Меню

Август – горячая пора не только для школьников и их родителей, но и для педагогов

28.08.2015 12:02 - автор Виктория Олиферчук
Вслед за учителями общеобразовательных школ на традиционную августовскую встречу собирались педагоги музыкальных и школ искусств, чтобы вспомнить о достижениях и поговорить о проблемах.
Август – горячая пора не только для школьников и их родителей, но и для педагогов
Фото Юрия ЕРМОЛИНА

Тяга к высокому и вечному

В преддверии нового учебного года зал Молодежного театра был заполнен до краев - на совещание в областной центр съехались представители 43 территорий. 130 ДМШ, ДШИ, ДХШ, пять колледжей и вузов на сегодняшний день прививают высокое искусство своим ученикам на территории Южного Урала. Много это или мало?

С одной стороны, вполне прилично: Челябинская область по-прежнему входит в первую двадцатку, среднестатистический показатель по РФ составляет 12 процентов, а у нас - 13,2. С другой - в 2014-м область потеряла три школы. С учетом того, что за последние лет 40 в области не появилось ни одной новой музыкальной школы, а закрыли три, тенденция не радует. Общеобразовательные учреждения худо ли бедно строят, а художественные - нет.

- А ведь мы бы могли существенно улучшить показатели, и в первую очередь за счет областного центра. В городе построены новые микрорайоны: Тополиная аллея, Парковый, там ребята практически лишены возможности посещать школы искусств, - комментирует министр культуры области Алексей Бетехтин. - В этом году контингент ДШИ увеличился более чем на 300 человек. Это говорит о том, что школы искусств пользуются спросом, в некоторых школах конкурс доходит до шести человек на место.

В последнее время народ активно потянулся к высокому искусству: билеты в театр раскупают, детей в музыкальные школы отправляют. Об этом глава культурного ведомства говорит уже не впервые, подобные речи грели душу, но результата не имели. Но тут вопросом художественной образованности будущего электората озаботился сам российский президент: в соответствии с его указом к 2020 году 18 процентов ребятишек должно учиться в школах искусств. Такое реально?

- Думаю, да. Необходимо более активно привлекать учащихся, внедрять новые методы и формы работы, - уверен министр. – Ну а потенциал у нас есть, к тому же за последние пару лет произошли некие подвижки.

Полезная уравниловка

Во первых строках достижений глава ведомства назвал областную программу по обеспечению ДШИ музыкальными инструментами. Благодаря ей за два года закупили инструментов почти на 61 миллион рублей. Правда, полностью ликвидировать потребность не удалось, но теперь в школах хотя бы 40 с хвостиком процентов новых инструментов, а ведь износ в некоторых случаях достигал рекордных 90.

Заработная плата, камень преткновения всех бюджетников, опять же благодаря президенту стала повышаться и за последний год подросла еще на четыре тысячи рублей. На первое полугодие 2015 года в среднем зарплата педагогов ДШИ составила 25 400 рублей. И это притом что показатели выполнены лишь на 96 процентов. А с 1 июля по поручению губернатора области Бориса Дубровского оклады повысили еще на пять процентов. Немного? Смотря с чем сравнивать. К тому же обычная ставка в ДШИ составляет всего-то 18 часов в неделю, в то время как остальные трудящиеся трудятся все 40 часов, а получают, бывает, и поменьше.

Кстати о ставке. Все последние десять, а то и больше лет минкульт бился на то, чтобы уравнять рабочие часы педагогов ДШИ. В прежние времена в привилегированном положении находились учителя старших классов, тем, кто учит малышей или аккомпанирует (концертмейстерам), приходилось за ту же сумму нести трудовую вахту дольше. 10 марта нынешнего года Минобр России проблему таки решил, что было встречено на ура.

Ну и наконец, вслед за вниманием высшего начальства последовала заинтересованность начальства высокого.

- Впервые мы получили возможность отправлять наших детей на конкурсы, проходящие за пределами области. Глава региона Борис Дубровский выделил 320 тысяч рублей, 20 ребятишек вместе с наставниками уже стали участниками всероссийских соревнований, и еще порядка 50 юных талантов до конца года смогут попробовать свои силы и заявить о себе за пределами Южного Урала. По поручению Бориса Александровича также обеспечено возмещение транспортных расходов участникам творческих смен Всероссийского центра для одаренных детей в Сочи. Эта деятельность будет продолжена и в 2016 году, - обнадежил глава культурного ведомства.

++урок-в-ДШИ.jpg

Будущее не безнадежно

Дети - наше будущее. Как бы вульгарно ни звучала прописная истина, но она остается истиной. И в этом отношении будущее южноуральской культуры не безнадежно. Это будущее чествовали взрослые в минувшую среду: сразу двое юных южноуральских музыкантов стали победителями детского конкурса в рамках XV Международного конкурса имени Чайковского. Конкурс проводился впервые еще по весне. Участникам нужно было пройти три этапа: районный, областной и окружной. От Уральского округа в финал прошли только пять лауреатов, и двое из них – наши ребята.

- Мы с педагогом решили попробовать, тем более что из Златоуста больше не было никого. Мечтал пройти областной этап, но, если честно, не ожидал, что так получится и меня выберут в числе лучших, - признался Егор Жирков, ученик златоустовской ДШИ № 2 по классу фортепиано.

- В качестве приза мы получили возможность присутствовать на взрослом конкурсе Чайковского в Москве, мы были в большом зале Московской консерватории, слушали третий этап конкурса, а также поучаствовали в мастер-классах, которые проводила ЦМШ, - рассказала вторая победительница, вокалистка из Сатки Татьяна Бикмухаметова.

- Наши ребята всегда демонстрируют высокий уровень мастерства, - гордится министр. - Буквально только что мы получили известие о том, что еще один юный музыкант – Коля Жигалов из Магнитогорска - попал в число призеров общероссийского конкурса «Молодые дарования России».

Особое внимание особым детям

Впрочем, несмотря на радужное настроение, проблемам тоже уделили внимание. Болевые точки в принципе все те же: материально-техническая база, которая требует постоянных вливаний, кадровые вопросы (за последние пять лет количество преподавателей неуклонно сокращается, стареет педсостав, а молодые сотрудники идут работать неохотно).

Обратили внимание и на такой аспект деятельности, как работа с детьми-инвалидами. Отправной точкой послужила команда сверху. По поручению комиссии при президенте РФ по делам инвалидов федеральный Минкульт разработал проект комплексного плана мероприятий. Проект предусматривает увеличение количества ДШИ, которые имеют специальные программы по работе с особыми детьми и условия для приема таких учеников.

- У нас в области есть определенные наработки в данном направлении. На сегодня 31 школа из 130 имеет возможности для приема таких детей, - утверждает Алексей Бетехтин. - В ДШИ Миасса, к примеру, уже действуют 12 образовательных программ, адаптированных для обучения детей-инвалидов. Остальным придется серьезно поработать в этом направлении, вкладывать деньги в модернизацию. Очень хорошо, что правительство России, руководство области начали уделять этому вопросу большое внимание. Детей, которые бы хотели заниматься, у нас достаточно много.

Альтернатива от школы № 2

Проблема по работе с особыми детьми стоит достаточно остро. Из 43 муниципалитетов только в семи имеются специальные программы, разработанные для детей-инвалидов. Дело, конечно, благое, вот только выполнение столь сложной задачи возложили на плечи директоров школ, которым зачастую это просто не под силу. В то же время возможности для альтернативы есть. Их нашли, к примеру, в челябинской ДШИ № 2. Отделение для особых детей здесь работает с 1994 года. Учащимися школы являются воспитанники школы-интерната № 12 с нарушениями слуха.

- У нас порядка 50 таких учеников, учатся по развивающим программам общеэстетического образования. Дети успешно обучаются игре на народных инструментах, на базе интерната создан целый оркестр, который регулярно принимает участие в фестивале «Искорки надежды», - рассказал директор школы Константин Рыков.

В то же время сама школа пока не имеет необходимых приспособлений, чтобы принимать детей в своих классах.

- Это очень затратно и потому проблематично, - со вздохом признается Рыков. - Поэтому мы пошли по другому пути: наши педагоги занимаются с детьми непосредственно в интернате, ну а на разные конкурсы мы уже стараемся организовывать выезды.

Кстати, 2-я школа своих наработок не скрывает и готова поделиться опытом с коллегами.

В общем, цели и задачи обозначили, пожелали удачи и оптимизма, что непременно понадобится. И благословили на такой сложный, но благородный труд.

Главной целью минувшего этапа по-прежнему было сохранение на территории Южного Урала сети детских музыкальных школ и школ искусств, и с этой задачей минкульт справился: охват населения допобразованием по-прежнему превышает среднероссийские показатели и составляет 13,2 процента.

На уровне области также ведется активная деятельность, направленная на выявление и поддержку одаренных детей. В прошедшем учебном году областным минкультом было проведено 24 региональных, всероссийских и международных конкурса, а муниципалитетами - еще более 450 мероприятий.