Меню

Челябинские архитекторы предлагают избавить город от реки

20.07.2015 13:07 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Челябинск, в котором нет реки, зато есть множество чистых небольших водоемов, длиннейшая велосипедная дорожка и архитектурный музей под открытым небом? Казалось бы – фантастика. Тем не менее идея уже предложена.
Челябинские архитекторы предлагают избавить город от реки


Челябинск – достаточно молодой город, утверждают архитекторы. Так же, как это бывает с молодыми людьми, он еще не успел справиться со всеми своими недостатками, обзавестись всеми нужными вещами. Это, конечно, не смертельно. Но оставаться вечно молодым и неустроенным нельзя.

Как должен измениться Челябинск в ближайшие несколько десятилетий, взялись пофантазировать 78 молодых архитекторов. Они стали участниками конкурса «Челябинск будущего – XXI век», который состоялся в прошлом месяце по инициативе губернатора Бориса Дубровского. В финал прошло 40 заявок, а победителями стали всего 7 авторов. Их проекты немедленно стали предметом обсуждения: новый Дворец бракосочетания в Центральном районе, огромное колесо обозрения в районе Шершневского водохранилища… Вошел в число победителей и проект «Зеленое русло развития», с которым выступила группа Development PRO. Об этом проекте мы и решили узнать больше, тем более что он отнюдь не отрицает ни Дворца бракосочетания, ни колеса обозрения - скорее наоборот.

На первый взгляд, предложение выглядит странным: «избавиться» от реки Миасс и вместо нее создать 25 водоемов и 28 каналов. Тогда, предполагают архитекторы, воду удастся очистить с помощью биологических средств – например, специальных растений. По берегам новых водоемов возникнут кластеры различной недвижимости: жилые дома, деловые, развлекательные и спортивные комплексы (а это более 3 000 000 квадратных метров жилья и более 10 - 15 тысяч новых рабочих мест). Плюсом к этому – огромная зеленая зона почти на всей территории бывшей реки. По огромному парку пройдет пешеходно-велосипедная дорожка длиной 70 километров. Дальнейшие предложения проекта кажутся еще более удивительными: музей озер, музей известных зданий в миниатюре, башня-небоскреб со смотровой площадкой – чтобы жители и туристы (а в городе с таким количеством достопримечательностей, какое предложено в проекте, они точно будут) могли осмотреть мегаполис с высоты…

Но я перейду к самой «остренькой» и потому аппетитной части проекта – экономической составляющей. Все эти удивительные внедрения обойдутся городу в… 0 руб, 00 коп. Как так? Согласно проекту все преобразования можно произвести на основе государственно-частного партнерства. Проще говоря, застройщик получает землю при условии, что благоустроит часть набережной по заданному образцу.

При более детальном изучении проекта идея начинает казаться все более привлекательной. И все же остаются вопросы. Самый очевидный из них – зачем все-таки разбивать Миасс на кусочки? Чтобы разобраться с ними, мы пригласили для беседы партнера группы Development PRO Вахтанга Чикаберидзе.

- Для начала – общий вопрос. На что нужно обращать внимание при проектировании города?

- В первую очередь нужно думать о жителях! О тех, кто живет в городе сегодня и тех, кто будет жить завтра, послезавтра. Как им будет удобно жить? Как они захотят проводить свое время? Куда ходить? И – в том числе – во что вкладывать деньги? Ведь за последние 20 лет уровень жизни заметно поднялся, и люди стали интересоваться инвестициями в различные проекты. Поэтому мы спрашиваем: куда они захотят направить свои средства – в Челябинск или за его пределы? Чтобы не разочаровать жителей, мы должны предложить им все самое лучшее. Не обязательно самое дорогое. Именно лучшее.

Во-вторых, нужно подумать о том, где эти люди будут работать, как они будут зарабатывать деньги. Кто-то захочет получить место в стабильной компании, кто-то – организовать собственную, а кто-то – заниматься инвестированием. И город должен предоставить возможности для развития всех трех направлений. Потому что, в-третьих, нельзя забывать о конкуренции городов. Сейчас города борются за людей, стараются их переманить. И по-настоящему хорошо, когда это борьба осуществляется не на уровне руководства, не силами одного-двух людей, а стараниями самого города. Тогда, когда город старается стать лучше, удобнее для жителей. Этот процесс заставляет все города расти: делать более доступными образование и медицину, создавать условия для самореализации людей. Я думаю, это прекрасно, когда человек понимает, что он кому-то нужен, за него борются и ему предлагают условия для раскрытия своего потенциала.

- Значит, именно эти соображения легли и в основу проекта «Зеленое русло развития»?

- Конечно! Но это далеко не все, о чем мы думали. «Зеленое русло» - это попытка объединить город вокруг некой градостроительной идеи. Сейчас каждый застройщик воплощает свой проект, и он оказывается удачным или неудачным. Но город не составляется из этих проектов механически. Он больше похож на сложный аппарат или на ювелирное украшение. Новая шестеренка или новый драгоценный камень не сделают его лучше, если не будут сочетаться с другими. А если все части будут интересными и будут соответствовать друг другу, то город постепенно станет мегаполисом с интересной градостроительной идеей.

Если разбить реку на систему озер и каналов, то по их берегам удастся создать кластеры, которые будут специализироваться на чем-либо: бизнес, музей народного зодчества, зоопарк…. И каждый из них станет тем самым драгоценным камнем в ожерелье.

- А почему за точку отсчета взяли именно реку?

- Река – особая территория. Если подумать, вода – это одна из самых прекрасных вещей. На нее, как известно, можно смотреть вечно. Но у нас нет красивых набережных, нет домов, которые позиционировались бы как «недвижимость с видом на реку» и за счет этого считались бы престижными. Река в данный момент не является сильной частью города. Она не включалась в градостроительную идею. Это произошло потому, что в Советском Союзе градостроительная мысль вообще практически не развивалась. Была принята концепция микрорайонов, и на ней сосредоточилось строительство. Но микрорайон – это кубик «лего». Один. Представьте, что в конструкторе был бы только один вид кубиков. И один цвет - серый. Что замечательного вы смогли бы построить?

В тот период необходимо было работать именно так, и многое удалось создать. Но то, что получилось, практически лишено индивидуальности. Таких аэропортов, как у нас – 20, таких торговых центров – три. А теперь времена изменились, и город не сможет бороться за людей, если составлен из одинаковых кубиков.

Это не повод для того, чтобы хвататься за голову, а только для того, чтобы как следует подумать. Да, нашему городу многого не хватает. Значит, у него огромный потенциал. Здесь можно воплотить практически любые проекты и при этом не навредить тому, что уже существует.

- Но почему же реку непременно нужно разбивать на части? Почему нельзя сделать ее уже: это позволит и очистить Миасс, и освободить земли…

- Этому есть целый ряд причин. Я говорил о том, что река – прекрасная часть города. Но это и очень неудобная составляющая, разрыв в ткани мегаполиса. Это препятствие, которое труднопреодолимо для всех без исключения: пенсионеров, молодых людей, транспорта. Без моста пересечь реку сможет только танк! Зачем же оставлять такую серьезную проблему?

Кроме того, нужно признать, что Миасс входит в наш город не очень чистым, а покидает его и вовсе грязным. Мы не знаем, не сбрасываются ли в него отходы. А если сбрасываются, то выяснить, как и где – довольно проблематично. Если превратить реку в систему водоемов, то можно будет достаточно легко отслеживать экологическое состояние каждого из них. К тому же в каналах вода течет быстрее и можно без труда создать систему биологической очистки.

Наконец, скажу о том, почему Миасс необязательно везде сужать. Узкая река неинтересна. Она не создает красивых видов. А найти функционал и бюджет, которые взялись бы работать с целой рекой, просто невозможно. Это слишком долгий и экономически затратный проект. Но если мы разобьем ее на несколько участков, то их можно будет разделить между группами застройщиков и инвесторами. Тогда каждый из них выполнит посильную часть работы, а каждый водоем станет достойной частью города как ювелирного украшения. Таким образом, мы видим еще две причины – эстетическую и экономическую, чтобы сделать из реки ряд водоемов.

- И все же, мне кажется, это довольно сложно… Не лучше ли поискать более естественный путь?

- А кто сказал, что проект предлагает что-то противоестественное? Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что река и так разбита. Взгляните на карту: в одном месте – пруд Коммунар, в другом (например на входе в город) – узкий ручеек. В центре Челябинска река разливается широким потоком, а на ЧМЗ приходит узкой ленточкой. Поэтому наше решение вполне естественно. Мы беседовали со специалистами-гидротехниками: конечно, работа с рекой, попытка ее оживить, не будет простой, но с этим можно справиться.

И потом, мы вовсе не собираемся что-то разрушать и слепо переделывать. Все острова останутся островами, мосты сохранятся на своем месте. Ведь девелопмент предполагает развитие, а не разрушение.

Есть и еще одна причина, чтобы разделить реку на разные зоны. Вы знаете, что Челябинск стоит на реке Челяба? Да, в честь нее наш город был назван. Вы знаете, где Челяба впадает в Миасс? Большинство не знает – а ведь это часть истории нашего города! Это огромное упущение! По опыту девелопмента я могу сказать, что даже самая маленькая зацепка, историческая веха, событие – это уже возможность для развития. И брать ее на вооружение гораздо более разумно и естественно, чем заимствовать идеи со стороны. «Зеленое русло» способно в том числе и вытащить на свет подобные факты, превратить связанные с ними объекты в полноценные достопримечательности.

- Приходится признать, что идея очень привлекательна. Но насколько это реально?

- Давайте определимся, что в принципе отличает реальный проект от иллюзии? Конфликтность. Если большая часть населения против проекта, а те, кто его воплощает, стремятся удовлетворить свое эго, – он иллюзорен. Если одна группа людей выступает «за», а другая, не менее важная, – «против», то проект иллюзорен. Но если он получает одобрение большинства, то никаких реальных препятствий для него не остается. Технологически при современном уровне развития промышленности и автоматизации для нас возможно почти все.

В этом мы и видим плюс своего проекта: он неконфликтен. Он ни у кого ничего не отнимает, а только дает. А значит, он вполне реален. Конечно, год или два придется потратить на тщательную разработку проекта с привлечением самых разных специалистов – гидрологов, биологов, инженеров, философов, урбанистов…. Затем предстоит большая работа в разных частях города. В ней примут участие общественные организации, множество застройщиков, инвесторов, архитекторов и проектировщиков. Но мы думаем, что за пять – восемь лет проект вполне можно воплотить. И тогда каждый человек в городе сможет пешком дойти до водоема или проехать много километров на велосипеде. Челябинск станет удобным не только для транспорта, как сейчас, но и для пешеходов. А главное – он будет интересным для жителей и туристов.

Главное, путь для положительных изменений открыт. А об этом говорит уже то, что в городе прошел конкурс проектов, который посетили губернатор Борис Дубровский и мэр Евгений Тефтелев. Я видел, что они интересовались предложениями архитекторов и задавали по-настоящему дельные вопросы. Это заставляет верить, что проекты не повиснут в воздухе. Поэтому за конкурс хочется сказать огромное спасибо.