Меню

Литература в больших дозах

10.09.2015 10:52 - автор Надежда Медведкина
- Попробуйте - что это? - предлагает мне молодой человек, прикрывая губы маской-улыбкой.

- А я не уменьшусь? - подозрительно поглядываю то на коричневый «салатик» с табличкой «Съешь меня», то на хозяев столика. Судя по набору личностей, тут проходит безумное чаепитие...

- Вот и узнаете! - ухмыляется компания. Делать нечего, пробую странное блюдо. Чеширский кот улыбается уже и без маски. - Смотрите-ка, первый смельчак!

Получаю в награду мармеладку и ввинчиваюсь в водоворот книжного фестиваля на Кировке.
Литература в больших дозах
Фото Наиля Фаттахова

О томах и бутербродах

От литературной кофейни с ее странными зазеркальными блюдами и такими родными «правильными бутербродами» (автор идеи — кот Матросскин) направляюсь к лоткам книжной ярмарки, которые выстроились вдоль улицы. На некоторое время отключаюсь от всего остального, перебираю корешки. Рядом с не очень научной фантастикой и прочим «экшеном» здесь продаются весьма любопытные томики зарубежных классиков, которые по городским книжным можно отыскивать неделями.

Где-то неподалеку от этих лотков и происходит первая неожиданная встреча - меня «ловит» милая девушка с листком-опросником:

- Не хотите поучаствовать в викторине?

В награду за ответы (правильные где-то наполовину) получаю ручку и карточку с информацией об организаторе. Тут, наконец, понимаю, что благодарить за развлечение нужно одну из челябинских библиотек. Их яркие стенды разместились неподалеку, а работники стараются кто во что горазд. На одной площадке поют женщины в народных костюмах, на другой проводят очередную викторину... А третья библиотека и вовсе устраивает конкурс сразу на пол-улицы: благодаря микрофону вопросы разносятся по Кировке и вместе с другими голосами (тоже зачастую усиленными техникой) смешиваются в немыслимую какофонию. При ближайшем рассмотрении Х фестиваль книг и чтения «Челябинск читающий» оказывается совсем не по-литературному шумным, суетливым и довольно хаотичным.

От библиотечных стендов я бегу к столикам с портретами современных уральских поэтов. Ведь кроме Х фестиваля книг и чтения в Челябинске открывается еще и 1 фестиваль поэзии и поэтов «ГУЛ»! Такой опыт совместно ставят библиотеки Челябинска и издательство Марины Волковой. Сегодня, в день открытия, на 30 поэтических постов мобилизована половина челябинских авторов уральской поэтической школы, иногородние поэты и множество библиотекарей. Несколько часов кряду гостям фестиваля будут читать стихи и рассказывать о современных авторах. Разве можно такое пропустить?

++NAIL0249.jpg

Политика и прочие безобразия

Увы, на подходе к линии постов становится ясно, что спокойной читки не выйдет. Поблизости обосновалось несколько площадок фестиваля книг и чтения. Каждая оснащена микрофоном. Постовые у некоторых столиков все же стараются пробиться к публике сквозь шум. Останавливаюсь послушать стихи, узнать что-то новое о поэтах. Откровенно говоря, воспринимать информацию трудно. Настроение начинает неумолимо портиться.

Дальше иду без прежнего положительного заряда, снова и снова подмечаю недостатки. В нескольких местах библиотекари не читают стихи, а сходу пытаются переложить эту обязанность на прохожих. Те не проявляют энтузиазма: озвучивать с листа незнакомые или полузнакомые строки решится не каждый. Конечно, истинные ценители тут могли бы проявить себя, но их не так много, да и фестиваль делается не только для них. А один из постов меня попросту добивает: мужчина за столиком поднимает на текущую мимо человеческую реку спокойные глаза и лениво бросает: «Покупайте книги, сто рублей за штуку...». Спешно пролетаю мимо. У соседнего поста мне, по счастью, сходу предлагают послушать стихи. Вживаюсь в неторопливые строфы, и уже совсем было успокаиваюсь, когда откуда-то сбоку появляется старичок с политической газеткой. Протягивает ее и громким надтреснутым голосом, начисто перечеркивая стихи, заявляет: «Почитайте вот про партию!». Вот тебе и культура, вот и литературный фестиваль...

++NAIL0251.jpg

А небо все исправит

- Кто я? - улыбается незнакомка. Наряд первой половины 20-го века, тревожные желтые цветы в руках и бережно прижатый к груди томик Булгакова. К слову, сразу угадывают не все. Вообще-то, эта Маргарита — не единственная необычная персона на улице. Здесь гуляют и господа во фраках, и барышни в бальных платьях. Вот только половина из них на поверку оказывается не литературными героями, а агентами из школы исторического танца. Прямо на середине улицы они затевают урок. Мрачно отмечаю, что к литературным постам, возле которых развернулось действо, теперь даже подойти трудно. Возвращаюсь к Оперному театру совершенно подавленная. И вдруг...

- На углу Руставели-Гагарина

было встретиться уговорено.

Я пришел: воротник засаленный,

да и сам-то весь замусоленный...

Челябинский автор УПШ Янис Грантс читает свое стихотворение «Небо». Раздражение разом покидает меня. Бросаюсь вперед, к толпе напротив микрофона. Зрителей предостаточно, хотя стульев на всех не хватает. Поэты сменяют друг друга, декламируют свои и чужие стихи — читка не прекращается ни на минуту. И — то ли спасает слабенький микрофон, то ли плотность человеческого интереса — но мне перестают мешать и пение у стендов, и пестрая болтовня, и крики на основной сцене, где проводят литературную эстафету...

Зарядившись поэтической энергией, еще раз пробегаю Кировку. Вместе со знакомыми поругиваю шум и, не обращая на него ровно никакого внимания, останавливаюсь у столиков почитать стихи. Забегаю из любопытства на детскую часть фестиваля: там предлагают книги для малышей, за столиками учат прикладному творчеству, а за белой занавеской одного из шатров почти непрерывно играет кукольный театр. В итоге к началу самого многообещающего мероприятия — поэтического баттла — прихожу в самом лучшем настроении.

NAIL0278.jpg

Шпаги наголо! Бой! Туше!

Баттл — или битва — форма в последнее время популярная. Вот и поэты УПШ из Екатеринбурга и Челябинска решили сойтись в поединке 6 на 6. Правда, сражаться «стенка на стенку» им не придется: бой разбит на одиночные дуэли, а соперников каждый раз определяет жребий. В баттле три раунда, у каждого своя тема: «Любовь», «Город» и «Важное». К слову, особенно интересно поприсутствовать на третьем — и узнать, что же поэты считают важным.

Команды оказываются более юными, чем ожидалось — в отряде из Екатеринбурга произошла замена. Поэты Андрей Санников и Марина Чешева не смогли приехать. К счастью, поэтический десант от соседей прибыл с резервом — молодыми поэтами. На вакантные места тут же приняли Нину Александрову и Ярославу Широкову. Зрители на замену не обижаются: в ходе баттла молодые авторы еще успеют сорвать бурные аплодисменты.

В итоге по вызову организатора - Марины Волковой - со стороны Екатеринбурга на сцену выходят Сергей Ивкин, Константин Комаров, Евгения Изварина, Елена Ионова и две молодые поэтессы. Челябинск защищают Янис Грантс, Александр Самойлов, Вадим Балабан, Наталья Карпичева, Ирина Аргутина и молодой поэт Роман Япишин. А судить битву берутся поэт и культуртрегер Сергей Сумин из Тольятти и филологи, доктора наук: Игорь Силантьев из Новосибирска и Марина Загидуллина, наша землячка, преподаватель ЧелГУ.

- Быть судьей на таком мероприятии — опыт для меня новый. Конечно, это немного похоже на слэм — то есть конкурс, в котором победителя выбирают зрители — но нас оказалось всего трое, так что мы должны были подходить к вопросу ответственно, - рассказала Марина Загидуллина после мероприятия. - Обнаружилось, что огромное давление оказывает то, из какого ты города. Но я изо всех сил старалась быть объективной. Оценивали, конечно, не только содержание стихотворения. Когда текст звучит со сцены, на улице, перед большой публикой — к нему совершенно другие требования. Приходится обращать внимание на манеру чтения.

Судить состязание действительно непросто: очень уж разные и интересные поэты собрались. Да и судьба не упускает случая проявить свой буйный нрав и добавить в мероприятие огоньку: не считается ни с полом, ни с возрастом, ни с и предпочтениями. Например, Янису Грантсу приходится выйти на бой против своего любимого поэта - Евгении Извариной. И все же битва при этом выглядит на редкость мирно. Пока двое соревнуются — остальные поэты стоят за их спинами одной шеренгой, без явной границы и без противостояния. Да какое там противостояние! То Янис Грантс перейдет на екатеринбургскую половину пошептаться с Еленой Ионовой, то Сергей Ивкин начнет переговариваться с Вадимом Балабаном - троицким автором, который приехал, чтобы выступить на стороне своего областного центра... Соперничество соперничеством, а даже из зала видно, что на сцене собрались старые друзья...

Что касается итогов битвы, то, несмотря на все старания жюри, счет успели несколько раз перепутать - при полном попустительстве публики, которую стихи определенно интересовали больше цифр. Пришлось даже назначать «пенальти» - от каждой команды вызывать по одному человеку для финального сражения. В конце концов победителем все же стал Челябинск, а приз — книги издательства Марины Волковой — поделили. Сколь можно судить, никто не ушел обиженным!

NAIL0477.jpg

Самопальные странички

Поздним-поздним вечером поэты и издатели собираются в библиотеке, чтобы открыть самопал... Стоп! Вечер пока что совсем не поздний. Но «Самопал» действительно открывают — именно так называется чемпионат литературных журналов, который запускают в этом году челябинские энтузиасты.

Откуда взялось название? «Самопал» - это журнал, который издается своими силами, без помощи администраций и муниципалитетов.

- Мы дистанцируемся от официальных журналов не потому, что они заведомо лучше, - объяснил поэт Виталий Кальпиди, которому и принадлежит идея конкурса. - Да, за ними огромная сила. Журналу «Новый мир» 90 лет, журнал «Знамя» выпустил свой 1000-й номер. Но «самопал» имеет другую специфику, логистику, уровень ответственности. Это результат личного решения человека или нескольких людей.

Первоначально чемпионат запланировали как региональный, на небольшое количество участников. Но когда издатель и культуртрегер Марина Волкова опубликовала в своем фейсбуке сообщение об открытии конкурса, на него пришло 16 заявок со всего мира: не только из России, сопредельных Бурятии и Казахстана, но и из Молдавии, Израиля, Филадельфии и Германии. А еще дюжина журналов отписалась о том, что не успеет подготовиться к соревнованию в этом году, но в следующем — обязательно примет участие. Вот так чемпионат стал не только международным, но и традиционным... Правда, Виталий Кальпиди, в такой судьбе затеи, похоже, не сомневался.

- Это, разумеется, «пилотный номер» чемпионата, - заявил он. - Мы пока не сможем оценить в полной мере всю глубину смыслов каждого журнала. Но рассчитываем на то, что в следующем году удастся найти надежные аналитические критерии.

Из-за территориального разброса «конкурсантов» многие презентации журналов пошли заочно — на видео. Челябинских и свердловских гостей тоже немного: чемпионат получился очень камерным. Но от этого борьба не становится менее жаркой и менее необычной. Как легко догадаться, на площадке встречаются очень разные журналы: один может рассказать свою «родословную» длиною больше века, а другой «родился» буквально пару месяцев назад у двух молодых энтузиастов... Игорю Силантьеву и Марине Загидуллиной, которые второй раз за день вошли в жюри, а также третьему судье — Виталию Кальпиди — приходится помучиться с выбором. После долгих споров пальму первенства получает журнал «Графит» из Тольятти. Заканчивается чемпионат и правда поздним вечером: на город опускаются сумерки, библиотеку приходится покидать через черный ход. Выхожу вместе со всеми. Сумка на моем плече раздута от добытых за день поэтических сборников.

- Ну что, живы? - улыбается мне Марина Волкова.

Бессовестно смеюсь в ответ:

- Жива? Да я счастлива!

И правда, при всем своем сумбуре, день оказался необыкновенно ярким, энергичным и насыщенным. Жаль, конечно, что два замечательных фестиваля в сумме не стали еще лучше. Но я думаю, открытие первого фестиваля «ГУЛа» тоже стоит назвать пилотным. Для пробного выпуска начало вполне неплохое. Тем более что это действительно только начало. Впереди еще два месяца уральской поэзии — фестиваль продлится до 9 ноября. Чем не повод чувствовать себя счастливой?

Марина Волкова, издатель, культуртрегер:

Первая часть Х  книжного фестиваля "Читай, Челябинск!" выглядела крайне угнетающе. На Кировке развернулась настоящая битва двух Челябинсков: Челябинск читающий терпел поражение перед напором Челябинска танцующего, кующего, поющего, продающего. Так и представлялся сюжет мистического фильма, в котором бесы заставляют интеллигентных в общем-то людей наряжаться в нелепые костюмы, затевать игры, кричать, суетиться - в общем, делать все, чтоб отвлечь человека от главного, на что, собственно, люди и пришли - от книг, от чтения, от поэтов. Работа на первой площадке ЧОУНБ потребовала и от меня, и от поэтов мужества необыкновенного: рассказывать о поэтах и читать стихи приходилось под громкие звуки гуляний и раздачи подарков, на фоне танцующих и ряженых.

Но, если б пространство умело запоминать, оно запомнило бы не эту разноголосую суету, и даже не этот маленький акт мужества, а торжествующую победу поэзии. Последний час фестиваля - баттл - стал триумфом поэзии и поэтов. Эта была самая многолюдная (и самая красивая, самая умная) публика - ни один номер до баттла не собирал столько зрителей. Это был мощнейший энергетический заряд и для поэтов, и для города. Это были счастливые мгновения слушания и сопереживания настоящему слову - настоящий фестиваль поэзии и поэтов!

Битва поэтов: что вы об этом думаете?

Константин Комаров:

- У меня долгое время было сложное отношение к таким вещам как слэмы, баттлы. Ясно, что в таких конкурсах объективности очень мало. Но все равно это очень интересно! Это динамичное, азартное мероприятие. Конечно, в нем хочется победить. По крайней мере, я чувствовал мандраж, накручивал себя. Я ведь на самом деле большой любитель футбола, так что азарт игры мне хорошо знаком. Я думаю, азарт как раз и позволяет создать поэтический баттл. Ведь поэзия в глубине своей живет чем-то похожим, только на другом уровне: поэт борется с собой и с языком, побеждает этот тяжелый косный материал — слово...

В целом я получил массу удовольствия. Я очень люблю стихи, который читали мои союзники и соперники. Правда, от Натальи Карпичевой я услышал кое-что новое, что мне теперь нужно осмыслить.

Ирина Аргутина:

- Вы знаете, я вообще пацифист и против всяких битв. Но в таком дружеском формате мне это понравилось. Главное, что звучали стихи, а все остальное — мелочи, форма. Ведь мы делаем одно общее дело. А противостоять мы стараемся совсем другому, и большое счастье, что мы можем делать это вместе.

Публика была очень разная. Много знакомых лиц — но много и случайных людей. Были и профессионалы, и постоянные посетители таких мероприятий, и те, кто завернул ненароком, а когда послушал, решил остаться. Мне кажется, зрителям понравилось: слушали хорошо, как-то реагировали, даже покричали, словно на хорошем концерте... Думаю, удовольствие получили обе стороны!

Сергей Ивкин:

- Мой учитель по боевым единоборствам говорил: драться нужно только с тем, кого ценишь, любишь и бережешь. Потому что суть поединка — не навредить человеку, а развить искусство. Поэтому я с самого начала видел одну цель — привлечь и порадовать публику. При этом поэты не должны испытывать друг к другу ни гнева, ни чувства соперничества. По сути мы просто показывали свои стихи наиболее интересным способом, и мотивировали себя действовать наиболее неожиданно, ярко, активно.

Я очень много работаю с музыкантами, и стихи для меня — это прежде всего форма пения. Поэтому мне больно, когда люди видят в стихах что-то тяжелое, кошмарное, муку и глупость. Мне всегда хочется показать стихи как интересную форму деятельности. И к баттлу я готовил форму показа: как могут звучать стихи, если автор уделит их прочтению достаточно времени. Так что свои три выхода я репетировал около четырех часов, тщательно отрабатывая перед зеркалом каждый шаг, музыкальную технику, горловой элемент. Насколько я могу судить по чтению соперников, они готовились так же тщательно. И тоже воспринимали наше мероприятие как приятную встречу, а не соперничество. В итоге я даже рад, что выиграл Челябинск — я очень люблю этот город.

Нина Александрова:

- Впечатления смешанные. Начать с того, что я неожиданно попала в команду. Должен был участвовать Андрей Санников — серьезная фигура, один из основателей УПШ... Но он не смог поехать, а на замену предложил меня. В результате вчера вечером мне позвонили:

- Нина, ты участвуешь в баттле. Только нужны стихи секунд на 20...

- Но у меня нет таких стихов!

В итоге стихи я выбрала, наверное, только в автобусе...

А приехали мы, фактически, с корабля на бал — то есть с автобуса на баттл. В Челябинске нас встретил кипучий водоворот: крики, песни, танцы... Конечно, от всего этого мы несколько опешили. Тут же пришлось читать стихи, а мы с Русланом Комадеем до баттла еще успели поработить судьями на детском поэтическом конкурсе. В итоге к началу битвы мы уже не ждали ничего хорошего... Но оказалось все в точности до наоборот! Получилось здорово: мы воодушевились, почувствовали драйв и отдачу от аудитории. В определенный момент я с удивлением осознала, что народу-то собралось очень даже много. И люди все прибывают! В том хаосе, который творится вокруг, они останавливаются, прислушиваются, начинают смотреть на сцену с нешуточным интересом...

Вадим Балабан:

- Конечно, я испытал некоторый драйв. Я впервые участвовал в мероприятии такого формата, получил новый опыт. Мне кажется, это интересный способ взглянуть на себя со стороны. Литературный фестиваль в принципе давно напрашивался. Это что-то интересное и для участников, и для организаторов, и для зрителей. Помогает и взглянуть на себя, и оглянуться вокруг...

Сказать, что я долго готовился, не выйдет. Все стихи, которые я отобрал для битвы, были на планшете. Но в Челябинске оказалось очень солнечно, а из-за солнца читать их стало очень трудно. Поэтому пришлось пользоваться книгой, которая вышла в прошлом году, и читать то, что было в ней... Но я не жалею об этом. Получилось очень правильно.

Евгения Изварина:

- Честно говоря, я не понимаю идеи битвы между поэтами. Зачем поэты должны бороться? Многие из тех, с кем я «соревновалась» - мои старые знакомые и друзья. И мне совершенно не важно, кто из нас «самее». Если бы я победила и если бы проиграла — это одинаково ничего бы мне не дало. У других, наверное, все же возникает какой-то азарт: есть жюри, они показывают оценки, и хочется показать себя как можно лучше... А я в итоге просто послушала хорошие стихи. Может быть, для нового поколения, для нынешней молодежи «баттлы» ближе: сейчас такой формат часто используют.

В целом я, конечно, рада, что приехала сегодня в Челябинск. Мероприятие, которое здесь проходит — достаточно большое, масштабное, на нем встречаются разные люди. Это я приветствую.

Наталья Карпичева:

- Если честно, я ожидала чего-то более страшного. Что нас заставят прыгать в мешках или в ситуации стресса писать стихи прямо на месте... Но получилось очень интересно. Жалко, что в итоге все-таки стали искать победителя. По-моему, должна была победить дружба. Просто потому, что битв между поэтами вообще не должно быть. Они имеют право на существование только как способ привлечь людей, призвать их к чтению. И еще — как хороший способ свести вместе много разных поэтов и дать людям возможность их послушать. Вообще, я рада была поучаствовать!

По-моему, публике очень понравилось. Я думаю, не все, пришедшие на баттл, были знатоками поэзии. И все-таки никто не отходил. Люди слушали, они смотрели на сцену и встречались с нами взглядами... Так что на эту «случайную» публику мы произвели некоторое впечатление. Я надеюсь, этот опыт еще повторится. Я читала чей-то комментарий: «Подобные формы представления поэзии убийственны для русской культуры!». Но сама я с ним не согласна. В наше время битва — это способ устроить встречу поэзии с читателям. И я думаю, он себя оправдывает.

Ярослава Широкова:

- Динамично, интересно, ярко! Отличное мероприятие. Только я не сказала бы, что это — битва. Просто дружеское соревнование. Серьезно, у меня все время было впечатление, что это просто старые друзья встретились, чтобы почитать друг другу стихи. Ну и что, если они из разных городов? Просто решили почитать в чуть более интересной форме.

В итоге получилось здорово, наверное, все получили удовольствие. Выступал такой хороший набор поэтов... если честно, я очень робела, когда пришлось выйти на сцену с ними. Я узнала, что участвую в битве, за час до начала. Наша делегация не очень большая, и когда оказалось, что не хватает человека, то выбор пал на меня... Пришлось выступать с поэтами очень высокого уровня. Надеюсь, я не уронила честь Екатеринбурга!

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other