Меню

Григорий Цукерман: «Творчество можно при желании найти везде»

12.08.2015 12:00 - автор Виктория Олиферчук
У самого культурного министра области появился новый зам. Новость сия прошла бы общим эшелоном, как и прежние незаметные рокировки в культурном ведомстве, но фигура на этот раз оказалась весьма весомой и значимой, причем настолько, что возбудились не только узкие околокультурные круги, но и широкие массы, далекие от арт-пространства. Свободное кресло в минкульте занял успешный предприниматель, известный благотворитель, медийная личность и просто богатый человек Григорий Цукерман.
Григорий Цукерман:  «Творчество можно при желании найти везде»
Фото Юрия ЕРМОЛИНА.

- Как вам удалось заполучить в свой лагерь Цукермана? – пытаю с пристрастием министра.

- Если честно, я и сам удивлен, - пожимает плечами Алексей Бетехтин. - Хотя у него как раз есть все необходимое: образование, воспитание, опыт работы по специальности, авторитет отца и собственный, причем не только в культурной сфере, но и в бизнес-сообществе. Человек востребованный, реализовавшийся, к тому же государственная служба – далеко не сахар, но… Он сказал, что это дело ему интересно.

Вопрос ребром

Чем притягивает высокое чиновничье кресло, в принципе, понятно, но что конкретно привлекло удачливого в делах и деньгах бизнесмена? Кабинет нового начальника определить удалось без поправок: в тиши пятничных министерских коридоров он звучал барабанной дробью телефонных переговоров. Все имеющиеся в наличие аппараты радостно поздравляли с назначением и удивленно спрашивали: «А зачем?»

- Коллега только что звонил: «Ну, я понимаю, было бы это министерство дорожного строительства, минэкономразвития, но минкульт - зачем тебе это?!» - вопрос витал в воздухе, и плавно вплыл в наше интервью. - Это мое, родное, то, с чем я связан с момента рождения, - в запале восклицает новый зам. – Мама окончила институт культуры по специальности «режиссер массовых праздников», моя сестра старшая окончила институт культуры по специальности «режиссер массовых праздников», папа преподавал в этом институте и создал кафедру. В нашем доме всегда бывали замечательные великие люди. Помню, в пятом или шестом классе, однажды сломался лифт и я поднимался пешком на 14-й этаж. Грязные ступеньки, выбитые окна, света нет (кстати, обстановочка в подъезде с тех самых пор не изменилась). И вот на 14-м этаже на этих грязных ступеньках на газетке сидит странный человек. Я на него посмотрел и подумал: «Как на Остапа Бендера похож». А он меня спрашивает: «Мальчик, ты живешь на 14 этаже?» – «Да». – «А Владимира Самойловича Цукермана знаешь?» – «Это мой отец». – «Замечательно! Вот, передай ему, пожалуйста», - и вручил мне букет цветов и открытку. Вечером я передал подарки отцу, он развернул открытку: «Поздравляю Владимира Самойловича, как сейчас помню, с 7 ноября», и странная подпись – «Зеленкин» то ли еще как, не помню. Он долго смотрел, а потом понял: «Так это ж Юрский приходил!» Он как раз с Теняковой приезжал в Челябинск на гастроли и подписался именем своего героя из спектакля. Режиссер Международного фестиваля молодежи Дмитрий Генкин бывал у нас дома, подарил маме свою книжку. А ведь это был бог нашей профессии, по его книгам мы потом учились.

Дефицит творчества

Возвращение в родные пенаты для Цукермана произошло после 20 лет успешной коммерческой деятельности в роли владельца компании «Канцбюро». Он не только с нуля раскрутил новое дело, но и занял место в списке медийных лиц города. Для полного счастья Григорию Цукерману не хватило самую малость – творчества. Кстати, это уже вторая попытка вернуться к истокам: у него был шанс возглавить Челябинский театр драмы в период безвременья, но тогда что-то не заладилось.

- Ну в театре понятно, там самое место творческим людям, а какое на госслужбе творчество?

- Думаю, что творчество можно при желании найти везде. А во-вторых, помогать творческим людям работать наиболее эффективно и с наименьшими потерями - это тоже надо уметь. И это тоже может быть организовано с творческим подходом. Мне хочется, чтобы, оглядываясь впоследствии назад, я бы мог гордиться, что это сделал я или с моим участием.

- Например? Что может послужить предметом гордости?

- «Золотая маска». И если я хоть как-то смогу помочь в таком деле, то буду считать, что недаром ем свой хлеб.

Наследство с проблемами

Курировать новый зам будет сферу профессионального искусства – театры, филармонию и творческие союзы. Наследство ему досталось, надо сказать, весьма проблемное, и даже не в смысле каких-то денежных вопросов, из которых культура никогда не выбиралась, а в смысле административно-психологических. Именно работа театров и концертных организаций происходит на виду у всех, кроме того, как раз театральные труппы славятся наибольшим числом «происшествий» на душу населения.

- Григорий Владимирович, вы же культурный человек, в театры ходите, и какой же театр у вас в любимчиках числится?

- Гммм, некорректно сравнивать, - новый зам уже вполне овладел корпоративной этикой. – Скажу так: когда бываю в Москве и хожу в театры, разница с нашими заметна.

- По-вашему, такое сравнение более уместно?

- Надо сравнивать с лучшими проявлениями, тогда будет желание расти, меняться, тогда будет процесс совершенствования. Как сказала Маяковский: «Любить - это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьи Иваны, считая своим соперником.»

- Хорошо. Какие спектакли вам удалось посмотреть в челябинских театрах?

- В Камерном театре посмотрел «Пленные духи», в драме – «Портрет Дориана Грея», в Молодежном последнюю работу ко дню Победы про Теркина, а в оперном – «Мистер Икс», ну с оперой у меня более сложные отношения, чем с драматическим искусством, - извиняясь, улыбается.

- Образование вам помогает или мешает смотреть?

- Если честно, мешает. Постоянно отмечаешь для себя что и как сделано, оцениваешь, но я научился с этим жить. Если спектакль плохой - это помогает не заснуть, ну а если хороший – это просто отходит на второй план.

Бизнес-план для театров

Пришествие на министерский олимп нового, коммерческого зама, вызывало реакцию неоднозначную: можно надеяться на его бурную энергию и успешный коммерческий опыт, можно сомневаться в успешном применении богатого опыта, но в бюджетных структурах.

- Пока я только еще начинаю разбираться во всех этих тонкостях и все-таки верю, что способы, варианты решения проблем есть всегда. Да, я понимаю, что законодательство сильно ограничивает свободу и возможности бюджетных организаций, но не все так безнадежно, - уверен Григорий Цукерман. - На самом деле есть куча вариантов в вопросах того же финансирования. Понятно, что оно сокращается год от года и тенденция продолжится, но все равно нужно работать. Я категорически против того, чтобы ничего не делать, потому что «ничего не получится».

Как у всякого раскрученного коммерсанта, у Цукермана уже готов бизнес-план и программа-минимум.

- Для начала хочу предложить составить матрицу возможностей, отдать театрам, пусть они поэкспериментируют, поставят плюсы или минусы, а затем мы выработаем некий алгоритм, - объясняет Григорий Владимирович. – Ну, например, попечительские советы. Этот вопрос мы уже обсуждали с директорами театров. Признаться, был удивлен такой реакции: «Зачем это надо? Все равно много денег не дадут». Много – понятие растяжимое. Может на ремонт фасада не хватит, а на премию артисту - почему бы нет? Дело в том, что крупному бизнесу благотворительность не интересна: он уже реализовался, он самодостаточен. Почему не поработать с мелким и средним? У людей бывают разные амбиции: кто-то хочет денег заработать, а кому–то важно, чтобы о нем узнали, услышали, - надо этим пользоваться. Пусть будет в театре премия имени Васи Пупкина, и этот Вася отдаст ее какой-нибудь актрисе, потому что его дочке Маше очень понравилось, как она сыграла божью коровку. Пусть!

Плюс или минус?

Главный козырь нового зама (помимо образования, воспитания, успехов и прочего) – он не человек структуры, а значит, мыслит не по шаблону и имеет все шансы на креатив, а значит, на успех.

В этом же его самый большой минус. Структура не терпит выдающихся над общей массой, главное – маршировать в ногу, петь хором, смотреть и мыслить в нужном направлении. А у таких, как Цукерман, есть своя позиция и свое мнение.

- Да, я не человек системы, - соглашается собеседник. - Но буду играть по тем правилам, которые заданы. Не знаю, насколько и как это у меня получится - вписаться.

- Сколько времени вы себе отмерили для того, чтобы добиться первых результатов?

- Год как минимум. Можно бы и пораньше, но на госслужбе уж так много сопутствующей работы, если честно, я даже не ожидал. Пока Алексей Валерьевич был в командировке, мне пришлось его замещать. Когда принесли огромную кипу документов на подпись, у меня был культурный шок, причем документов серьезных, за подписями Медведева, Дубровского. Я честно пытался их читать и вникать. Это было тяжело. Здесь такой документооборот, все так зарегламентировано, не то что на свободе, - раскатисто смеется новый начальник.

- А что теперь будет с вашей фирмой «Канцбюро»?

- С фирмой все будет хорошо, с ней давно все хорошо. Вот как раз сейчас собираюсь поехать: надо поговорить, задачи обозначить, преемников оставить.

Платный проезд и «Лексус» укропа

- Номера на машине сменили?

- Нет, а зачем? Я даже как-то не озадачивался этим вопросом. Я вообще считаю, чем меньше пафоса вокруг моей фигуры, тем лучше. Зачем менять номера? Я никогда не сажусь за руль выпившим, не езжу на красный свет, через двойную сплошную.

- И что, у вас совсем-совсем нет нарушений?

- Есть. Ох, каждую неделю приходят бумажки. За превышение скорости. Домик у меня в деревне, и по трассе не могу удержаться, чтобы не прокатиться с ветерком. А там же везде камер понатыкали, вот и приходят потом квитанции. У меня друзья даже шутят: «Для всех проезд бесплатный, а для Цукермана платный».

- Как начинается теперь ваш рабочий день? Что-то изменилось?

- Еще как! Приходится рано вставать, чтобы к 8.30 утра уже быть на работе. С большой невероятной ленью делаю зарядку. Причем долго собираюсь, сам себя уговариваю, типа: «Вот ты уже 15 минут сидишь, а мог бы 15 наклонов сделать». Вроде никто не следит, можно слинять, но нет, внутренний голос стыдит, в общем, что-то делаю и с чувством облегчения уезжаю на работу.

- На хобби время остается?

- Люблю быть на природе. У меня дом в деревне, от мамы еще остался, она у меня исконной русской крестьянкой была, не могла жить без земли, и мне эту любовь передала. Так что у меня овощи свои, никаких покупных не терплю и четко отслеживаю – своим на рынок ходить запрещаю. Зачем? Все есть: картошка, лук, огурцы, помидоры, капуста. Господи, а сколько зелени я привозил в прошлом году – целыми стогами. На работе насильно раздавал, весь «Лексус» этим укропом перепачкал, в результате пришлось купить сушку, чтобы его перерабатывать на зиму.

Кстати, сейчас новый зам занимается практическим тем же – отчетами по подготовке к зимнему периоду подведомственных учреждений. Что ж, как говорится, бог в помощь.


Григорий Цукерман, окончил ЧГАКИ (1993 г.). С 1995 по 1999 годы работал преподавателем кафедры методики и организации ЧГАКИ. Параллельно занимался коммерческой деятельностью, в 1995 году создал компанию «Канцбюро». В 2002 году получил второе высшее образование и диплом Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Известен своей благотворительной деятельностью: Международной ассоциацией детских фондов ему присвоено звание «Почетный благотворитель».