Меню

На Южном Урале чуть было не сорвалась посевная из-за майских продолжительных дождей

03.07.2015 10:05 - автор Сергей Таран
Хлеб, вообще-то, изначально был жидким. Его, как видно из самого слова «хлеб», хлебали, а не кусали. Но за всю огромную историю человечества вырастить пшеничку было не легче, чем тесать самые твердые камни. И даже сегодня, в расцвете техники и технологий, битва за урожай совсем не метафора. Ведь противостоять приходится не только земным трудностям. Порой приходится идти наперекор небесным «прихотям». Вот и нынче на Южном Урале из-за майских продолжительных дождей посевная чуть было не сорвалась. Последствия были бы самые тяжелые. Сельчане справились. Сабантуй и другие праздники отметили. И успели оглядеться, подсчитать результаты весенней кампании.
На Южном Урале чуть было не сорвалась посевная из-за майских продолжительных дождей
Фото Вячеслава Никулина

О завершении посевной кампании на Южном Урале на днях доложил и. о. регионального министра сельского хозяйства Евгений Ваганов. По его оценке, на селе завершили яровой сев с неплохими результатами. Общий показатель засеянных площадей — 1 миллион 577 тысяч гектаров. Под зерновые культуры отвели большую часть — 1 миллион 300 тысяч гектаров.

- В этом году больше посеяли ячменя, кукурузы, гороха, гречихи, масличных культур, - пояснил чиновник. - Это обусловлено бурным развитием регионального птицеводства и свиноводства. А ячмень — один из основных компонентов корма. Сегодня очень большой спрос на масло подсолнечника, рапса, льна, которые идут напрямую как продукт для населения, так и на приготовление комбикормов.

И снова, поглядывая на небо, Евгений Григорьевич повторяет:

- Мы считаем, что кампания завершилась удачно, хотя было очень сложно из-за серьезных осадков в мае. В некоторых районах выпало от трех до четырех месячных норм. В трех районах был введен даже режим чрезвычайной ситуации. Приходилось круглосуточно находиться в боевом режиме, старались вывести технику в поля при любой возможности.

Известно теперь, что около десяти дней из посевной было выкинуто. И это в сезон, когда день год кормит. Но сельчане смогли выполнить свои задачи - организованно работали круглосуточно.

Нынче в сельском хозяйстве перерывов не предвидится. Вот и директор крестьянского хозяйства Айдархан Карсакбаев о том же:

- Графики сельских работ в этом году сильно сместились. Сейчас после посевной наши механизаторы начали обработку паров, заготовку сена. А через неделю приступим к заготовке сенажа.

Однако работа спорится. А от этого настроение в целом приподнятое. В чем причина? Айдархан Карсакбаев не скрывает:

- В этом году наши фермеры практически весной получили в полном объеме несвязанную поддержку. Вот уже второй год с приходом губернатора Бориса Дубровского нам деньги отдают не после завершения полевых и уборочных работ, а в конце апреля, перед полевыми работами. Эти субсидии — погектарная поддержка. А известно: настоящая помощь — быстрая помощь. Это очень хорошее подспорье для нас.

Без погоды, понятное дело, никуда в сельском хозяйстве. Сегодня ситуация складывается очень хорошо, потому как неожиданно на юге области, практически повсеместно, прошли дожди. Специалисты единодушно говорят, что в этом году мы получим очень хороший урожай.

И все-таки, рассуждая об урожае, о планах Евгений Ваганов подчеркивает:

- Зависит все от погоды. Тем не менее мы вводим в области новые технологии, благодаря которым удается сохранить в почве влагу. Сегодня по этой технологии обрабатывается около 300 тысяч гектаров пашни. Многие сельскохозяйственные предприятия уже имеют этот опыт, дающий большой экономический эффект. Эта относительно новая технология позволяет сохранять как ресурсы техники, экономить на запчастях, топливе, а главное — добиваться высоких урожаев в засушливых районах.

А секрет прост: земля укрывается ковром из измельченной соломы с осени. Весной землю не переворачивают плугом для сохранения стерни, сев идет напрямую в узкую бородку. Понятно, что не везде подходит эта технология: наша область большая, протянулась с севера на юг на 700 километров. Но многие хозяйства начали использовать ее. Успели и семена закупить, и удобрения.

- Мы тоже начали применять актуальную для юга области технологию по сохранению влаги в почве, - отметил Айдархан Карсакбаев. - Уже четвертый год 30 - 40 процентов нашей пашни охвачены новым способом земледелия. В условиях жесточайшей засухи в прошлом году мы намолотили до 15 центнеров с гектара. А там, где по традиционной технологии работали, — по шесть центнеров. Думаю, эта технология у нас приживется. Мы ее изучали за границей. Ездили, частности, в Канаду. Изучали эти приемы в Башкирии, в Казахстане. Почему мы полностью не можем перейти на эту технологию? Там измельчается солома, а ее не хватает в хозяйстве. Земля закрывается мульчирующим слоем как ковром. Земля не перепахивается. Но много приходится использовать химии, которая с прошлого года подорожала в 1,5 раза.

И все-таки работа на земле тяжелая и сложная, а вот плоды ее по осени не всегда дождешься. То засуха, то наводнение, то пожары, а то и все сразу от континентального климата. Наша область, кстати, расположилась в четырех климатических зонах. Поистине зона рискованного земледелия. Юг области часто страдает от засушливых сезонов. Тем не менее на селе продолжает развиваться страхование урожая от рисков погоды. И пусть это дело находится пока в начальной стадии, по словам Евгения Ваганова, система страхования работает уже второй год. В этом сезоне сразу из двух бюджетов выделено 72 миллиона рублей для компенсации страхования.

- Мы поддерживаем эту программу, - отметил и. о. министра сельского хозяйства, - и считаем, что этот инструмент в будущем будет работать. А пока уверенно накапливается опыт. Из заявок на 42 миллиона рублей сегодня возместили фермерам 30 миллионов рублей.

Ожидаемый в 2015 году урожай должен составить не менее 1,6 миллиона тонн зерна. Учитывая неприятные сюрпризы погоды прошлых лет, засухи, южноуральские аграрии активнее стали страховать свои посевы и урожай от напастей.

- Страхование посевов для селян должно стать таким же естественным, как и покупка полиса ОСАГО, - считает Евгений Ваганов.

В этом году в нашей области реализуются очень серьезные инвестиционные проекты в сфере агрокомплексов. Например, в Чебаркульском районе сегодня создается принципиально новое предприятие — семеноводческий центр. По мнению специалистов, в регионе ощущается дефицит элитных сортов зерна. А закупать на стороне — не выход.

Исторически сложилось, что в поселке Тимирязевском Чебаркульского района уже есть институт семеноводства, который еще при СССР был основан. Сегодня на базе этого института формируется один из центров производства элитных семян.

- По сути, это питомник, - говорит генеральный директор ООО «Чебаркульская птица» Дмитрий Пырсиков, - применяющий глубокие технологии производства элитных семян. В прошлом году мы проанализировали ситуацию с семенами. Если сегодня 1,5 миллиона гектар в области засевается, то мы понимаем, что около 400 - 450 тонн семян ежегодно хозяйствам необходимо иметь. И чем выше будет качество этих семян, тем на большую урожайность можно рассчитывать. Так как перед областью стоят задачи увеличения продуктивности урожайности??? по зерну, то есть только два пути — увеличение посевных площадей или улучшение качества семян. Из 400 тысяч тонн зерна, ежегодно засеваемого, около 10 процентов необходимо постоянно подвергать сортообновлению.

По словам Дмитрия Пырсикова, много проблем с районированностью семян. К примеру, наши семена в Башкирии приживаются, а вот башкирские у нас - уже нет: другая климатическая зона. Поэтому представители хозяйств Челябинской области были вынуждены ездить за хорошими семенами в Курган или в Тюмень. Теперь благодаря семеноводческому центру мощностью 15 тысяч тонн семян в год многие вопросы будут сняты. По крайней мере, 30 - 35 процентов необходимых региону семян по сортообновлению будут производиться на Южном Урале.

- Когда ощущается поддержка госпрограммы по согласованию с министерством, - отметил Дмитрий Пырсиков, - легче будет выйти на запланированный уровень производства. А пока нам нужно нарабатывать рынок, приобретать оборудование. Сегодня сами знаете, что происходит с финансами. Многое пришлось пересмотреть. Приобретаем оборудование теперь только российского производства. И пока все получается. В следующем году мы рассчитываем продать не менее шести тысяч тонн семян. Также мы собираемся начать строительство полноценного элеватора. На сегодняшний день многие элеваторы строятся из металла. Но в них происходит ухудшение качественных показателей зерна. А необходимо качественно и четко складировать зерно. Решили идти по советской технологии — строить железобетонный элеватор. В этом году мы половину своих площадей пустили под питомники второго, четвертого года и суперэлиты. Рассчитываем на хороший результат. Всходы дружные. Будем надеяться, что осень будет дружная, сухая.

Известно, Южный Урал себя полностью обеспечивает продуктами питания. И к этому шли задолго до эпохи импортозамещения. Сегодня 30 процентов продукции продается за пределами региона. Собственных брендов много. Но главное, что мы занимаем второе место по мясу птицы и свинины.

- Спрос на нашу продукцию есть, - говорит Евгений Ваганов. - Она качественная, недорогая. Потребителей не обманешь, они голосуют рублем. Интересно, что инвестпроекты у нас начались гораздо раньше, чем ввели санкции. Мы уже к этому шли, чтобы кормить себя и других.

Началось с того, что мы не знали, куда девать зерно. Помните про две беды на селе: неурожай и урожай. Зерно лежало, убытки терпели все. Стратегическое решение правительства был в том, чтобы вырастить потребителя зерна у себя. Самым простым решением стало развитие птицеводства и свиноводства. Создали условия. Сегодня мы не может произвести столько зерна, сколько потребляем. Забираем все у соседей, отовсюду. Теперь наша задача - увеличить производство зерна.

Но не только. В области ищут новые, нетрадиционные пути. Например, в этом году планировалось посеять ряд площадей под топинамбур для производства инулина и целой линейки полезных продуктов этого растения.

Топинамбур в регионе изучают: как он растет, какую урожайность дает. Уже засеяли этой культурой несколько площадок в Троицкой ветеринарной академии. Но пока не построен завод по переработке топинамбура, нет смысла отводить большие площади под промышленное выращивание. Инвестиционный план строительства завода есть. Решается вопрос по финансированию, поскольку речь идет о большом проекте ценою под полтора миллиарда рублей.

Новостей от села много. Пожалуй, главная – сегодня начинающий фермер может с чистого листа получить грант на 1,2 миллиона рублей. Есть очень хорошая программа для развития семейного молочного животноводства.

- У нас она третий гор работает, - подтверждает Айдархан Карсакбаев. - Мы в прошлом году получили 9,5 миллиона рублей. Можно вырастить что-то. Но все проблемы надо решать, начиная с реализации продукции. Твердая пшеница на юге области получается. Ячмень идет. Но вот беда - сильно устарел машинно-тракторный парк. Когда-то было возмещение затрат на покупку новой техники. И мы тогда успели обновить до 1700 единиц по области. Сегодня уже невозможно работать на устарелой технике.

Появись сейчас такая программа, фермеры смогли бы более активно обновлять парк техники в случае компенсации из бюджета части ее стоимости – от 15 до 20 процентов.