Меню

Диксиленд Таврический, или как Южный Урал перебрался на южный берег Крыма

22.09.2015 11:18 - автор Виктория Олиферчук
«Вот свезло так свезло!» - рефреном крутилось в голове все два с половиной часа, пока под крылом самолета о чем-то пело зеленое море российских просторов, под конец уступившее жовто-блакитному тандему крымских степей и гор. «Уральские авиалинии» мчали в солнечный Крым солнечный уральский джаз, который должен был звучать на фестивале под открытым небом в том самом богемном местечке – в Коктебеле, где еще сто лет назад собирались представители настоящего русского искусства.
Диксиленд Таврический,  или как Южный Урал перебрался на южный берег Крыма
Фото автора и Надежды ПЕЛЫМСКОЙ

Автономную республику Крым Челябинская филармония начала осваивать еще в прошлом году. Сначала на полуострове высадился ансамбль танца «Урал», шумно и с овациями пропылил по всей Тавриде. Ответное алаверды последовало в конце зимы - на хоровые ассамблеи к нам прибыли крымские хористы.

Бог троицу любит

Третий этап совместных отношений стал джазовым, но еще и знаменательным: музыканты покоряли сердца, а начальники закрепляли дружественные узы на гербовых бумагах. Результат неплохой: «Уральский диксиленд» стал любимым на международном фестивале Live in Blue Bay, Челябинское концертное объединение стало первым в России, кто подписал договор с крымской филармонией.

- Для нас этот документ имеет первостатейное значение, - уверяет гендиректор Крымской филармонии, заслуженный работник культуры Украины Илья Пандул. – Он подразумевает обмен коллективами, проведение совместных мероприятий. Но главное, что мы приобрели верных друзей. Знаете, сколько сейчас возникает проблем в связи с переходом на новые рельсы? Множество всевозможных тонкостей, нюансов, хитростей в законодательстве, мы сразу же звоним в Челябинск, там нам подскажут, помогут, поддержат. Зимой мы побывали у вас в гостях, были просто восхищены профессиональной командой, которая работает, и поражены великолепным органным залом. О таком мы пока можем только мечтать, - вздыхает Илья Савельевич.

Крымская филармония – учреждение специфическое, деятельность которого во многом определяется тем, от чего зависит практически вся жизнь полуострова – от туристических потоков. Есть курортники – концертная жизнь бьет ключом, курортный сезон заканчивается - и культурная жизнь затихает. На базе филармонии работают свои коллективы – камерный хор, ансамбли и даже симфонический оркестр, но изначально, еще со времен Советской империи главную ставку делали на приглашенных артистов: своими силами обслуживать все летние концертные площадки нереально, а держать по полгода доморощенных артистов на голодном пайке негуманно. Так что гастролеры для Крыма – оптимальный вариант.

Для ЧКО же это расширение творческих возможностей и гастрольного пространства, которое, что скрывать, совсем немаленькое, но пределов еще не достигло. Поэтому в Крым челябинские эмиссары приехали не только с большим желанием, но и с большим проектом.

- Речь идет о фестивале «Орган без границ», который мы проводим в Челябинске не первый год, - поясняет директор Челябинского органного зала Ирина Андреева. – В будущем году мы хотим сделать его транзитным и проводить не только в нашем городе, но еще и в Сочи, а также в Ялте.

диски.jpg

Ностальгия по совместному прошлому

Пока полезные разговоры звучали в стенах Крымской филармонии, неподалеку, в музучилище Симферополя был намечен саундчек: челябинские джазмены расчехляли инструменты и пробовали их на предмет взаимодействия с чудным воздухом Крыма. Решение вполне логичное: раз уж дорога привела в Симферополь, то оставлять столицу автономии без джазовых стандартов не след.

Зал учебного заведения поразил масштабом - партер с амфитеатром и сцена с оркестровой ямой.

- Игорь, Игорь! – надрывалась дама у звукового пульта.

- Да слухаю я, - эхом откликнулось сверху.

- Сразу после слов ведущей включай на полную, - последовал приказ.

- Торжественное собрание, посвященное работникам нефтяной и газовой промышленности, открыто! - прокричала со сцены девчушка, и во всю мощь мегаваттов грянул гимн России. Валерий Сундарев, входивший впереди джазовой команды в зал, затормозил от неожиданности. Музыканты, как будто наткнувшись на преграду, остановились, ураган из прошлого века вылетел в раскрытые двери и, ударившись в плакучую иву, погас, вспугнул птичью стаю.

- Ух, - перевели дыхание наши. – Как в старые добрые времена, чуть под козырек не взяли.

Крым учится жить в новой России, правда, какая она, новая Россия, знают немногие и придерживаются хорошо известного принципа «все новое – хорошо забытое старое».

К слову сказать, многое навевало ностальгические мысли о советском, но счастливом детстве, впрочем, подробнее об этом в следующем выпуске, а сначала – о деле.

Высокая классика джаза

- Диксиленд в Крыму уже был, лет 30 назад, - вспоминает художественный руководитель коллектива, народный артист России Игорь Бурко. – Месяца три мы разъезжали по всей Украине.

За 30 лет разлуки вряд ли кто вспомнит прошлый успех, так что завоевывать публику приходилось заново, впрочем, это музыкантов никогда не пугало: за их плечами многочисленные и не только российские гастроли. Диксиленд полмира объездил и уже давненько доказал, подтвердил, укрепил и прочее.

Потихоньку зал наполнялся зрителями, публика собралась самая разная: бабулечки-красотулечки в соломенных шляпках, загорелые, крепкие мужики с натруженными руками, прилично одетые (мода ходить в джинсах на концерт сюда еще не докатилась), студенты с клавирами в охапку, мамочки с малышами. Кто-то шел отдохнуть от жары, кто-то - от работы, в зале живо обсуждали погоду и политику, опоздавшие подтягивались - словом, настрой типично курортный. Никто особо не слушал, о чем вещает милая ведущая: жара расплавляет мозги, которые не хочется напрягать.

В такой настрой горячий джаз врезался как расплавленный нож в масло – публика «закипела» практически сразу же, с первого номера, который назывался соответственно – «Слишком горячо». Потом джазмены позволили публике полюбоваться нежным «Лунным мерцаньем», а также своей солисткой Кристиной Рыжковской. В общем, через четверть часа публика была очарована целиком и полностью.

- Ах, какая хорошая музыка, жаль, что не по-русски, - шелестели бабушки-старушки.

- Прости-прощай, Одесса-мама, - запел для них на родном Валерий Сундарев, и бабушки не жалели ладошек, хлопая то в такт, а то и в синкопу.

Овации и крики «браво» темпераментным южанам показались ничтожными, и когда наши заиграли «Светел месяц» на джазовый манер, зал их сопровождал художественным свистом. В финале концерта публика не стеснялась в изъявлении чувств:

- Молодцы! Браво! Здорово! Хотим еще!

- Я никогда не слышал про «Уральский диксиленд», хотя джаз в принципе люблю, - признался после концерта Владимир. – Я восхищен высоким, классическим уровнем исполнения, это просто первоклассные музыканты!

В первых рядах

Как вы судно назовете, так оно и поплывет. Удачный старт в Симферополе задал темп всем гастролям, впрочем, иного и не предполагалось. 4 сентября диксиленд открывал джазовый фестиваль в Коктебеле.

Международный форум Live in Blue Bay регулярно происходит на территории пансионата «Голубой залив». Собственно, как и большинство начинаний, жизнью своей он обязан инициативе одного конкретного человека. Директор пансионата Константин Зелинский просто обожает джаз и позволяет его любить и другим, причем абсолютно безвозмездно – все концерты фестиваля проходят бесплатно для всех желающих.

В этот раз форум проходил под девизом Dixie–сейшн, то бишь под знаком диксиленда. Участников было достаточно, но сам Крым, увы, похвастаться диксилендами не смог, так что нашим, как говорится, и карты в руки.

А началось все со стрит-парада, правда, вместо street (улицы), музыканты прошлись по embankment (набережной), что лишь усилило эффект. Набережная – самая людная часть этого небольшого городка, и хотя все фонари и столбы вблизи пансионата были оклеены фестивальными афишами, призывный глас трубы с духовыми сотоварищами привел за собой большую толпу отдыхающих, которые были приятно удивлены бесплатным входом на концерт.

Мы же, журналисты, были приятно обрадованы, что во главе парада красовались именно челябинцы. Понятно, что им не привыкать шествовать по улице с инструментом, по пути извлекая из него греющие душу звуки, но все равно погордиться за наших ребят не помешает.

Три дня без передышки

Ввечеру музыканты и страждущая публика переместились на большую лужайку под звездами. Поприветствовать собравшихся и открыть фестиваль в Коктебель приехал замминистра культуры Крыма и после помпезных речей остался до самого конца.

Не хочется быть вульгарной, но не сказать, что наши «порвали» публику и клочки летели по закоулочкам, просто нельзя. Если в Симферополе публика была разная, то на фестивале в Коктебеле самая что ни на есть джазовая. К тому же открытая площадка под звездным небом располагала, даже провоцировала к открытости чувств. Народ свистел и ревел, около сцены малыши устроили себе танцплощадку, вдохновляя взрослых на свободу в движениях. И взрослые вдохновились.

Три дня в пансионате играли, пели и плясали с утра и до полуночи джаз, не совсем джаз и даже совсем не джаз. Когда на третий день кто-то из активистов вздумал в три утра разыграться на саксофоне, народ взмолился из окон.

- Три часа! Дайте хоть немножко поспать!

В финале организаторы предложили трем диксилендам объединится в общую банду, что было воспринято с энтузиазмом.

- Мне кажется, что такая форма – когда не просто фестиваль джазовой музыки, а с определенной тематикой, с определенным наклоном – это удачная форма проведения, - поделился впечатлениями музыкальный руководитель «Уральского диксиленда» Валерий Сундарев. - Что касается самых ярких впечатлений, то для меня это было выступление Сергея Манукяна с его московским составом и наш совместный с ним концерт в джазовом клубе накануне. Народу было немного, поскольку фестиваль еще не начался, но было очень приятно.

- Впечатления замечательные! Просто слов нет, настолько хорошо, настолько интересно, это позволяет сочетать музыку, профессиональное общение и отдых, естественно. В сентябре после нашего не очень удачного лета на Урале мы еще и накупались, позагорали, это тоже здорово, - восклицает Алексей Лейкин, директор ансамбля. – Естественно, больше всего понравилось выступление нашего коллектива. Мы открывали фестиваль, и это не то, что кулик свое болото хвалит, это без преувеличения, стало событием…

++в-севастополе.jpg

Жареная картошка погорячее

Самого главного джазмена Челябинска подобными сейшенами не удивишь: уж сколько их было на его веку, да каких! Голландия, Бельгия, Франция, Германия, Швеция, Англия, Ирландия, Дания, Шотландия, Польша, Чехословакия, Югославия, остров Мэн.

- Трубач на этом фестивале был феноменальный – мальчик из Севастополя, слепой музыкант, самоучка, - народный артист России Игорь Бурко хвалит редко, но, как говорится, метко, и уж точно не за просто так. На привычный звук трубы ухо профессионала настроилось сразу, с первых нот: парнишка с ребятами развлекал публику на пляже, Игорь Владимирович тут же развернул голову и стопы в его сторону:

- Пообщались, подсказал ему пару приемов. Кто еще понравился? Ребята из Ростова.

- Как играли?

- Нет, как выкручивались без тромбона, - усмехается профи: его не проведешь.

- И что, без тромбона джаз играть нельзя? – нарываюсь на «комплимент».

- Деточка, джаз вообще можно играть вдвоем, - терпит Бурко. – Просто надо иметь душу и большое желание. Вот ты любишь жареную картошку?

- Спрашиваете! Какой хохол не любит жареной картошки да еще и с салом? – парирую в ответ.

- Во-оот. Будешь есть всю жизнь и ничего лучше не найдешь. Так и в музыке: что любишь, то к тебе и прилипнет навсегда. Должна быть душа, без нее джаза нет, ничего не получится.

- Еще будучи за границей, вы получили прозвище «горячий диксиленд».

- Да, в Ирландии даже вывеску на наш отель прибили: «Здесь выступает горячий русский диксиленд», - усмехается артист.

- Принципиально предпочитаете погорячее?

- А у нас иначе просто не получается, - разводит руками Бурко. - Потому что все идет от души. Даже если играем cool, то разрабатываем как hot – ну, другой у нас подход.

Джаза много не бывает

Этот другой подход успешно действует на публику уже скоро полвека. Где бы не появлялись суровые, но горячие уральские мужики, сердца слушателей начинают пламенеть, а эмоции выплескиваться, как кипяток из раскочегарившегося чайника. Пару концертов диксиленд отыграл в клубе при пансионате – народу было немного, а в таких случаях он ведет себя более чем скромно. Тем не менее через полчасика народ «нагрелся» и пошел плясать на свежий воздух перед клубом.

- Ребята, вы гениальны! – кричали им вслед благодарные слушатели и новоявленные танцоры.

Суровый морской волк, промышляющий прогулками до Золотых ворот Коктебеля и купанием отдыхающих в открытом море, подарил диксиленду лишних полчаса своего весьма коммерческого времени и сделал дополнительный круг, пока под его парусами звучал такой живой и такой горячий джаз.

- Мы просто взяли инструменты, чтобы сфотографироваться на память. А потом, раз уж инструмент оказался в руках, решил что-нибудь сыграть, - оправдывается молодой трубач Иван Пона.

Поддержать одинокий голос над волной решил старший коллега – Владимир Риккер – и к трубе присоединилась туба, Дмитрий Перминов расчехлил саксофон, сзади взревел тромбон, на носу корабля блеснуло и забренчало банджо, сбоку загнусавил кларнет, застучал барабан – через пару минут над пляжем понеслась знаменитая мелодия That's A Plenty («Этого очень много»). Народ на пляже дружно повернулся в сторону моря, пловцы махали руками, а отдыхающие на корабликах – полотенцами и чем придется, кричали «привет», «молодцы», лучезарно улыбались.

- Еще, давай еще! Мне нравится, это круто! – ревел морской волк, выкручивая штурвал корабля, и тот вставал практически на дыбы, сталкиваясь с волной.

- У меня первый раз такое, - крутил бритой головой наш капитан, прощаясь на причале.

- У нас тоже, - усмехались музыканты, выбираясь на твердь земную.

Кода

Восемь концертов откатали по всему Крыму: Симферополь, Севастополь, Коктебель, Евпатория, Алушта и Керчь.

В перерывах не забывали отдыхать, просвещаться, посещать достопримечательности: средневековую крепость в Судаке, построенную генуэзцами в период с 1371 по 1469 годы. Не попали в музей Айвазовского, потому что решили отведать шашлычков в ресторанчике Феодосии. Пробежались по тропе Голицына, с которой открываются просто потрясающе красивые виды, добежали до шаляпинского грота, где, по преданию, якобы пел сам Шаляпин, а на самом деле князь Голицын хранил в пещере коллекционное вино. Сверху поглядели на Голубую бухту в Новом Свете, где снимали боевик «Пираты ХХ века», и царский пляж, на котором останавливался Николай II в 1912 году.

Приобщились к местному колориту: набрали лаванды, крымского вина и ялтинского лука, от которого не плачешь, а радуешься, потому что он сладкий на вкус.

Последняя поездка и концерт в Керчи, не знаю, как для остальных, а для пристрастного зрителя были немножко грустными: все хорошее, увы, непременно заканчивается. Возвращались в серые будни под серым небом, но с надеждой на новую, еще более теплую встречу.

Кстати, как раз сегодня, 23 сентября, в концертном зале Прокофьева «Уральский диксиленд» готов поделиться с вами теплом солнечного Крыма. Программа «Золотые мелодии джаза» для тех, кто любит погорячее.

Сотрудничество с Крымской филармонией началось в прошлом году. Первым с гастролями на полуострове побывал ансамбль танца «Урал». В начале нынешнего года с ответным визитом в Челябинске побывал Камерный хор Крымской филармонии. Нынешняя поездка в Крым стала знаменательной: Челябинское концертное объединение первым в России подписало договор с Крымской филармонией.

Ансамбль «Уральский диксиленд» после 30-летнего перерыва побывал на гастролях в Крыму. Музыканты приняли участие в международном фестивале Live in Blue Bay, а также проехали с концертами по разным городам республики. В общей сложности отыграли восемь концертов в Симферополе, Севастополе, Коктебеле, Евпатории, Алуште и Керчи.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other