Меню

Л.Дейнеко: Причина постоянных жалоб зачастую в том, что мы разучились жить здесь и сейчас

02.09.2015 12:00 - автор Андрей Ваганов
Уверен, что многим приходилось встречаться с людьми, которые хронически недовольны всем на свете – погодой, здоровьем, делами. В чем же причина такого настроения? Как можно перестать вечно жаловаться и начать жить? Об этом мы беседуем с психологами Людмилой Дейнеко и Светланой Ковалевой.
Л.Дейнеко: Причина постоянных жалоб зачастую в том, что мы разучились жить здесь и сейчас


Л.Дейнеко: Причина постоянных жалоб зачастую в том, что мы разучились жить здесь и сейчас. В наших мыслях то будущее, то прошлое. Мы сожалеем о том, что не сбылись наши мечты и планы. Или снова и снова переживаем какие-то воспоминания, чаще негативные. При этом ценность настоящего момента как-то забывается.

С.Ковалева: А между тем существует целая теория парадоксальных изменений, которая говорит нам, что, занимаясь своим сегодняшним днем, человек добивается более значительных изменений в жизни. Это доказано годами статистических наблюдений. Конечно, теория не отрицает того, что надо мечтать и строить планы на будущее. Просто нельзя на них зацикливаться, забывать о том, что они только будут, пренебрегать сегодняшним днем. И тогда – на крепком фундаменте настоящего – мы будем способны изменить жизнь к лучшему.

Л.Д.: Может показаться, что значимость этой проблемы преувеличена. Однако это не так. Из недовольства жизнью «вырастают» различные неврозы, депрессия… Люди, которые ощущают себя неудовлетворенными жизнью, очень ранимы, легко обижаются и раздражаются, острее реагируют на негативные новости СМИ. В то же время эти люди более управляемы и склонны следовать за большинством.

С.К.: Как же преодолеть такую вечную неудовлетворенность, больше обращать внимание на сегодняшний день? Один из рецептов – воспоминания о детстве. Время взрослого человека как будто спрессовано, дни летят за днями так, что их не успеваешь замечать. А время ребенка – «длинное». В детстве каждый день проживается как маленькая жизнь, и, вспомнив то состояние, мы снова можем приблизиться к более качественному ощущению настоящего. Речь идет опять-таки не о том, чтобы впадать в детство. Но о том, чтобы, обращаясь к таким воспоминаниям, извлечь из них то, что помогало нам адаптироваться в мире, воспринимать его творчески.

Л.Д.: Есть еще один способ – постараться сосредоточиться на том, что вы думаете и чувствуете именно сейчас. Например, во время еды сосредоточиться на том, каков вкус каждого компонента блюда. Выключить телевизор, не утыкаться в книгу и газету – и неспешно и вдумчиво вкушать. Так же потом можно «смаковать» мгновения жизни, сегодняшней и настоящей.

С.К.: Кстати, по этому же принципу работают многие тренинги, психологи различных направлений. Именно внимание к сегодняшнему состоянию человека, к тому, как он ощущает себя в данный момент, какие шаги и действия предпринимает сегодня, чтобы изменить свою жизнь, характерны и для гештальт-психологии, и для психоанализа, и для экзистенциальной психологии. Потому мы снова возвращаемся к проблеме общения с психологами как профилактике душевных проблем. Сейчас уже развивается направление медицины, которая не лечит болезни, а помогает сохранить здоровье. Точно так же и встречи с психологом – это не лечение каких-либо заболеваний, а способ сохранения душевного спокойствия и комфорта. А в современном мире это немаловажно.

Л.Д.: Эту нашу беседу я хочу закончить притчей о двух монахах. Однажды два буддийских монаха отправились в путь к дальнему монастырю. Когда они подошли к броду через реку, из кустов вышла женщина и попросила перенести ее на другой берег, чтобы ей не замочить одежд. Прикосновение к женщине было абсолютным запретом для монахов, но вдруг один из них посадил женщину на плечи и перенес на другой берег. Там монахи расстались с женщиной и пошли своей дорогой. Впереди их ждали долгие дни пути, полные лишений и опасностей. Не раз они спасали друг другу жизнь, сражаясь с разбойниками и дикими зверями, делились последней пищей и сдружились крепче, чем родные братья. Но все это время второй монах думал, как же ему быть? Его собрат совершил тяжкий грех, прикоснувшись к женщине. По всем религиозным канонам монах обязан был доложить об этом настоятелю монастыря, в который они направлялись. Но в этом случае его побратима, человека, который не раз спасал ему жизнь и делил с ним последний хлеб, изгонят из религиозной общины. Дни шли за днями, но второй монах так и не находил ответа на свой вопрос. Наконец они достигли ворот дальнего монастыря и остановились у входа. Тогда второй монах спросил первого: «Что ты об этом думаешь?» - «О чем?» — спросил первый монах. - «Помнишь? В начале нашего пути ты совершил тяжкий грех – прикоснулся к женщине! Ты знаешь, что я обязан сообщить об этом настоятелю монастыря, в который мы сейчас войдем. Но я не хочу делать этого! Мы с тобой как братья! Что же мне делать?! Скажи мне, и я сделаю так, как ты скажешь!» Задумчиво посмотрев на собрата, первый монах сказал: «Я перенес женщину через реку и оставил ее на другом берегу. А ты до сих пор несешь ее на плечах!»

Вот это и есть принцип «здесь и сейчас». Один монах был постоянно в настоящем моменте: наслаждался и радовался, а второй жил прошлым, что принесло ему страдания.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other