как я ранее говорил, в Челябинск, Копейск, Коркино, п. Роза, Сосновский район и прилегающие к Еманжелинску территории.

В МУП «ПОВВ» работает 3691 человек, около 40 структурных подразделений, которые можно условно разделить на производственные и вспомогательные. Многие наши объекты существуют с 1932 года. В 2012 году на очистные сооружения водопровода (Шершни) в эксплуатацию запустили новый цех очистки воды. Госгидромет Челябинской области оценивает шершневскую воду категорией 3Б (вода сильно загрязненная). Как известно, качество исходной значительно влияет на качество очищенной питьевой воды, но несмотря на это, в приготовленной воде мы выдерживаем все требования СанПиНа «Вода питьевая» и гигиенические нормативы этой категории. Тем не менее есть ряд новых требований к качеству воды и есть необходимость запускать новые технологии.



— То есть, в связи с тем, что многие ваши объекты эксплуатируются давно, требуются реконструкция и модернизация?

— Модернизацией мы занимаемся постоянно. Было бы на эти цели достаточно средств. Поверьте, а денег требуется очень много. По нашим подсчетам на модернизацию необходимо 13 миллиардов рублей. Ни за счет средств, собираемых с потребителей, ни за счет внутренних резервов нам такие планы не потянуть. Но существует национальный проект «Чистая вода», который предусматривает участие федерального, областного, городского бюджетов. Надеемся, что консолидированный бюджет поможет нам осуществить задуманное. Тем более, что модернизацию мы разделили на несколько этапов.

Первый этап — создание проектно-сметной документации. Ею занимается управление капитального строительства администрации города. Проектанты должны в 2020 году пройти государственную экспертизу. Суть проекта первого этапа: внедрение углевания и снижение хлоридосодержащих веществ с помощью применения ультрафиолета. Углевание выполняет защитно-барьерные функции. Не дай бог, как говорится, выйдет из строя расположенный вблизи Шершневского водохранилища нефтепровод — дизельное топливо, нефтепродукты попадут в воду. Кроме этого, угольный сорбент улучшает потребительские качества воды, убирает посторонние запахи и привкусы. Ультрафиолет ведет борьбу с бактериями и вирусами.



Второй этап — реконструкция насосной станции 21-го подъема, которая построена в 1932 году и снабжает Копейск, Коркино, Еманжелинск и часть Челябинска водой. В 1980-е во время реконструкции нарушили технологию и построили объекты выше, чем полагалось. Вода должна была сама течь, но из-за конструктивной ошибки ее надо подавать. Ведем проектирование нужных преобразований, и, думаю, в 2021 году завершим второй этап.



Последний этап — строительство цехов ультрафильтрации, что позволит очищать воду от химических и органических загрязнений более тщательно. Что касается обеззараживания питьевой воды, то весь мир уже отказался от классической технологии обеззараживания воды хлором. Чтобы уйти от старой технологии, нужно построить цеха производства гипохлорита, что позволит обеззараживание воды проводить не с помощью хлора, а с помощью гипохлорита совместно с ультрафиолетом.



Есть еще один план модернизации, который требует 6 миллиардов рублей. В конце сентября должен выйти из экспертизы проект очистных сооружений канализации. Суть проекта — доведение сбросов стоков в реку до требований рыбохозяйственного водоема. Ранее подразумевалось культурно-бытовое использование Миасса. Требования к качеству воды в таком случае были менее скрупулезные. Но рыбное хозяйство требует совсем других норм, значит канализация, очищение ее должны быть модернизированы до этого уровня.

Мы поменяли и будем менять трубы канализационных коллекторов на 1000-1200-1400-миллиметровые магистральные трубы. Чтобы не получилось, как в Южноуральске, когда «хлопнул главный коллектор» и возник канализационный коллапс. Готовим экспертизу на капитальный ремонт коллекторов, проект стоит 500 миллионов рублей.



— А есть объекты, которым уже много лет, но модернизации они не требуют?

— Конечно, есть. Вы знаете, с 1912 года на улице Красной еще недавно был деревянный водопровод. Скорее всего, он был сделан из лиственницы. Никаких утечек, водопотерь на нем не было. Какой был смысл его заменять? Действительно, объект достоин называться культурно-историческим наследием Челябинска! (Смеется).



У нас есть своя диагностическая лаборатория, которая работает по всевозможным утечкам и потерям. Мы следим за этими процессами. И должен вам сказать, что в среднем в городах России 28 процентов потерь воды. В некоторых даже до 40-50 процентов. Наш же город в 2019 году имел показатель 15,9 процента, а в этом году — 11,1. Несмотря на то, что водопроводы, оборудование на 90 процентов изношены, МУП «ПОВВ» держит хорошие показатели.

Чтобы вы поняли, что такое потери — приведу примеры. Они есть и на нашем сайте. Если у вас открыт кран, то за 1 минуту вы потеряете 15 литров воды, что хватит на 75 кружек чая. За 15 минут — 250 литров. Этого хватит 3 месяца утолять жажду. А за час потери будут 1000 литров. Это 4 ванны. В масштабах Челябинска такие цифры становятся внушительными.

— Снижение потерь воды по сравнению с другими регионами при довольно-таки изношенном оборудовании?

— Слаженная работа нашего большого коллектива, взаимодействие основных производственных и вспомогательных цехов и служб, высокая компетентность и опыт сотрудников приводит к хорошим показателям. В Челябинской области МУП ПОВВ города одно из самых высокопрофессиональных. Наших экспертов, специалистов приглашают в разные города для решения насущных проблем. Сотрудники ПОВВ ездили в Троицк, Южноуральск, Верхний Уфалей, Кыштым. Помогали местным службам, предприятиям в вопросах водоснабжения и водоотведения. Пожалуй, такой же высокой компетентностью обладают работники Водоканала города Магнитогорска.


— Содержание наружных сетей, планы модернизации требуют вложения больших денег. Часть этих средств должны обеспечивать потребители: жители, учреждения, предприятия. Как обстоит дело с собираемостью денежных средств по счетам ПОВВ?

— Начну с того, что тарифы по воде с 1 июля 2020 года с НДС составляют 25,16 руб., по канализации — 18,24. Тарифы не соответствуют производимым затратам. В Уфе, например, тарифы в два раза выше. Про Москву не говорю вообще. Еще нужно учесть, что потребителей в этих городах гораздо больше, значит, собирается больше средств, а на содержание сетей им нужно средств меньше.

Ко всему этому в период пандемии короновируса платежи упали на 12 процентов. Упала также подача воды в город на 30 процентов, потому что многие предприятия, особенно в сфере услуг, не работали. Если до пандемии сборы доходили до 105%, то сейчас составляют 93-95%. При этом есть такие дома, как например, на Салютной, 23, где долг по воде и канализации составляет уже 10 миллионов рублей. И, скорее всего, долг будет расти.

Отдельные территории в Металлургическом районе, на ЧКПЗ тоже отличаются плохой платежеспособностью. От своевременной оплаты за услуги водоснабжения и водоотведения зависит выполнение производственной и инвестиционной программ. Отмечу, что МУП «ПОВВ» не получает коммерческую прибыль, мы — не частная компания. При этом в зоне нашего внимания и школы, и детские сады, и культурные учреждения. Всем помогаем. В 2019 году выполнили на 682 миллиона капитальных ремонтов сетей и сооружений, хотя заложено было в программу только 576 миллионов.

— Есть же национальные проекты, в которых соединяются и интересы производства, и интересы потребителей, и интересы государства?

  — Да, есть. Национальный проект «Чистая вода». По нему мы провели в поселке Смолино 8 километров водопровода. Раньше там брали воду из скважины, которая не соответствовала по качеству (металлические примеси, радиационные вещества). Далее, в поселке Аэропорт построили цех по обезжелезиванию и очистке воды. Также раньше вода бралась из сугоякских скважин и проходила через металлургический комбинат, авиапредприятие, и не соответствовала к употреблению по нормам из-за железосодержащих примесей. Установка станции доочистки позволила очищать воду до нормального состояния. Можно сказать, что мы готовим живую воду.

  По нацпроекту мы провели большую замену канализационных дюккеров — всего 6 штук. Они — диаметром по 800 мм. Эта замена принесет большую пользу водоотведению, так как их прочности хватит на 60-100 лет.


Как только узнали про проект «Повышение производительности и занятости труда» — тут же подали заявку на участие в нем.

Следующий национальный проект — «60 +», который подразумевает господдержку объектов ЖКХ с износом более 60%. Планируем принять участие.
Стараемся не только выживать, но и развиваться и модернизироваться. Для улучшения взаимоотношений с потребителями МУП «ПОВВ» создало мобильное приложение. Через него можно заплатить по счетам, передать показания счетчиков, сообщить о проблеме: открыт люк, произошла утечка, повреждено оборудование и так далее. Это такая оперативная обратная связь.

Фото предоставлены пресс-службой МУП «ПОВВ».