Меню

Высокая поэзия в парке развлечений

18.06.2015 15:21 - автор Сергей Таран
Стихам становится тесно в кружках любителей словесности. В кулуарах для избранных поэзия истомилась. Покинув уютное стойло, крылатый Пегас порхает над Челябинском. На встречу с народом отправляются музы вдохновлять неоперившиеся таланты... Что случилось? Почему в городских парках зазвучали стихи?

Высокая поэзия в парке развлечений
Фото Вячеслава Никулина

На самом деле управление культуры администрации города и «Издательство Марины Волковой» начали реализацию проекта «Поэзия в парках». Сверхзадача миссии — поэтический ликбез.
Какое-то время назад еще можно было дискутировать на тему «Человека поднимать до культуры или культуру опускать до человека?» Сегодня ответ однозначен — поднимать, ибо опускаться дальше некуда.
Организаторы проекта, судя по всему, дают себе отчет, что слово, вооруженное поэтическими средствами, способно не только забавлять. Ну есть у нас такая давняя традиция - «глаголом жечь сердца». Но не поздно ли?
Возможно ли в эпоху безвкусия и бездуховности превратить «потребителя» в квалифицированного «слушателя» и «зрителя»? Об этом шел разговор с издателем Мариной Волковой и начальником управления культуры Дмитрием Назаровым.

Культуровень
В документе «Основы культурной политики», утвержденном указом президента России 24.12.2014, говорится, что «…к наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого (гуманитарного. – Ред.) кризиса относятся: снижение интеллектуального и культурного уровня общества…» Действительно, об этот «культурный уровень» расшибается вся наша сегодняшняя экономика, весь наш жизненный уклад выстраивается как-то не так. И вот в Челябинске придумали, что духовой оркестр на свежем воздухе — это, конечно, здорово. Но почему бы на воздушных волнах не кататься художественному слову уральских поэтов?
Проект «Поэзия в парках» появился в благоприятных условиях. Во-первых, на дворе - Год литературы в России. Совершенно закономерно, что в этот контекст вписался еще один проект - «Год уральской литературы». Во-вторых, сказалось наличие управленческого опыта и культуры партнерской деятельности у организаторов проекта.

В поисках эффекта
Итак, стартовал проект «Поэзия в парках». В городских парках зазвучали стихии. Что этому предшествовало?
- Можно зайти в историю, - говорит Дмитрий Назаров. - Работа с поэтами у нас не новость. Она и раньше была. Например, в городе проводилась «Поэтическая среда». Правда, на «среды» собиралась стабильная, но небольшая аудитория. А в прошлом году у нас появилось такое желание - наладить общение с поэтами, с их творчеством.
Поскольку у нас, как структурного подразделения администрации города, нет законных оснований заниматься издательской деятельностью, но популяризировать стихи, приобщать людей к хорошему художественному слову мы можем. Поэтому в прошлом году мы стали записывать и выводить в прямой эфир выступления чтецов. Благо, что у нас все городские парки оснащены ретрансляторами проводного радио. Через них мы и передаем звук.
Тогда же, по словам чиновника, был подготовлен список поэтов Южного Украла, которые представили свои произведения. На этой основе сделали поэтический блок, который лег в основу пилотного проекта. И в течение всего лета стихи «крутили» в парке. На управление культуры посыпались отзывы и положительные, и негативные. Большой общественный резонанс говорил о том, что этот путь ведет в правильном направлении. В управлении культуры решили, что в проект следует привлечь издателей, которые непосредственно, плотно работают с авторами и сами издают книги. С ними же взаимодействуют все библиотеки города. Причем издатели и сами проводят интересные мероприятия в помещениях библиотек.
- В летнее время в парке культуры и отдыха художественное слово приятно радует слух, - считает Дмитрий Назаров. - Это же не какая-то реклама, монотонная, потребительская, навязчивая. Мы хотим создать импульс в реальной жизни для привлечения людей к поэзии, к художественному чтению. Сегодня горожане становятся читателями в наших библиотеках. Их число растет. На сегодняшний день это каждый пятый житель нашего города. С каждым годом этот процент увеличивается. Но не намного.
Поэтому стоит задача - популяризировать художественное слово. У нас есть издатели, поэты, территория. Мы все собрали в одном месте. И теперь ждем положительного эффекта.

Школа уральской литературы
Как рассказала Марина Волкова, проект «ГУЛ» («Галерея уральской литературы» — серия книг уральских поэтов) сегодня успешно реализуется. Под Уралом подразумевается география — Пермская, Свердловская, Челябинская области. Сегодня в проект подключилось более сотни соорганизаторов, помогающих представить публике во всем объеме такое явление, как школа уральской литературы.
- Воспринимается «ГУЛ» с удивлением, - отмечает Марина Волкова, - потому что большинство не знает наших замечательных уральских поэтов, либо знают, но близких и активных, а не ставших общероссийскими. Поэзии надо учить так же, как музыке. А это значит — сначала ноты надо освоить. Поэзия тоже должна звучать. Сначала надо научиться воспринимать ее ушами, потом уже глазами. Поэтому я поддерживают проект «Поэзия в парках».
На культурные проекты, кстати, недостатка нет. Буквально сейчас разворачивается проект «Вернем поэзию в библиотеки». Разворачивается проект по библиотекам Челябинска и по 50 библиотекам Урала в целом. Количество участников, принявших участие в мероприятиях, достигло сотни тысяч.
Но как современный человек, не обремененный филологическим образованием, встречается с поэзией?
- Сначала недоумение, - поясняет Марина Волкова, - потом оно перерастает в радость общения. Люди становятся фанатами поэтов. Не всех. И не надо всех любить. Но у каждого должен быть свой поэт. Мы выпустили серию, в которой 30 книг. И наша задача - чтобы каждый выбрал своего поэта.
- Есть, конечно, и откровенные противники проекта «Поэзия в парках», - говорит Дмитрий Назаров. - И они будут, потому что мы посылаем в звуковое пространство высокую поэзию. Это не попса. Это все равно, что мы включали бы оперные арии ведущих исполнителей мира вместо шлягеров. Мы заведомо пошли на этот шаг, завысили планку. Понятно, что подбирались простые стихи. Но простота особенная, к ней надо привыкать, надо иметь определенный культурный уровень. Будут против проекта и некоторые из числа поэтов, которых не взяли в эту обойму. Поэты – люди ранимые.
Прислушаться к их именам
Как отметила Марина Волкова, на днях вышел в свет пермский журнал «Вещь». В нем опубликованы критерии, по которым отбирались поэты, чью поэзию привлекли для трансляции в парках. Во-первых, все поэты принадлежат к уральской поэтической школе и вошли в энциклопедию. Во-вторых, их произведения отобраны и появились антологии. На этих поэтов уже есть критические статьи ведущих критиков – литературоведов России и мира. В-третьих, все эти поэты печатались в толстых журналах. У всех есть опыт литературных публикаций. Из 132 поэтов, признанных в России, выбрана тридцатка самых ярких. В том числе Виталий Кальпиди, чьи стихи переведены на 16 языков мира. Недавно вышла антология современной русской поэзии во Франции и Германии. Там можно найти имя нашего земляка.
Услышат челябинцы и стихи Андрея Санникова из Екатеринбурга. По авторитетному мнению филологов, он уже классик. В обойму вошел Владислав Дрожащих из Перми, Аркадий Застырец, Юрий Казарин, доктор наук, он возглавляет отдел поэзии в журнале «Урал». Из челябинских поэтов – Янис Грантс, которого наконец-то наш город полюбил и оценил; Александр Самойлов - любимый поэт московских молодежных тусовок. Хотя в Челябинске его знают меньше. Прозвучат стихи, к сожалению, ушедших Дмитрия Кондрашова и Ирины Киселевой. Из Челябинской области в этой серии еще присутствует Вадим Балабан.
- Мы подбирали стихотворения более простые, не самые знаковые, а чтобы на слух воспринимались, - говорит Марина Волкова. - Между прочим, нигде такого проекта нет. Проект этот уникальный. Он позволяет в простой и непринужденной форме познакомить людей с южноуральской поэзией. Кстати, ничем не уступающей классике.

Москва и Питер отдыхают...
Известно, поэты не всегда умеют читать свои стихи. Поэтому в проекте «Поэзия в парках» должны были появиться те, кто умеет это делать - артисты, телеведущие. Журналист Александр Царьков тоже принял участие в записи.
- Я озвучивал стихотворения Антона Бахарева-Черненка из Перми, - поделился он впечатлением. - Это было потрясающе. Вроде бы простые слова, но неожиданно раскрывается глубокая философия за обыденным жизненным фоном. Поверьте, его интересно читать.
- В студии записывались ведущие актеры челябинских театров, - пояснил Дмитрий Назаров. - Они очень четко, хорошо поставленным голосом расставляют акценты, порой лучше, чем автор.
Хотя можно увидеть поэтов и вживую. В парке Пушкина с 18.00 предоставляем возможность поэтам выступить перед публикой в рамках проекта «Поэтические среды».
Понятно, что не каждого выпустят к микрофону. Управлением культуры создан некий художественный совет, чтобы качество стихов находилось на приемлемом уровне. Запрещено проявлять агрессию, сеять национальную рознь. В общем, в ведомстве отслеживают этот тонкий момент Но чтением стихов дело не обходится, общаются с Союзом писателей.
- Надо не запрещать, - уверена Марина Волкова, - а непрерывно демонстрировать очень высокий уровень поэзии. Поэты всякие нужны. И у каждого поэта есть своя аудитория.
«Поэзия в парках» доступна в парке Пушкина, Гагарина, в Саду Победы, в парках Металлургического и Калининского районов, в сквере возле дворца культуры Колющенко и на Кировке. Там же с 5 сентября в рамках книжного фестиваля состоится «поэтический батл». Поэты из Екатеринбурга выступят против поэтов Челябинска. А еще пройдет «Поэтический слэм». Это новое мероприятие для Челябинска, когда оценивают поэта зрители. И победитель поедет в Красноярск на всероссийский «слэм».
А еще родилась идея открытого конкурса чтения стихов. Сейчас в библиотеках идет закрытый формат - сами библиотекари читают стихи. Это очень интересно.
Задача стоит серьезная – всеми способами популяризовать творчество, вести людей за собой, потихоньку, но стабильно.
- Интересный факт, - отмечают наблюдатели, - в Челябинске существует восемь молодежных поэтических групп. В этом отношении, конечно, Москва и Питер отдыхают. Однако, например, в Саратове и Екатеринбурге есть свой толстый журнал. А в Челябинске нет.