Меню

В Челябинске открыта уникальная мемориальная доска

03.07.2015 10:07 - автор Андрей Ваганов
На прошлой неделе в нашем городе была открыта новая мемориальная доска, но посвящена она не конкретному человеку, а целому учреждению – народному комиссариату боеприпасов. В годы войны это мощное ведомство было эвакуировано в Челябинск (как, кстати, наркоматы танковой промышленности, строительства, электростанций СССР) и работало здесь. Результаты этой работы таковы: каждый третий снаряд, выпущенный по врагу во время войны, был сделан на Урале.
В Челябинске открыта уникальная мемориальная доска
Фото пресс-службы главы региона

11 января 1939 года наркомат оборонной промышленности был разделен на несколько народных комиссариатов, в числе которых был народный комиссариат боеприпасов (НКБ), созданный на базе Главного управления по производству боеприпасов. В зоне ответственности ведомства было производство пороха и боеприпасов (за исключением боеприпасов к стрелковому оружию, которые оставались в ведении наркомата вооружения). Первым руководителем был назначен Иван Павлович Сергеев, кадровый военный, артиллерист. Однако он привлекал к работе слишком много (по мнению органов безопасности) бывших офицеров царской армии, бывших членов партии, родственников врагов народа. Потому в 1941 году он был отстранен от руководства наркоматом, а затем арестован и расстрелян. Реабилитировали Сергеева только в 1955 году, посмертно…

В 1942 году на пост наркома боеприпасов был назначен один из выдающихся организаторов оборонной промышленности Борис Львович Ванников. До войны он, в частности, возглавлял Тульский оружейный завод, затем – машиностроительный завод в Перми, был начальником танкового управления наркомата оборонной промышленности… Под его руководством эвакуированный на Урал еще осенью 1941 года наркомат развернул производство снарядов, взрывчатки, других боеприпасов. В конце 1942-го выпуск боеприпасов вдвое превысил их производство в 1941, а в 1943 по сравнению с 1941 производство возросло втрое. При этом улучшились качество, баллистические данные снарядов. В результате с 1943 года действующая армия не испытывала недостатка в снарядах, что способствовало скорейшему достижению Победы. С середины 1943-го производство боеприпасов было переведено на поточный метод.

Уральские предприятия, построенные в годы индустриализации, во время войны стали «домом» для эвакуированных с запада страны оборонных заводов.

Так, построенный в 1936 году челябинский завод им. Серго Орджоникидзе принял производства, прибывшие с Украины, из Москвы и Ленинграда, и вскоре был разделен на два завода: № 78 (производство боеприпасов) и № 200 (изготовление корпусов, башен танков и электрооборудования к ним). Кроме этого, он освоил производство электрооборудования для тяжелых танков, реактивных снарядов для катюш, бронебойных и фугасных снарядов, мин и авиабомб. В 1944 году завод произвел 2 миллиона корпусов боеприпасов различных видов и калибров.

Завод № 254, эвакуированный в Челябинск из Краснозаводска, став заводом-монополистом по изготовлению трассирующих средств, выпускал взрывчатые, инициирующиеся, бризантовые вещества и снаряжал ими капсюли, снаряды, бомбы, мины, гранаты и другие боеприпасы. Первые капсюли-воспламенители он освоил в апреле 1942 года.

Одно из мощных оборонных предприятий в военные годы было создано на базе завода им. Колющенко. Построенный еще до революции, он принял московский завод «Компрессор», херсонский завод им. Г.И. Петровского и цеха завода им. М.В. Фрунзе из Сум. Перед новым производством ГКО поставил важнейшую для обороны задачу - через месяц наладить выпуск нового оружия – реактивных гвардейских минометов, прозванных на фронте катюшами. В декабре 1941-го из ворот завода вышли первые реактивные установки.

Примечательно, что именно народный комиссариат боеприпасов стал одной из базовых станций для развития отечественного ракетостроения и производства ядерного оружия. В 1945 году для руководства и управления всеми работами по реактивной технике в наркомате боеприпасов было создано специальное Главное управление по реактивной технике во главе с заместителем народного комиссара Михаилом Васильевичем Хруничевым, имя которого сегодня носит, в частности, Государственный космический научно-производственный центр в Москве.

В структуре управления были созданы специализированные научно-исследовательский институт реактивной техники, научно-исследовательский институт — полигон по реактивным снарядам, центральное конструкторское бюро по разработке управляемых по радио реактивных снарядов дальнего действия, специальное конструкторское бюро по реактивным снарядам в Пеенемюнде на базе немецкого научно-исследовательского центра реактивной техники. Кроме того, в целях оказания помощи наркомату боеприпасов в комплектовании институтов и центральных конструкторских бюро в состав наркомата были переданы филиал НИИ-1 и конструкторское бюро по жидкостным реактивным двигателям из состава наркомата авиационной промышленности.

Также наркомат осуществлял поддержку формирования атомной отрасли. Из структуры НКБ в Первое главное управление при Совете народных комиссаров ( его возглавил Б.Л. Ванников) передавались институты, КБ и заводы, на которых реализовывалось производство компонентов. К тому же наркомат осуществлял материально-техническое обеспечение работы центрального аппарата ПГУ вплоть до создания им собственной хозяйственной службы. По воспоминаниям ветеранов атомной отрасли, «Б.Л. Ванников и И.В. Курчатов как нельзя лучше дополняли друг друга. Курчатов отвечал за решение научных задач и правильную ориентацию инженеров и работников смежных областей науки, Ванников — за срочное исполнение заказов промышленностью и координацию работ».

Впоследствии на базе Первого и Третьего главного управления было сформировано министерство среднего машиностроения, которое, в частности, определяло жизнь всех «атомградов» Урала.

Теперь память о работе наркомата увековечена мемориальной доской на здании по ул. Воровского, 2. С инициативой создания и размещения мемориальной доски выступили руководители челябинских предприятий, берущих свое начало от народного комиссариата боеприпасов. Среди таких заводов - ФГУП «Челябинский автоматно-механический завод», ОАО «Научно-производственное объединение «Сплав», ОАО «Завод пластмасс», ОАО «Сигнал», ОАО «Станкомаш».

Автор проекта памятного знака – художник, член всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Сергей Черкашин, скульпторы – Владислав Булычев и Дмитрий Костылев.

Примечательно, что в открытии мемориальной доски участвовал губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

- Эта доска – еще одно подтверждение того, что мы помним и чтим свою историю. Мы благодарны людям, которые своим подвигом обеспечили нашу нынешнюю жизнь — в свободной, сильной и независимой России, – сказал глава региона.

Добавим, в год семидесятилетия Великой Победы в Челябинской области по поручению Бориса Дубровского проводится масштабная работа по увековечиванию памяти событий Великой Отечественной войны и южноуральцев – участников ВОВ и тружеников тыла.

Ранее в рамках исполнения поручения главы региона было принято решение о присвоении двум улицам в Калининском районе Челябинска имен партийного и государственного деятеля Николая Патоличева и народного комиссара танковой промышленности Вячеслава Малышева. Также была учреждена премия имени Патоличева, которая будет присуждаться за выдающийся вклад в развитие государственного или муниципального управления на Южном Урале.