Меню

Учитель челябинской гимназии № 23 преподает обществознание в «облаках»

21.08.2015 14:28 - автор Беседовала Виктория Фирсанова
С приближением учебного года в СМИ все чаще звучат словосочетания «инновации в образовании», «интерактивное обучение» и тому подобные. Но большинство родителей, чьи дети ходят в школу, воспринимают это не более чем набор красивых слов. Между тем педагоги нашего города все смелее используют на своих уроках прогрессивные технологии.
Учитель челябинской гимназии № 23 преподает обществознание в «облаках»


Вместо привычных линованных тетрадей – электронные, в дополнение к учебнику – интернет-сервисы. Под занавес учебного года – вдохновляющая презентация. В ходе защиты проекта оцениваются не только уровень знаний, но и умение работать в команде, оригинальные решения приветствуются. Уже несколько лет старшеклассники гимназии № 23 осваивают «облачные» технологии под руководством учителя обществознания и экономики Марии Сониной. На ее уроках не могут претендовать на высокую оценку те, кто привык старательно зазубривать параграф учебника и дремать за партой. Отметка складывается из баллов, заработанных на практикуме. Электронная доска, ноутбуки и другое современное оборудование, установленное в кабинете, тоже не простаивает – его активно используют во время уроков. А записи в блоге «Обществознание.про», который ведет Мария Николаевна, каждый день набирают множество просмотров.

Что же такое интерактивные уроки, и зачем они нужны современным школьникам? Об этом наш разговор с преподавателем обществознания и права челябинской гимназии № 23 Марией Сониной.

– Мария Николаевна, чем, на ваш взгляд, обычный урок отличается от интерактивного?

– Настоящий интерактив – это обучение в диалоге. Центральная роль на уроке принадлежит учащимся, а учитель – организатор, помощник. К методам интерактивного обучения можно отнести те, что предполагают обмен информацией или совместное принятие решений. А как известно, знания усваиваются гораздо лучше, когда их получение происходит в живой деятельности. Вот вам что интереснее: читать чужой текст или писать его самостоятельно? В каком случае вы лучше усвоите информацию? По своему опыту скажу: когда мы проводим практикум, в классе резко сокращается число тех, кто витает в облаках. А во время подготовки групповых проектов практически не остается ребят, безразличных к этой работе.

Конечно, классическая подготовка лекции экономит время и упрощает оценивание работы на уроке. Вот только будут ли ученики лучше понимать предмет? Порой дети выбирают самый простой путь – бездумное заучивание материала. Недавно я прочитала и рекомендую всем своим коллегам книгу «Запомнить все» (авторы Питер Браун, Генри Рёдигер, Марк Макдэниэл). Когда впервые увидела ее, сразу обратила внимание на подзаголовок: «Усвоение знаний без скуки и зубрежки». По мнению авторов книги, зубрежка – крайне неэффективный метод усвоения знаний: «Зубрежка – разновидность интенсивного обучения – напоминает обжорство с последующей рвотой. Многое попадает внутрь, но почти все очень быстро выходит обратно, не оставляя следа». Получается, что школьники интуитивно отбрасывают неэффективные способы восприятия информации, на которые их ориентирует учитель? А поскольку им ничего не предлагают взамен, усвоения знаний не происходит, и годы учебы нередко оказываются потраченными впустую.

– Сегодня у каждого школьника есть смартфон, планшет, ноутбук и прочие гаджеты. Как вы считаете, современные технические устройства облегчают обучение?

– С одной стороны, современные технологии помогают школьникам лучше усваивать материал. Скажем, когда вы смотрите клип или играете в компьютерную игру, то взаимодействуете с объектами и сами вникаете в суть вещей. Сегодня у педагогов появилась возможность использовать интерактивные учебные пособия, интернет-сервисы. На уроках можно вместе с ребятами рассмотреть, например, объемную модель рыбы или, используя математические модели, нарисовать картину. Недавно в Сети даже появился портал, на котором учителя обсуждают, как популярную компьютерную игру использовать в обучении. Все это не только делает уроки интереснее, помогает школьникам легче усваивать материал, но и прививает любовь к наукам.

Однако не стоит забывать, что технологии – это только средство, которое помогает осваивать предмет, но ни в коем случае не заменяет содержание обучения. Образно говоря, молоток в руках мастера поможет ему создать произведение искусства, а в руках неумелого плотника – просто отобьет пальцы. Так же и с современными технологиями в образовании.

– Мария Николаевна, почему на своих уроках вы решили применять облачные технологии Google?

– В своей работе я не только Google использую. Облачные технологии предоставляют возможность работать удаленно и в команде, поэтому их полезно применять в образовании. А такие крупные компании, как Google, предлагают пакеты облачных систем как для учебы, так и для бизнеса.

– Вы обучались на специальных курсах, чтобы освоить эти технологии?

– Место моей основной учебы – профессиональные сообщества в социальных сетях, интернет-семинары и так далее. Я продолжаю повышать свой уровень знаний. Например, в социальной сети Google+ существует мощное русскоязычное сообщество учителей – сейчас в нем более 6700 участников. Мы постоянно обмениваемся опытом использования различных сетевых сервисов.

А в ноябре 2012 года я вошла в число учителей, принимавших участие в международной программе повышения квалификации для работников сферы образования, – Академии преподавателей Google. Горжусь тем, что прошла конкурсный отбор и стала слушателем академии, которая впервые проводилась в нашей стране. Два дня мы, а это 58 педагогов из России, с Украины, из Белоруссии, Кыргызстана, Эстонии, интенсивно работали в московском офисе компании. В завершение получили статус сертифицированного преподавателя Google. К слову, на Урале всего два учителя имеют такой сертификат.

– Под вашим руководством школьники осваивают Google-технологии. В будущем они смогут воспользоваться полученными навыками?

– Дети учатся работать с «облаками» в школе. В дальнейшем они смогут применить полученные знания на практике, например на работе в серьезной коммерческой компании. Облачные технологии сейчас используют не только во многих крупных фирмах, но и в престижных вузах. Выпускнице нашей гимназии уроки с «облаками» пригодились в университете. Студенты выполняют задания в сетевых сервисах и выкладывают их в свой блог. Мне было приятно, что наша бывшая ученица получала только высокие оценки за эту работу. Я сравнила ее блог с электронными дневниками однокурсников. Скажу честно: у нашей выпускницы лучший в плане компьютерной компетенции блог.

Но даже если выпускники не будут использовать сетевые технологии в дальнейшей профессиональной деятельности (что в условиях информационного сообщества маловероятно), навыки коммуникации, сотрудничества, совместной работы над проектами пригодятся им в жизни.

– А при подготовке к ЕГЭ такие технологии тоже могут помочь?

– А почему нет? Через форму Google или в Learning Apps можно решать тесты ЕГЭ, а еще эффективнее – составлять их самостоятельно. В документе Google очень удобно писать эссе. Отличная подготовка к экзаменам. Используя современные технологии, вы не только сможете подготовиться к ЕГЭ, но и научитесь решать бытовые задачи. Например, при помощи интернет-сервисов нетрудно грамотно распределить свободное время.

Кстати, в этом году средний балл ЕГЭ по обществознанию в Челябинской области составил 54, в России – 56,6. В нашей гимназии, где ребята в течение двух лет изучали предмет с активным использованием сетевых технологий, – 66. Разве это не показатель?

– Удалось установить обратную связь с учениками?

– Обратная связь возможна в разных формах: «лайк» в социальной сети к посту про домашнее задание по теме, комментарий к сообщению в блоге и так далее. Мне бы хотелось, чтобы она была более активной. Но большинство детей воспринимает Сеть не как учебное пространство, а как поле для развлечений, общения. Поставить «лайк» котику в «Инстаграме» – это норма. А оставить комментарий к великолепной работе одноклассника – дело непривычное. Во-вторых, обучение нередко построено так, что от ученика не требуется обратная связь. Он просто должен быть послушным исполнителем. Дети не привыкли высказывать свое мнение. Принято считать, что учителя оно не заинтересует. Поэтому приходится эту самую обратную связь организовывать. К примеру, по итогам промежуточной аттестации я попросила всех ребят заполнить рефлексивную анкету, получила много ответов, как восторженных, так и критических. Я спокойно отношусь к этому и ценю мнение каждого. Для меня важно понимание правильности того, что я делаю.

– Как вы считаете, в челябинских школах активно внедряются инновации?

– Интерактивного оборудования в городе много. Более пяти лет проходит муниципальный сетевой конкурс «Новые формы организации учебного процесса и лучшие разработки учебных занятий с использованием цифрового оборудования» с публикацией и открытым обсуждением материалов участников в Сети, на портале «Открытый класс». Значительную работу по обучению педагогов работе с информационными технологиями и интерактивным оборудованием проводит Учебно-методический центр города Челябинска. Это здорово. Однако среди учителей не так много людей, готовых делиться своим опытом. Существует стереотип: как я могу подарить кому-то то, что «нажито непосильным трудом». Меня не раз спрашивали, не боюсь ли я работать в открытом пространстве, ведь мои материалы могут украсть. В таких случаях я отвечаю словами одного из пионеров использования интернет-технологий в российской образовательной практике Евгения Патаракина: «Я не боюсь, что у меня украдут. Я боюсь, что у меня нечего будет украсть». Публикуя материалы из опыта своей работы в Сети, я получаю обратную связь от коллег, что позволяет расти профессионально и постоянно совершенствоваться в преподавании. То есть в выигрыше все: учителя, которые могут воспользоваться моими материалами в своей работе, я сама, но главное – мои ученики.