Меню

Автопробег, даже самый маленький — это путешествие, приключение.

27.07.2015 18:38
Что будет, если усадить в машину признанных поэтов, работников культуры, одного издателя и всех отправить в путешествие по городам? Причем с непременными читками, творческими встречами, а то и мастер-классами в каждом? Будет поэтический автопробег. В один из таких пробегов (правда, очень маленький) имела наглость напроситься и я.
Автопробег, даже самый маленький — это путешествие, приключение.
Фото Марины ВОЛКОВОЙ

Автопробег, даже самый маленький, — это путешествие, приключение. С поэтов под предводительством издателя станется заблудиться (почти обязательно), прокружить три часа, пытаясь выехать из чужого города, и, так и не выехав, есть во втором часу ночи на автобусной остановке арбуз...

Поэтому участники даже самого маленького автопробега по умолчанию считаются экипажем. Капитан, конечно, автор идеи - издатель, культуртрегер Марина Волкова. Она же — рулевой, то есть единственный водитель в нашем автопробеге.

Место рядом с ней занимает штурман - премьер-министр машины, который помогает водителю с ориентированием, направляет разговоры в салоне и несет на себе половину груза ответственности за все. Эту роль принимает библиотекарь Татьяна Александрова — очень демократичный министр и бессменный кормилец экипажа. В поездку она отправляется с огромной и практически легендарной сумкой провианта. Мы поначалу отнекиваемся:

автопробег недолгий, а «прикормленные» нагайбакские библиотекари ждут нас с хлебом-солью-пирогами и еще черт знает чем, но непременно вкусным. Однако на середине пути все же не выдерживаем и приступаем к поеданию запасов.

Третий член экипажа, поэт уральской поэтической школы Янис Грантс, на время поездки стал ангелом — занял место позади водителя. У него уже большой опыт автопробегов и работы «духовным защитником» экипажа — именно это вменяется ангелу в обязанности. А я каким-то естественным образом очутилась на месте наискосок от водителя и получила должность «рефлексирующего». Этот член экипажа видит весь салон и все, что происходит за окнами, а также чаще других улетает мыслью в заоблачные дали. Смею надеяться, я свою роль выполняла правильно: успела и заснуть, и пофотографировать, и почитать, и откопать в машине книгу поэта УПШ Евгения Ройзмана, которую обязательно берут в автопробег.

Эх, дороги... Выезжаем в пятом часу утра. Дорога нашему вождю и водителю давно знакома: в оздоровительном лагере в Нагайбакском районе читательские марафоны уже стали традицией. Потому в путь мы выдвигаемся быстро и уверенно. На крайний случай есть навигатор. Его предшественника, который постоянно ломался, а в остальное время доставал экипаж советами, автор уральской поэтической школы Константин Комаров окрестил «нафигатором». Новый аппарат тоже оправдывает легенду о несовместимости техники с поэтами: где-то в начале пути, едва почуяв энергетику Яниса Грантса, навигатор зависает, но, к счастью, временно. Тем не менее на трассе приходится сбавить скорость. Причина — погодные условия. Через всю область за нами тащится невиданно длинный туман. Никто уже не сомневается, что Нагайбакский район тоже накрылся белой мглой, а наши планы на солнечную погоду — медным тазом. Надежда только на темные очки Яниса Грантса. По опыту многочисленных пробегов поэты успели вывести примету: если Янис берет эти очки с собой — солнце будет.

++Изображение-159.jpg

И что бы вы думали? В паре километров от места назначения мы вылетаем из тумана. Над окрестностями — бессовестно-голубое небо.

В библиотеке Фершампенуаза нас, как и ожидалось, встречают горячими приветствиями и национальными блюдами нагайбакской кухни: земляничным пирогом, пирогом с капустой, который называется «ништяк» (что, кстати, его довольно емко характеризует) и прочими вкусностями. Библиотеке от издательства дарятся книги из серии «Галерея уральской литературы». Наконец все вместе под предводительством неутомимого организатора Веры Кугеневой, заведующей центральной библиотекой, отправляемся в детский лагерь. О йогах и о любви - Бз-з-з-з-з-з-з! - Янис Грантс напряженно проводит пальцем по воздуху, отслеживая траекторию невидимой мухи. – Бз-з-з-з-з!

Публика, привлеченная неожиданным началом стихотворения, смотрит не отрываясь. Зрители здесь немного постарше, чем обычная аудитория этих строк. В зале среди детей есть и подростки-старшеклассники. Но старшие с таким же удовольствием хохочут над стихотворением о мухе, которую герой полдня спасает из комнаты. Все вместе отсчитывают секунды до взлета космического корабля. А два ребенка, вызванные из зала, помогают прочитать стихотворение про йогов: помощникам (вместе с автором) пришлось постоять на одной ножке. После нескольких детских стихотворений — своих, Елены Сыч и других авторов - поэт спрашивает: - Ну что, а теперь — о любви?

- Да-а! - подхватывает публика на удивление дружно. Янис Грантс сперва шутит — зачитывает стихотворение из сборника «Стихи на вырост». Но после добавляет и «взрослое» «На углу Руставели - Гагарина». Приходит очередь и для вопросов. Во сколько лет начал писать стихи? Что главное в стихах? Сколько стихов написал к нынешнему моменту? И Янис рассказывает о своих первых стишатах, о рукописном журнальчике, который все еще хранит его мама, о сборниках и рассказах... В зале — счастливые, улыбающиеся лица. И не поверишь, что ребята полчаса ждали на местах, пока мы воевали с дорогой. Ловлю себя на том, что вместе с ними в голос смеюсь над очередным детским стихотворением в исполнении Яниса Грантса.

Возле лагеря — пруд, возле пруда - зеленая лужайка с парой скамеек и беседкой. Здесь, на свежем воздухе, мы с ребятами проводим мастер-класс по журналистике. Участвует молодежь с 14 - 17 лет, угодившая в мою группу.

О своих новых учениках я уже наслышана, причем в самом лучшем смысле. Как-то во время прошлых пробегов ребятам устраивали конкурс: зачитывали ранние, непризнанные строчки какого-нибудь классика и предлагали угадать имя. В подборке были отрывки, перед которыми пасовали и ученики элитных лицеев. А в Нагайбакском районе дети угадали всех авторов до одного. Это достижение до сих пор считается легендарным. Не знаю, были ли в моей команде те ребята, что отгадывали классиков, но свою славу группа оправдала сполна.

Никто из моих новоиспеченных учеников журналистикой прежде не занимался и тексты не писал. Но в процессе моего незамысловатого рассказа о том, как строятся и готовятся статьи, не раз и не два переспрашиваю: «Вы точно не юнкор? Да вы схватываете на лету!» Через 20 минут творческий процесс уже вовсю варится. - Все хорошо? - заглядывает на полянку Марина Волкова. - Да-да, вы только никуда не убегайте, - невнятно бормочу я и тут же разворачиваюсь к юным журналистам. Ладошки рупором: - Кто берет интервью у Марины Волковой?! Идем сюда! Еще несколько человек бросаются интервьюировать Яниса Грантса. Тем, кто не так жаждет деятельности, просто рассказываю о профессии: какая она, с какими людьми приходится встречаться, какие трудности бывают и почему... Тем временем идут еще два мастер-класса. Самые маленькие занимаются с Татьяной Александровой — играют в слова, в подвижные игры, а заодно по ходу дела знакомятся со стихами. Расстаться с библиотекарем ребята согласятся только перед обедом и тихим часом, бесконечно усталые и очень довольные.

Но тяжелее всего приходится Янису Грантсу. На его мастер-класс по стихосложению остались, наверное, человек пятьдесят. Аудитория не слишком подготовленная, но ребята стараются изо всех сил: придумывают эпитеты, сравнения, метафоры. Один юноша даже написал стихи о приезде Яниса Грантса и после мастер-класса обежал всех нас, чтобы узнать мнение о них. Чайная урбанистика Мастер-классы окончены. Еще полчаса испытываю терпение спутников — бегаю по корпусам в поисках самых ответственных «протеже», обсуждаю с ними результаты интервью и варианты написания материала, раздаю бумажки со своим электронным адресом — вдруг после конца смены кто-то доберется до Интернета (в лагере его нет) и захочет прислать статью «на проверку»?

++18iulya21.jpg

Наконец отправляемся в обратный путь. Правда, рабочая часть поездки еще не закончена. Заглядываем в библиотеку Парижа: дарим книги, осматриваем фонд (к слову, весьма любопытный). Успеваем, конечно, и

прогуляться мимо Эйфелевой башни. А меня только своевременное вмешательство Яниса Грантса заставляет покинуть парижский краеведческий музей. Перед тем как попрощаться с нагайбакскими друзьями, останавливаемся на пикник. Пьем чай из самовара, растопленного по всем правилам, разве что без сапога. Янис Грантс нахваливает: очень вкусный чай! Но тут же спрашивает: а что, собственно, в этом чае нужно почувствовать? Ведь все наверняка будут об этом допытываться! - Лес? Шишки? Щепки? Нет, это не то... Придумайте метафору! - звучит в ответ, явно в напоминание о сегодняшнем мастер-классе. - Труба? - посмеивается Вера Кугенева. - Это что еще за урбанистика? - возмущается поэт. У границы района прощаемся с принимающей стороной. Вот теперь и правда пора возвращаться. «Разбора полетов» на обратном пути не проводим: пробег короткий, прошел без неудач. Беседа закручивается в основном вокруг тех же предметов, что и по пути сюда. Поэт УПШ Александр Самойлов и его новый сборник «Маршрут 91». Новый проект — граффити со стихами на улицах города. Ведь у челябинских поэтов много строчек про наш мегаполис, почему бы их не показать прямо на улицах? Янис Грантс уговаривает Марину Волкову купить шляпу «глубокого синего цвета», и, кажется, успешно. Все смеются. И тут же, почти без перехода: - Янис, что там с новым сборником? - Работаю. Еще подумать надо. - Ладно. Татьяна Сергеевна, что будем делать с поэтическим календарем? Его пора переиздавать... Уже на въезде в Челябинск Янис Грантс читает свое новое стихотворение. С удовольствием слушаю, но не запоминаю ни слова: голова явно перегружена от множества встреч, занятий и целого дня в творческой атмосфере. Спутники, наоборот, говорят, что автопробег неправильный: много отдыхали, мало делали. Спорить с ними я не собираюсь. Но вообще-то, на этот счет надо спросить нагайбакских библиотекарей и ребят из оздоровительного лагеря. Уж они-то знают, много или мало было сделано.

++18iulya19.jpg