Меню

Почему люди не хотят платить за капремонт

07.09.2015 12:24 - автор Людмила Баннова
Директор фонда «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» Вадим Борисов разбирает доводы тех, кто уклоняется от выплаты взносов.
Почему люди не хотят платить за капремонт


Как поступают люди, когда не хотят чего-то делать? Конечно же, находят разные причины, которые бы оправдывали их бездействие, надеясь, что ничего выполнять все же не придется. Так, только за последние несколько недель мы насобирали целый ворох отговорок южноуральцев, которые не желают платить взносы за капитальный ремонт. В целом получилось пять претендующих на серьезность доводов-оправданий от жильцов, которые мы направили генеральному директору фонда «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» Вадиму Борисову. С его помощью давайте разбираться, когда платить за капремонт действительно не нужно.

Причина № 1

- Первый и самый главный довод жителей был развенчан этим летом: заключение договора теперь не требуется. Однако наши читатели уточняют: если один раз заплатишь, то придется платить всегда, а пока не заплатил, договор как будто бы не считается заключенным. Так ли это?

- 29 июня 2015 года президентом Российской Федерации Владимиром Путиным подписан Федеральный закон № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован 30.06.2015 на сайте официального интернет-портала правовой информации http://www.pravo.gov.ru). Он внес существенные коррективы в вопросы капитального ремонта.

Главным нововведением является отмена заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома была закреплена на федеральном уровне для всех без исключения собственников помещений в многоквартирном доме (вне зависимости, жилое это помещение или нет), дополнительные документы были чистой формальностью и зачастую вводили собственников помещений в заблуждение. Кроме того, предыдущая редакция Жилищного кодекса Российской Федерации допускала наличие протокола разногласий, что использовалось собственниками помещений как способ уклонения от обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт.

Для устранения недостатков этой системы отношений между региональным оператором и собственниками Федеральный закон определил, что:

1. Собственники помещений в многоквартирном доме, формирование фонда капитального ремонта которого осуществляется на счете регионального оператора, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 181 Жилищного кодекса РФ. В этой статье сказано, что «собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора:

1) ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и ??? в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт;

2) принимают решения, участвуют в принятии решений, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в связи с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме;

3) участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в таком многоквартирном доме;

4) запрашивают и получают предусмотренные настоящим Кодексом сведения (информацию) от заинтересованных лиц;

5) реализуют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В свою очередь региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 ЖК и исполнять иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ.

Таким образом, все собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежемесячно оплачивать взносы на капитальный ремонт. К собственникам помещений, уклоняющимся от возложенной законодательством обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, будут применяться штрафные санкции и судебное преследование.

Причина № 2

– Второй довод – «нам не приносят квитанции, поэтому платить мы не будем». Переживают и создатели спецсчета, которые не знают, что дальше с ним делать. Кто им должен организовывать печать и доставку квитанций, контроль за собираемостью средств и задолженностью и так далее? Если эти полномочия делегировать УК, то за эти услуги потребуется дополнительная плата? Жители не хотят платить без квитанций, но и не желают их делать.

– В случае если собственники помещений в МКД выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, то в соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Региональным оператором заключен договор с ФГУП «Почта России» на оказание услуг по распечатке и доставке платежек.

Для исполнения своих обязательств специалисты регоператора ежедневно собирают заявления собственников, фиксируют телефонные звонки с жалобами по недоставке счетов, начальники территориальных отделов выезжают по указанным собственниками адресам для проверки информации, беседуют с работниками отделений доставки. Вся информация обрабатывается, анализируется и доводится до сведения руководства ФГУП «Почта России».

По каждому сбою доставки счета за капремонт необходимо разбираться отдельно. Если человек получил платежку в марте, а в последующие месяцы перестал получать, то можно обратиться в свое отделение доставки «Почты России» или позвонить по телефону горячей линии регионального оператора. Мы обязательно разберемся.

Теперь разберемся с владельцами спецсчетов. Согласно части 3 статьи 175 ЖК РФ при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого выбран региональный оператор, он выступает только владельцем специального счета. Обязанности регионального оператора в этом случае ограничиваются проведением операций по открытию счета и осуществлению приходных и расходных операций (статья 177 ЖК РФ).

В пункте 25 статьи 1 Федерального закона № 176-ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» указано, что взносы на капремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 ЖК РФ, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 27 статьи 1 этого же закона решение общего собрания собственников о формировании фонда капремонта на спецсчете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежек, о размере расходов и других условий оплаты и доставки счетов. В итоге лишь собрание собственников определит, кому делегировать полномочия по печати платежек и сколько за это платить.

Причина № 3

- Третий довод - у жителей новостроек и ветхих домов. По первым решение еще не принято, список вторых пока не утвержден. Собственники ждут, когда власти определятся с конкретикой: платить им за капремонт или нет?

- В соответствии с пунктом 2 статьи 169 ЖК РФ, а также с пунктом 8 статьи 6 Закона Челябинской области от 27.06.2013 г. № 512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу это дом подлежит исключению из региональной программы капремонта. Поэтому собственники такого дома вправе не оплачивать взносы на капитальный ремонт с момента опубликования официального решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (постановление, распоряжение администрации ГО).

Если дом признается ветхим или аварийным и подлежащим не сносу, а реконструкции, то такие дома подлежат капремонту и обязанность по оплате взносов остается. Если дом подлежит реконструкции, то администрация муниципального образования, на территории которого расположено это здание, обязана провести реконструкцию дома для дальнейшего проведения капремонта.

Жители домов-новостроек, которые лишь недавно были введены в эксплуатацию, обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт. Изменений в законодательство Российской Федерации относительно таких многоквартирных домов в настоящий момент нет.

Причина № 4

– Четвертый довод жителей - «У нас нет уверенности в том, что деньги не разворуют. Кто следит за состоянием спецсчетов и «общего котла», где гарантии на сохранность наших средств?» По этому же поводу возмущается молодежь: «Мы не собираемся жить в этом доме всю жизнь, куда пойдут наши собранные средства при переезде?» Также негодуют пожилые: «Мы не доживем до капремонта».

- Контроль за деятельностью регионального оператора осуществляет попечительский совет регионального оператора, а также министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области. Финансовый контроль за использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьей 186 Жилищного Кодекса осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, органами государственного финансового контроля Челябинской области и органами муниципального финансового контроля муниципальных образований, Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетной палатой Челябинской области, финансовыми органами Челябинской области и муниципальных образований.

Взносы, собранные собственниками, будут потрачены на капитальный ремонт их многоквартирного дома. В системе начисления взносов регоператора лицевой счет присваивается помещению и не меняется при смене собственника. Поэтому при возникновении таких жизненных ситуаций, как купля-продажа квартиры или наследование, жилплощадь в дальнейшем перейдет в собственность новых владельцев (например, наследникам), которые продолжат формировать фонд капремонта на данном МКД.

Что касается пожилых и малоимущих категорий граждан, то согласно статье 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Минимальный размер взноса входит в стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг при расчете субсидий для малообеспеченных граждан.

Причина № 5

- Ну и пятый довод: люди до сих пор не понимают, почему они должны сейчас платить за капремонт, который будет через 15 - 20 лет? Жители старого жилфонда, выбравшие «общий котел», с ревностью относятся к деньгам и не желают, чтобы соседний, более старый дом ремонтировали на «наши кровные» раньше, чем их собственный.

- Для планирования и организации капремонта многоквартирных домов в Челябинской области 21 мая 2014 года утверждена Региональная программа капремонта на 2014 - 2043 годы. Программой предусмотрено отремонтировать 20 036 многоквартирных домов общей площадью около 56,6 млн квадратных метров в Челябинске и области.

Перечень услуг и работ по капремонту отдельного многоквартирного дома устанавливается в краткосрочных планах реализации региональной программы капитального ремонта.

Найти плановый период капремонтов и виды работ для своего дома можно на сайте регионального оператора и на сайте fondkapremont74.ru в разделе «Региональная программа капремонта».

Согласно ЖК РФ неотъемлемой частью права собственности на квартиру являются обязанности по содержанию данной собственности: расходы на коммунальные услуги, содержание и ремонт жилого помещения, взносы на капитальный ремонт общего имущества.

Согласно части 3 статьи 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт МКД распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на жилье. При переходе права собственника к новому владельцу также переходит и обязательство предыдущего жильца по оплате расходов на капремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

За подробными разъяснениями по этим и другим вопросам можно обратиться по многоканальному телефону 8 (351) 240-10-03, на сайт www.fondkapremont74.ru, в офис регионального оператора по адресу: г. Челябинск, ул. Образцова, 7, или территориальные отделы:

- Челябинский отдел: г. Челябинск, Космомольский пр., д. 76а;

- Златоустовский отдел: г. Златоуст, ул. 5-я Нижне-Вокзальная, д. 1Б;

- Кыштымский отдел: г. Кыштым, ул. Ленина, д. 15 (Дом быта), 3-й этаж, каб. 28;

- Магнитогорский отдел: г. Магнитогорск, ул. Труда, д. 17, корп. 2, офис 17;

- Троицкий отдел: г. Троицк, ул. Советская, д. 64а, офис 315.

На заметку

На Южном Урале продолжается цикл бесплатных семинаров по вопросам ЖКХ под общим названием «Школа грамотного потребителя». На прошлом собрании специалистов и жителей, которое прошло 1 сентября, были уточнены вопросы переселения граждан из аварийного жилья и необходимости уплаты взносов за капремонт. Жильцы также смогли получить квалифицированную юридическую помощь по другим вопросам ЖКХ, сообщает пресс-служба регионального оператора капремонта.

Представитель министерства строительства и инфраструктуры рассказал слушателям, что в настоящее время составлен реестр многоквартирных жилых домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года. В период с 2012 по 2014 год аварийными признаны дома с общей жилой площадью 111,75 тысячи квадратных метров. Пока источники финансирования и механизм переселения не определены.

- Обсуждается проект привлечения к программе по расселению аварийного фонда застройщиков, строительных компаний, — сказала начальник отдела по работе с аварийным жилищным фондом управления строительства министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области Ирина Лобарь. — Но для этого необходимы серьезные изменения федерального законодательства. В настоящее время застройщики в программе не участвуют.

Специалисты ответили на вопросы о взносах за капремонт и разъяснили необходимость их уплаты владельцами старого жилья. Согласно закону, освобождаются от уплаты взносов жильцы только аварийных домов.

- Платежи за капитальный ремонт начисляются на объект недвижимости, без учета индивидуального положения собственника, - пояснил Вадим Борисов. - Начисления могут быть остановлены только в случаях, когда дом признан ветхоаварийным, тогда накопленные средства будут направлены на цели расселения. Также возможен зачет между собственниками и регоператором в части выполненных ремонтных работ за счет средств самих жильцов.

С вопросами переселения из аварийных домов можно обращаться за консультацией напрямую в отдел по работе с аварийным жилищным фондом управления строительства минстроя или по телефону 8 (351) 210-14-30. С этими вопросами можно обращаться также в районные администрации.

По вопросам юридической помощи граждане могут обращаться не только в органы власти, но и в центр бесплатной правовой помощи, созданный при Общественной палате Челябинской области. Адрес ближайшего отдела центра бесплатной правовой помощи можно уточнить по телефону 8 (351) 729-32-02.

Очередное занятие для всех желающих состоится 8 сентября с 10.00 до 15.00 по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, 76а. В рамках программы с 10.00 до 12.00 состоится семинар по теме «Формирование фондов капитального ремонта. Порядок изменения способов формирования фондов капитального ремонта», с 13.00 до 15.00 – «LED-технологии в области энергоэффективного освещения и технологии энергосбережения для зданий и сооружений». Записаться можно по телефону 8 (351) 778-06-49.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other