Меню

В казармах должен быть нормальный быт и достойные условия проживания

28.07.2015 14:33 - автор Сергей ТАРАН
К уполномоченному по правам человека в Челябинской области и правозащитникам обратились военнослужащие авиабазы, заявившие, что их казармы очень похожи на рухнувшее здание в Омске. 22 июля представители омбудсмена и правозащитники в сопровождении военного прокурора Челябинского гарнизона побывали в военном городке поселка Шагол, где размещены Челябинское военное училище штурманов, авиаполк, школа начальной летной подготовки.
В казармах должен быть нормальный быт и достойные условия проживания
Фото Валерии ПРИХОДКИНОЙ

Работу по проверке состояния казарм правозащитники Челябинска начали вести еще несколько лет тому назад, но кто же знал, что случай в Омске покажет, насколько жизненно важно вовремя заметить, что вода подтачивает прочность зданий.

Обычно работать правозащитникам не то чтобы мешают, но и не охотно способствуют, прячась за всяческими формальностями. На этот раз, по словам руководителя «Школы призывника», эксперта общероссийской общественной организации «За права человека» Валерии Приходкиной, все было по-другому. С ней согласен советник омбудсмена Челябинской области Алексей Ковалев. Приехали в Шагол и увидели...

Алексей Ковалев делает отступление умышленно, для понимания:

- Недавно бывшие курсанты военного автомобильного училища побывали в заброшенных казармах. Картина страшного запустения ужасает. Но по сути, если окна разбиты и отопление разморожено, здание в последующем нельзя эксплуатировать. Но это можно установить визуально.

В военной части в Шаголе проверить состоянии здания не удалось. Да и как это сделать, если казарма держит оборону: снаружи к фундаменту не подкопаться — по краю проложена бетонная дорожка, стены закрыты сайдингом. Без вскрытия нельзя провести обследование.

Несмотря на то, что проверка военной прокуратуры официально не зафиксировала никаких нарушений, общественники нашли нарушения бытовых условий, проверяя условия жизни солдат и курсантов в военной части в Шаголе.

Кстати, о металлосайдинге, которым как броней одели казарму. Оказывается, по словам Валерии Приходкиной, есть такой Указ президента РФ от 10.11.2007 года № 1495 «Об утверждении общевойсковых Уставов вооруженных сил РФ». Там прописано все. Какие должны быть комнаты, кровати, постельные принадлежности. Пункт 85-й, к примеру, говорит о том, что помещения и фасады должны быть окрашены красками установленного колера. Про металлосайдинг не сказано ни слова. А ведь под ним может быть все что угодно.

Валерия Юрьевна показывает многочисленные фотографии, комментирует кадр за кадром:

- Видите, пылесос стоит в помещении. Но сомневаюсь, что им пользуются. Министр обороны Сергей Шойгу распорядился поставить во все помещения. Вот, один поставили. Комната здесь одновременно и классная, даже телевизор есть, и для занятий спортом, и для отдыха. Обратите внимание - стоят евроокна. При этом нигде нет вентиляции. Тот же президентский указ говорит, как и когда открывать окна. Вентиляция должна работать. Но ни кондиционеров, ни вытяжной, ни притяжной вентиляции.

Зато есть бачки питьевые. Первый раз вижу во всех наших «заведениях»: казармах, больницах. Здесь я много чего увидела впервые.

Стенд-страшилка рассказывает о вреде наркотиков, курения.

Кровати — болезненная тема. Новая армейская кровать состоит не из металлических полосок. Это натуральные пыточные условия для спанья. Слава богу, армия от этого ушла. Появились нормальные кровати.

У каждого военнослужащего свой номер кровати, табурета, постели.

Проверили рулеткой простыни - не соответствуют размерам 214 на 120. На самом деле получилось - 108 на 125. Матрасы заправляют своеобразно: простыни-то короткие, а пачкать матрасы нельзя.

На 50 человек стоит чашек 11. Все события в одном помещении. И гири тут, и парикмахер тут, и гладильные доски.

Правозащитники установили, что в военкомате военнослужащим выдали карточки от ВТБ24. На них перечисляют зарплату. Но банк ВТБ в воинскую часть не ставит свои банкоматы - не выгодно, потому что очень маленький объем средств. Поэтому стоит сбербанковский банкомат, который с каждой операции берет 100 рублей. Стольник на зубную пасту снял — стольник подарил банку.

- Нехорошо обирать свою армию, - замечает Приходкина. - Но командующий сказал, что эта проблема будет решена.

Мыло хозяйственное и туалетное выдается ежемесячно. Каждый получает в военкомате специальный несессер один раз на весь год службы. А там - одноразовые станки, нитки, иголки. Даже дезодорант есть. Туалетная бумага у ребят нормальная. Называется «Календарь». Пусть одноразовый станок на весь год — некоторый оптимизм от армии. Это мелочь.

А вот нестандартные металлические умывальники, по мнению Приходкиной, некрасиво. На полу под умывальниками лежит линолеум. Разумеется, под ним скапливается вода, потому что здесь моют ноги. А рядом стоят принадлежности: тряпка, веник, швабра.

- Это не пылесос. Это работает! - негодует правозащитница. - Осматриваем санузлы. На дворе XXI век, а в казармах - чаши Генуя (напольный унитаз. — Авт.). Позор! Кстати, в Чебаркульском гарнизоне везде стоят унитазы. Все-таки цивилизованней. Продолжаем осмотр: кафеля в туалете нет. Лежит линолеум. Плохо. Но есть в казарме стиральные машинки. Это хорошо. При выходе из туалета нет умывальника. Осмотрели душевую. Здесь все словно понарошку - прикреплено непрочно. Мыльница привинчена к пластиковой панели. Видно, что постоянно отрывается. Зато есть два вентилятора. А ручка зачем убрана на окне? Что это? Дурдом? что ли? Поясняют, чтоб сами не хозяйничали. Придет сержант — откроет окно. Вышли в столовую. При входе — магазинчик. Ценников нет, грязь, чье это ЧП - не понятно. В здании столовой туалет находится в одном крыле, а умывальник в другом, а попасть в него можно только через помещение магазина. А из окна столовой вид на помойку. Все завалено мусором.

- Вопросов возникло много, я все напишу прокурору, пусть решают, - подытожила Валерия Приходкина.

Проверить на прочность

- 186-я статья Общевоинских уставов говорит о том, что стены казарм должны быть окрашены красками установленного образца, – говорит Алексей Ковалев. – О металлосайдинге там ни слова не сказано. Понятно, что не несоответствие отделки букве устава вызвало озабоченность общественников. Дело в том, что теперь невозможно оценить состояние строительных конструкций. Даже если стена казармы будет усыпана трещинами, под металлосайдингом этого не увидишь. К тому же отделка дает дополнительное напряжение на конструкцию здания, что также с течением времени может вызвать его повреждение. Вряд ли кто-то будет вскрывать отделку, чтобы оценить состояние конструкций.

Между тем было замечено, что стены, еще не обшитые сайдингом, уже разрушаются.

- Невозможно оценить состояние здания и в помещениях: здесь стены отделаны ГВЛ, - отмечает Алексей Ковалев. - Выглядит красиво. Но мало того, что для экспертизы покрытие также необходимо будет вскрывать, в результате такой косметической операции помещения казарм потеряли в площади. А это, с учетом специфики быта военнослужащих, не самое удачное решение. Как, к слову, и отсутствие вентиляции в помещениях.

- Мы смотрели быт военнослужащих, - продолжает Ковалев. - Единственный доступ к конструкциям — потолки. И то вызывает вопросы. Всюду неровности. Стены обшиты ДСП — не осмотреть. Но казарма отопительный сезон никогда не нарушала. Причем подвального помещения нет. И как проверить несущие конструкции? Это проблема. Соседнее здание рядом с казармой. Видно, где, что разрушается. Почему-то пролет достраивают после того как обшили сайдингом. Помойка в пяти метрах от столовой - это беда. Это нарушение всех норм. А ООО «Славянка», обслуживающая часть, как и «Военсервис», прекратила свое существование.

Со «Славянкой» «бились» в Шаголе давно. При том что не только на обслуживание, на ремонт денег вообще не выделялось (вот уж долго нам руководство Сердюковым будет вспоминаться).

Положение и сегодня очень тяжелое. Ребята выполняют боевые задачи — служат. А «Славянка» и «Оборонсервис» уже два месяца не работают. Причем есть сведения, деньги за вывоз мусора этими бизнес-стркутурами освоены. Прокурор говорит, что обяжут отработать. Но как скоро? Неужели даже мусор не могут победить в части? Заметим, прокурор запретил использовать на уборке солдат. Это будет нецелевое использование — накажут командира.

И все-таки отцы-командиры пообещали общественникам провести полную проверку состояния конструкций, даже если придется вскрывать отделку. Однако признали: на проведение экспертизы сторонними строительными организациями просто нет денег. Выходит, дело может затянуться. А «долгий ящик», известно, на Руси нередко превращается в «ящик» пострашней.

В феврале этого года правозащитники проводили аналогичную проверку в в казармах Чебаркульского гарнизона. Было выявлено 300 нарушений, причем довольно существенных. К примеру, вода из душевых с четвертого протекает через все перекрытия до первого этажа. Всюду сырость. Черной сажей распространяется грибок по стенам в маленьких душевых кабинах.

- Еще десять лет назад обычные казармы разделили на кубрики, - говорит Приходкина. - Но «постеснялись» почему-то сделать гидроизоляцию. На первом этаже стоит 20 сантиметров воды. Туалет с плесенью, потолки, стены - все может упасть в любой момент, потому что конструкции размыты.

Все эти нарушения были подтверждены прокуратурой. В здании казармы не было ремонта в течение десяти лет, и вплоть до 2019 года он не запланирован.

++DSC02002.jpg

++DSC02071.jpg

DSC02004.jpg

DSC02025.jpg