Меню

Сергей Васильев — мастер, труженик, человек-загадка

16.06.2021 11:28 - автор Андрей Ваганов
В честь 85-летнего юбилея знаменитого фотохудожника, который проработал в газете «Вечерний Челябинск» более 40 лет, о нем говорят ветераны издания.
Сергей Васильев — мастер, труженик, человек-загадка


Людмила Федорова

— Бывший работник милиции Сергей Васильев пришел в «Вечерку» в то же время, что и я, в первый год выхода газеты. Первое наше совместное задание — репортаж из ДК ЧЭМК, с конкурса бальных танцев. Хорошо помню, как перед этим мы зашли в его квартиру (по улице Коммуны, около «Журавлины») и он показал мне свою милицейскую шинель. Первая совместная публикация была успешной, и с тех пор на встречи со звездами театра, кино и музыки мы ходили вместе.

Многие его фотографии я храню по сей день — настолько они мастерски сделаны, настолько ярко в них переданы характеры наших героев. А среди них — Екатерина Максимова и Владимир Васильев, тогда еще совсем молодые, но уже известные солисты Большого театра, Клавдия Шульженко, Мстислав Ростропович и Никита Михалков, которых мы встречали в аэропорту, Людмила Гурченко и Владимир Самойлов, Ирина Архипова и Владислав Пьявко, Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев, Евгений Светланов и Тихон Хренников, Галина Ненашева и Алла Пугачева, Игорь Владимиров и Геннадий Хазанов... Могу перечислять и дальше.

Наш первый редактор Михаил Аношкин требовал от нас оперативности, и все материалы о знаменитостях должны были появляться на следующий же день на первой полосе. Так что я ночью писала, а Сережа в это же время проявлял фото в своей лаборатории. И ни разу мы друг друга не подвели. С ним было исключительно спокойно и комфортно работать. Я ему очень благодарна за наше сотрудничество и искренне его люблю. У него тоже юбилей — 85, но он по-прежнему в творчестве, в поездках, во встречах, которые часто проходят в его потрясающем фотомузее, где мы, первые сотрудники «Вечерки», любим чаевничать и вспоминать свою журналистскую молодость.

2.jpg

Людмила Вишня

— С Сергеем Васильевым нас связывает не просто работа в «Вечернем Челябинске». Мы с Сергеем Григорьевичем как родня — «одной семьей взращенные, одним отцом крещенные». И хотя Васильев любит вспоминать, что крестная мать у него газета «Челябинский рабочий», в которой он опубликовал до рождения «Вечерки» первый снимок, а может даже и два, но родился он как фотокорреспондент и вырос в мастера фотографии именно в «Вечернем Челябинске», даром, что проработал здесь более 40 лет.

Эта газета и открыла его миру. Он пришел в редакцию капитаном милиции, оканчивал Московскую высшую школу милиции уже с подписанным заявлением о приеме на работу в редакцию. Я помню, как сделав главный «шапочный» снимок в первый номер «Вечерки» и небольшой задел фотографий, он исчез из моего поля зрения. Появился через неделю или две — сдавал последние экзамены в милицейской школе. Я тогда его по-детски и навсегда зауважала: раз так долго ждали его, значит он большой профи. Так оно и было, хотя пришел он в редакцию без единого «Золотого глаза». Только через 10 лет, в 1978 году, он получил первый фотографический «Оскар» — приз «Золотой глаз» Всемирной выставки журналистской фотографии World Press Photo. А потом с разницей в два года — еще три «Золотых глаза». О нем стали писать в советских республиках, за рубежом.

А в нашей газете его «пиарил» ведущий репортер Александр Ляпустин. Это он написал первый в Челябинске материал о Сергее Васильеве, став его негласным биографом. Сергей к тому времени скакнул уже на более высокую ступень мастерства: его все чаще стали называть не фотографом или фотокорреспондентом, а фотохудожником.

Как работалось нам, рядовым корреспондентам, с таким профессионалом? Отвечаю: замечательно! С ним было интересно ходить «в разведку», то есть на добычу новостей и фоторепортажей. Сергей к твоей оценке события добавлял снимками и собственными идеями свое видение, обогащая написанное автором.

Фоторепортажи с участием Васильева, как правило, становились гвоздем номера.
Помню один из таких случаев. На планерке мне и Васильеву было поручено (я тогда работала в отделе информации) сделать сквозной репортаж в праздничный новогодний номер из разных коллективов, добившихся трудовых успехов, или с каких-то новых объектов, распределив написанное по полосам газеты. Мы с Сергеем решили посвятить этому целый день. Я стала определять объекты и точки, где нам надо побывать. Сергей помогал в этом, и мне нетрудно было заметить, что из десятка точек для съемки он выбирает те, где снимок можно сделать красивее, выгоднее, душевнее, теплее. Я стала связываться с людьми — руководителями объектов, будущими героями публикации. Словом, готовить «рыбу», или болванку. И тут Сергей говорит: «Слушай, а давай с этими героями снимем нарождающийся Новый год в лице ребенка. Твоя Дашка очень подойдет и по возрасту, и по активности». Подумав, я согласилась: в садике отпрошу. Во что оденем Новый год? Сережа предложил комбинезон своей дочери. Наутро наша бригада была готова, сели в васильевскую «Ладу», он за рулем. Сережа пристроил на заднее сиденье термос с чаем и бутербродами: «Ребенок захочет есть». «А что, мы так долго будем ездить?» — спрашиваю. «Ну как получится», — отвечает.

Мы ездили до позднего вечера. Наши герои нас терпеливо ждали: и студенты-физкультурники в новом легкоатлетическом манеже, и лучшая бригада строительного треста, уже закончившая смену. На часовом заводе ради съемки пришлось ждать обеденный перерыв и торопиться, чтобы можно было на несколько минут приостановить конвейер и запечатлеть красивых девчат во главе с мастером. И везде Сережа всех тщательно готовил, выставлял картину, делал снимки. И снова все и всех переставлял и опять щелкал и щелкал фотокамерой… Наш главный герой Новый год, вернее героиня, дважды поспала в машине между переездами, трижды поела — спасибо предусмотрительному Васильеву.

Репортаж был признан лучшим материалом номера, и снимки из него эксплуатировались на страницах газеты несколько последующих лет, особенно те, где Новый год с указанием цифр нового года на груди выезжает на лыжах из городского бора, и где катается с ребятней с большой горки на площади Революции, и еще где поздравляет новобрачных у памятника Ленину. Художник редакции Людмила Манурина просто на этих снимках меняла новый год на нужный в данное время — и в номер!

Сергей Васильев не меняется с годами. Он обременен званиями и наградами, обласкан международными европейскими выставками, но у него нет и капли самоуверенности, зазнайства и высокомерия в общении с коллегами, с новичками, с любителями фотографии. С фотокамерой в руках он всегда рядовой труженик … И художник!

3.jpg

Ирина Парфентьева

— Для меня, младшего литературного сотрудника отдела партийной жизни, Сергей Григорьевич был не просто легендой, он был для меня загадкой. Обычно на редакционных планерках никто не отмалчивался, обсуждения были бурными и многословными. А Васильев всегда молчал. Разговаривать с ним я робела, а коллеги объясняли просто: он же снимками разговаривает. И то верно. К чему слова, когда есть живые люди, эмоции на его черно-белых шедеврах.

Один его альбом я показала в редакции газеты Бостона в США. Разумеется, он вызвал восторг и восхищение! И переводчик не потребовался. Пару раз и я попала в его камеру. Сейчас смотрю и понимаю: как он сумел подметить мой характер, угадать настроение. Конечно, это был не портрет красавицы с длинной шеей, который часто выставлялся на вернисажах. О героине той фотографии мы даже с коллегой поспорили. Он считал, что это модель или актриса. Спросили у Васильева, а тот сказал, что секретаршу одну щелкнул, уж больно хороша!

И все-таки Сергея Григорьевича я услышала! Мы ехали в поезде в Москву на юбилей столицы. И когда проезжали его родные места, Сергей Григорьевич заговорил. Он оказался потрясающим рассказчиком! Куда делся ироничный, немного сварливый, замкнутый человек. Душа нараспашку, вдохновленное лицо и глаза, высматривающие в пробегающих просторах родные мотивы. Мне казалось, что он может снимать и без камеры!

Вот тогда и взглянула я на него совсем по-другому. Добрый, открытый и очень душевный человек. Такой он и есть для меня — Сергей Васильев. От всего сердца желаю: будьте здоровы!

4.jpg
Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама») и Олега Каргаполова.

Читайте «Вечерку» на Яндекс.Дзен и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other