Меню

Образовательные «санкции»

22.07.2015 17:53
Почему, пока предприятия в регионах страны борются с санкциями, развивают импортозамещение и как никогда нуждаются в квалифицированных молодых образованных специалистах, против них вводят дополнительные «санкции» - образовательные? Причем вводят их не какие-то «недружественные страны», а вполне себе наше отечественное Министерство образования. На этот и другие вопросы отвечает Владимир Бурматов, депутат Государственной Думы РФ от Челябинской области, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию.
Образовательные «санкции»


В самый разгар приемной кампании в вузы некоторых абитуриентов поджидал сюрприз: цены в целом ряде учебных заведений существенно подросли. И если в Челябинской области ситуацию удалось удержать, то во многих других регионах цены скакнули на двадцать, пятьдесят, а то и все триста процентов. И получилось, что какому-нибудь абитуриенту-первокурснику, поступившему в этом году, только за первый год своего обучения придется выложить такую же сумму, как его более старшему товарищу, ставшему студентом годом-двумя ранее, за весь период учебы в вузе. Причем это не просто оборот речи, все буквально. В одном из регионов России цена за год обучения выросла в четыре раза без малого. Всего взвинтили цены на двадцать и более процентов около тридцати государственных вузов, две трети из которых - региональные и около десятка - столичные. При этом коммерческие, или частные, как их еще называют, вузы цены не повысили: они их держат, ожидая, что теперь все абитуриенты придут к ним. Это первая особенность. Вторая заключается в том, что большинство поднявших цены госвузов сделало это вовсе не от жадности, а из-за позиции своего учредителя, то есть федерального Министерства образования. Именно этому ведомству пришло в коллективную голову требовать от своих вузов повышения цен аккурат в кризисный год, во время санкций и разных экономических турбулентностей. Цены решили привести к установленному самим Минобром «нормативу», а отказывающихся их повышать ректоров обещали оставить без контрольных цифр приема на бюджетные места. Итог проиллюстрирован выше.

В этой ситуации я посчитал правильным предложить заморозить цены: дать возможность тем вузам, которые могут их удерживать ниже норматива и дальше, хотя бы в течение ближайшего года их не повышать. Соответствующее предложение было направлено мною в адрес вице-премьера правительства Ольги Голодец, курирующей социальный блок, включая сферу образования. До 5 августа это предложение будет рассмотрено. Надеюсь - и поддержано.

Один раз у нас это уже получилось, когда весной аналогичная угроза повышения цен нависла над национальными исследовательскими университетами, в первую очередь - также расположенными в регионах страны. От них тоже требовали поднять цены до «нормативов», что для многих из них означало увеличить ее на треть, а то и наполовину, потерять студентов, которые уйдут учиться в коммерческие «шарашкины конторы», и остаться без внебюджетных денег, которые приносят студенты-платники. Так же как и сейчас, в прошлый раз я обращался к Ольге Голодец, и тогда от правительства последовало очень внятное разъяснение, которое позволило многим национальным исследовательским университетам удержать цены. Теперь это нужно повторить для всех остальных вузов. Ответа правительства осталось ждать две недели.

Если решение о заморозке цен принято не будет, то, помимо очевидного удара по кошельку абитуриентов и их родителей, это будет способствовать оттоку молодежи из регионов в Москву и Санкт-Петербург (потому что цены в некоторых топовых региональных вузах уже могут сравняться со столичными «середнячками»), а также переходу части абитуриентов в коммерческие вузы, оставившие «ценник» на прежнем уровне и дающие такое образование, которое иногда и образованием назвать сложно.

К счастью, в Челябинской области резкое повышение цен было отмечено всего в одном вузе. Этому способствовала и позиция региональных властей по сохранению стабильности в регионе, и наши договоренности с ректорами об удерживании цен на прежнем уровне, и то, что еще в феврале мы собрали всех лидеров студенческих профсоюзов и советов самоуправления, договорившись о постоянном мониторинге ситуации. Такой комплекс мер дал результат.

В других регионах, в той же Томской области к примеру, ситуация гораздо тяжелее: там в два государственных вуза даже пришлось отправлять прокуратуру, потому что цены взвинтили в том числе и для старшекурсников, с которыми четыре года назад заключали договор, где была указана совершенно другая стоимость. Подобные действия прямо противоречат законодательству об образовании, так что, скорее всего, руководству этих томских вузов придется нести ответственность и возвращать «лишние» деньги, взятые со студентов.

Еще одной победой над попытками коммерциализировать образование и сделать его менее доступным стало то, что мы отстояли льготы для поступающих в вузы выпускников техникумов и колледжей. Возможность поступать в вузы не сдавая ЕГЭ и право перезачесть уже изученные дисциплины у выпускников учреждений среднего профессионального образования еще две недели назад грозился отобрать федеральный Минобр. Две недели и несколько моих депутатских запросов потребовалось на то, чтобы переубедить федеральных чиновников, подняв профессиональное сообщество и работодателей. Все в один голос утверждали: это убьет систему профтеха и лишит выпускников техникумов какой-либо мотивации туда поступать в принципе плюс существенно сузит их образовательную траекторию. На днях нашу позицию о сохранении льгот поддержал премьер РФ Дмитрий Медведев, после чего Министерство образования высказалось в духе «нас не так поняли» и льготы отбирать передумало. Не исключаю, что какую-то роль в этом позитивном процессе сыграл и открывшийся в Челябинской области международный форум «Инженеры будущего», участники которого признавались, что, до того как стать ведущими инженерами крупнейших российских предприятий, прошли все ступени - и техникум, и вуз, и это была отличная школа и база для дальнейшего профессионального роста. На моей лекции, которую я читал в рамках первого дня работы форума, аудитория - молодые инженеры российских концернов и корпораций - единогласно высказалась за сохранение льгот для выпускников техникумов, признав, что их отмена может подорвать десятилетиями складывавшуюся систему профтеха. Спасибо журналистам, которые освещали это мероприятие и помогли сделать так, что позиция участников форума оказалась услышанной.

Не успели разобраться с повышением цен в вузах и попыткой отменить льготы для выпускников техникумов, как СМИ порадовали очередной «инновацией» федерального министерства: теперь вузам предложили сократить количество бюджетных мест аж на сто тысяч - это очень существенная цифра в масштабах страны. И снова - в этом году - отбились и обошлись без сокращений. Теперь будем работать над тем, чтобы не дать сократить их количество и в последующие годы. Потому что если для кого-то в профильном ведомстве количество студентов-бюджетников - это просто столбики цифр в колонке, то для любого региона - это специалисты, которые не уехали из области, а остались здесь учиться и работать.

И так далее. Взять те же стипендии студентам: уже три или четыре раза за этот год министр образования обещал их повысить, но каждый раз сроки обещанного повышения все сдвигаются, а сами стипендии в лучшем случае остаются на прежнем уровне, а иногда и уменьшаются. Список можно продолжать очень долго.

В итоге получается, что пока предприятия в регионах страны (которые, кстати, и формируют своими налогами рекордный трехтриллионный бюджет на образование, которым распоряжается Минобр) борются с санкциями, развивают импортозамещение и как никогда нуждаются в квалифицированных молодых образованных специалистах, против них вводят дополнительные «санкции» - образовательные. Причем не какие-то «недружественные страны», а вполне себе наше отечественное Министерство образования.