Меню

Екатерина Конакова: Как правильно сложить пазл

03.09.2015 16:14 - автор Андрей Ваганов
Иногда мы встречаем людей, одаренных удивительной способностью – делать почти невозможные вещи. Например, издавать самый «пижонский» журнал в самом промышленном городе, снимать кино в ходе реалити-шоу или поддерживать работу детской творческой студии, несмотря на превратности нашей непредсказуемой действительности. К числу таких людей принадлежит гостья нашей рубрики Екатерина Конакова.
Екатерина Конакова: Как правильно сложить пазл


От журналистики к анимации

Помню, как я впервые увидел журнал «Люмон» и был приятно поражен нестандартным подходом к подаче информации. Он был приятен и для интеллектуала, и для неискушенной публики, но самое главное – посылал отчетливый вызов провинциальной действительности, которая всегда довлела в нашем городе и снова набирает силу в последние годы… Приятным было и то обстоятельство, что журнал делала молодая команда – люди, которых я знал еще со студенческой скамьи. Например, литературный редактор Екатерина Конакова.

– Для меня это была удача, какие редко случаются, – рассказывает Екатерина. – Создавать журнал с нуля! Журнал, правда, задумывался как издание о здоровом образе жизни. Но мне тогда не очень близка была эта тема. И концепт не складывался. В тот момент я общалась в рамках некоторых проектов с такими неординарными людьми, как психотерапевт и брендмейкер Сергей Быков, бизнес-консультант Дмитрий Давидович. В разговоре с ними родилась идея масштабировать идею здоровья человека – от состояния тела до мечты, сверхидеи жизни каждого. Так родилась концепция LюMON’а, в которой мы работали несколько лет. Надо сказать, что журнал создавался в удивительной атмосфере, когда каждый имел возможность для самореализации – и авторы, и фотографы, и дизайнеры. К чести учредителей, они доверяли нашей команде, давали полную творческую свободу… Создание, редактирование журнала я даже работой не могу назвать – это как дышать. Каждая новая тема номера влияла на события моей жизни.

Однако в 2008 году журнал закрылся: очередной кризис повлиял.

– В это время мне стало интереснее видео, а не печатное слово и фотография. И это совпало с увлечением короткометражным кино. Я съездила на вдохновляющий мастер-класс режиссера Александра Митты. И разные части нового интереса – сценарий короткого метра и собственно кино – соединились. Я начала делать на 31 канале программу «Иное кино». В ней взрослые люди «играли» в настоящее кино. Мы проводили несколько мастер-классов по сценарному мастерству, по режиссуре короткого метра, потом участники проекта сочиняли свой сценарий. Голосованием выбиралось несколько самых ярких. А затем несколько недель в командах шла подготовка к съемкам: доработка сценария, поиск реквизита, утверждение актеров и так далее. В итоге нон-стопом за восемь часов с помощью профессионального телеоператора каждая команда снимала небольшой фильм. Все эти этапы также фиксировала съемочная группа 31 канала: переживания героев проекта, горячие обсуждения, поиски и, конечно, сам процесс их съемок. В финальной программе «Иного кино» мы показали жюри и приглашенным зрителям получившиеся фильмы. Жюри присудило призы в разных номинациях. Этот проект мы реализовывали с Вадимом Морозовым и Константином Раловцом. Это удивительные люди, к тому же бизнес-тренеры. Они вели часть мастер-классов, помогали героям принимать те или иные решения, вели финальный просмотр. Кстати, и на съемки я решилась благодаря им. Их заинтересовала идея проекта. А меня – их заинтересованность. Так и родилось «Иное кино». Но второго сезона программы не случилось, хотя даже участники и партнеры для него были.

Как-то после съемок я пришла домой, а мои мальчишки (Екатерина – мама двоих детей) рисовали что-то на мольберте. Это были маленькие схематичные картинки, над которыми они подписывали номера, ставили стрелки от одной к другой. Я сначала расстроилась, потому что в плане художественного развития считается хорошим, если рисунок занимает весь лист. А потом я поняла, что они рисуют как будто комикс, определенную историю, где события разворачиваются одно за другим. Сработал стандартный комплекс «плохой мамы». Я вся в творческом процессе, а мои дети без моего внимания «ютятся» за одним мольбертом и пробуют раскадровки рисовать. Мне же некогда им ничего про это рассказать. И тут родилось понимание, что дети и раскадровка – это не кино, это мультики. Стала смотреть в Интернете, как снимаются мультфильмы. Оказалось, что современные технологии позволяют даже детям снимать анимационные фильмы! Это стало началом пути создания студии «ВидимоНевидимо».

Нужна хорошая команда

– Конечно, одному человеку нельзя сделать такой сложный продукт, как журнал или фильм, – продолжает Екатерина Конакова. – Команда должна сложиться как пазл: каждый занимает свое место, если какой-то «фрагмент» не совпадает с общим рисунком, он отторгается… Потому я очень рада, что мне везло. В «Люмоне», например, все наши творческие изыски были бы более хаотичны, если бы не выпускающий редактор Дарья Крехова, которая точно видела место каждого материала и иллюстрации в номере, педантично следила за сроками. Главный редактор Инна Щербина четко направляла редакционную жизнь в целом. А директор Алла Куренкова обладала удивительным талантом разрешать финансовые сложности. И это очень важно – чтобы в команде были и творцы, и те, кто воплощает их замыслы в жизнь.

Потом, когда я уже работала на телевидении, я поняла, что хочу быть не просто журналистом, мне нравится быть человеком, который словно собирает пазл из идей, людей и технологий. Кстати, в этот момент, как мне кажется, нужно еще одно – чтобы рядом оказался человек, способный сказать: «Можно. Хочешь сделать это? Ну, давай, делай!»

Для «Иного кино» таким человеком-«можно» был Вадим Морозов. А для студии мультипликации «ВидимоНевидимо» – Дмитрий Серов, генеральный директор группы стоматологических клиник. Именно он сказал: «А что, классная идея», тогда, когда я еще не была уверена, стоит ли с головой уходить в этот проект. Первые мастер-классы студии мы провели для детей клиентов его клиники. Я вдохновилась результатом – и студия начала развиваться.

Стало ясно, что только занятий одной анимацией мало. Для того чтобы создать фильм, его надо сначала нарисовать – а значит, нужны навыки рисования. Не обязательно «правильного», но главное – творческого, необычного. Для того чтобы создать декорации, нужно пространственное воображение. Так появились разные мастер-классы по архитектуре, различным видам рисования, в том числе на песке, воде, лепка, различные познавательные проекты. Мы снимаем рисованные и пластилиновые мультфильмы, анимационные фильмы из LEGO, предметов, круп. Рисуем мультяшки на меловой доске. Хотим попробовать маслом на стекле. И чтобы такое разнообразие было в студии, важно найти людей, которые прежде всего практики, а уже во вторую очередь – тех, которые могут вдохновить, заразить детей своим интересом к творчеству, которые могут доступно объяснять, быть на одной волне с детьми, но при этом оставаться авторитетом для них. Счастье, когда кто-нибудь из родителей говорит мне: «Дочка сказала, что когда вырастет, будет, как Капа, и художником, и занятия для детей вести». Капитолина – это наш педагог.

Я очень благодарна нашим педагогам. И радуюсь, когда они уже сами передают опыт друг другу, когда нет конкурентных моментов, а есть сотворчество, желание поделиться и усилить свои занятия за счет опыта другого. Вот это круто.

++Изображение-008.jpg

Цель – творческая личность

– Когда студия только начиналась, я еще работала преподавателем в ЮУрГУ, – продолжает Екатерина Конакова. – Но потом процесс захватил меня полностью, стал основным делом моей жизни. Потому что здесь мы занимаемся отнюдь не воспитанием будущих кинематографистов (хотя, конечно, будет приятно, если кто-нибудь из наших выпускников выберет кино как профессию). Наша цель – разбудить воображение человека в раннем возрасте, сформировать творческую личность. Все наши мастер-классы развивают фантазию, в игре учат детей быть авторами сначала своих фильмов и поделок, а потом, надеюсь, жизни. Кстати, от этого и произошло название нашей студии: пока детские фантазии остаются в голове, мы их не видим, а как только они превращаются в рисунки, фильмы и так далее, мы все их видим.

Если, повзрослев, наши дети будут смотреть качественное кино, слушать хорошую музыку, любоваться картинами в галереях и выставочных залах, ценить красоту архитектурных форм, если они будут стремиться постоянно расширять свой кругозор, а может, создадут свой бизнес с уникальной идеей – значит, мы поработали не зря.

Работать с современными детьми непросто: насколько я помню себя в детстве, нашему поколению удавалось, начав какое-нибудь дело, довести его до результата. Сегодня ребенок может браться за рисование, а потом внезапно заняться чем-либо другим, потом вернуться к прежнему занятию, потом переключиться на что-то еще. Такая многозадачность требует и особого терпения, и особых навыков педагога.

Конечно, сейчас не самое легкое время для развития проектов, не приносящих большой прибыли, однако мы намерены по мере возможности придумывать и воплощать различные творческие, досуговые и познавательные проекты, которые будут помогать детям реализовывать свой естественный порыв творить, придумывать, создавать новое. Проекты с элементами игры, образования и творчества.

Главная награда

На стенах студии – множество дипломов самых различных фестивалей.

– Таких конкурсов в стране проводится очень много, – поясняет Екатерина Конакова. – Мы тоже участвуем во многих. Иногда заочно. Помню, мы отправляли свои фильмы на фестиваль в Луганск в прошлом году, а через пару месяцев после получения диплома лауреата узнали, что университет, на базе которого проходил фестиваль, почти разрушен, а многие мастера вынуждены были уехать… Очно мы любим участвовать, например, в фестивале «Жар-птица», который проходит под Новосибирском. Он проходит в формате смены в лагере отдыха, где дети не только слушают мастер-классы, но и занимаются спортом, играют, отдыхают. А для взрослых, которые привозят детей и представляют мультфильмы студии, устраиваются более детальные «разборы полетов». На взрослых обсуждениях речь идет уже не на уровне «понравилось – не понравилось». Задаются вопросы о проработке сюжетных линий, образов героев. Или о проработке технической стороны анимационной картины. Потому что мы, как педагоги студии мультипликации, должны научить детей быть грамотными в новых кинематографических технологиях. Конечно, награды важны для престижа студии. Но для нас лучшая награда – когда мы устраиваем выпускной. И родители на настоящем экране кинотеатра видят, чем занимались их дети, что они создали за год. В этом году мы провели выпускной в старейшем кинотеатре города – в «Знамени». Ради таких моментов стоит много и долго работать…

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other