Меню

Организаторы «Камераты» решили активнее нести культуру в массы

29.10.2015 09:06 - автор Виктория Олиферчук
Самая середина октября выдалась хмурой, но без осадков. Под конец рабочей недели прохожие еще прогуливались по Кировке в преддверии грядущих холодов. Сонную текучку толпы внезапно нарушил призывный глас, усиленный громкоговорителем: «Театральный фестиваль «Камерата» открывается! Приглашаем!»
Организаторы «Камераты» решили активнее нести культуру в массы
Фото Юрия ЕРМОЛИНА, Марата МУЛЛЫЕВА

Увертюра к фестивалю

Пару лет назад, после благополучного воскрешения «Камераты», ее организаторы решили активнее нести культуру в массы, действуя по принципу «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». В нынешних условиях заполучить внимание публики становится все сложнее, и актерам приходится выступать шоуменами по совместительству, что, в общем-то, повелось еще со стародавних балаганных времен. Как считает худрук Камерного театра и крестная мама фестиваля Виктория Мещанинова, это всего лишь «гарнир к зайцу», но если он привлечет публику, почему бы и нет?

Насколько и сколько зрителей привлек эффектный выход в люди заслуженного артиста России Михаила Яковлева, посчитать трудно, но пресса к театру подтянулась. Коллеги Михаила устроили активную рокировку с буквами «Камераты», выстраивая слова и фигуры, за чем с интересом наблюдали пассажиры маршруток, девчонки-студентки и пожилая пара торжественно пообещали прийти на фестиваль, а зал театра порадовал многоголосьем толпы, выплескивающейся за его пределы.

Почти президент

В этот раз «Камерата» перешла на новый формат и к просмотру предлагала исключительно моноспектакли, то есть постановки, в которых играет один актер. Творческое решение было продиктовано банальным финансовым дефицитом: денег на культуру выделяют все меньше, несмотря на все и всякие пафосные слова, изрекаемые самыми высокими чинами с самых же высоких трибун. Надежды на перемену отношения в связи со сменой власти оказались безнадежны, но на помощь пришли коллеги – идею с моноспектаклями подсказала вице-президент Международного форума монотеатра при ЮНЕСКО Нина Мазур, которая бывает в нашем городе регулярно на фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА». Идею подхватили и воплотили - в афише оказалось сразу девять моноспектаклей.

Честно признаться, моноспектакль не самый излюбленный жанр пристрастного зрителя. Час с лишним публика вынуждена лицезреть на сцене только одного человека. В то время как зачастую целый актерский взвод, вооруженный до зубов сценографией, видео, танцами и прочим театральным оружием, не может одержать победу над публикой.

Что же нужно говорить и делать одному (при этом не будучи президентом), чтобы заставить аудиторию себя слушать? Все просто: надо быть очень талантливым артистом. И еще смелым. Потому что выйти один на один с толпой рискнет не каждый, даже талантливый артист. На не столь долгой памяти, пожалуй, только Лилия Корнилова находилась на театральной сцене Челябинска в одиночестве. Так что челябинский зритель к моноспектаклям пока еще не приучен. Что ж, пора привыкать.

Настройка по камертону

Первая нота всегда важна. Если она фальшива, оркестру симфонии не сыграть. Спектакль «Крейцерова соната» стал своеобразным камертоном, сразу поднявшим фестиваль над уровнем моря.

Самый скандальный опус Толстого в свое время даже пытались запретить. Убийство и плотскую любовь (поскольку секса как понятия в то время еще не было) в дворянском обществе считали нелицеприятными и стыдились. Сейчас подобные явления уже никого не шокируют, напротив, к ним давно привыкли. Но классика потому таковой и является, что в самые разные времена открывает новые грани, которые оказываются созвучными другим людям другого мира и другой эпохи.

На фоне свободной современной морали неожиданно пронзительно прозвучала история недосостоявшейся любви, о которой благополучно забыли (потому что есть секс), но о которой по-прежнему мечтает живая человеческая душа. Пресыщение и отсутствие любви привели героя Толстого к той самой черте, за которой нет возврата к прежнему. И у которой теперь мы топчемся всем миром.

Два к одному

Всю первую половину фестиваля надежно оккупировал сильный пол. «Крейцерова соната», «Матадор», «Вечный пост» по текстам Башлачева, мечта от Веллера «Хочу в Париж». Мужские монологи были сильны, зачастую резки и даже агрессивны, но результативны. Три из перечисленных работ были отмечены вниманием жюри.

спектакль-матадор-(Магнитогорск).jpg

Вообще как-то так получилось, что мужчины в этот раз имели явный численный перевес – два к одному. Однако главные призы забрали женщины. Светлана Замараева увезла в Екатеринбург Гран-при фестиваля, а Ольга Хорева заняла первое место – так распределились приоритеты жюри. Для пристрастного же зрителя открытием, событием и, пожалуй, потрясением стала работа Ольги Хоревой.

Несуществующую главу романа «Идиот» дописал за Достроевского Клим – он же Владимир Клименко, современный драматург. Дописал своеобразно: без запятых и точек, в стихотворной строке, без рифмы, но с мыслями. Читать такой текст весьма проблематично, слушать - тоже. По крайней мере, все предыдущие попытки пристрастного зрителя освоить климовские изыски закончились фиаско.

«АглаЯ. Печальный спектакль» стал продолжением климовской темы на «Камерате»: в прошлый раз зрителям был представлен его же «Злой спектакль» в исполнении Татьяны Бондаревой. Нескончаемый поток откровений Иуды, гневно транслируемых в зал (возможно, не лишенных философии, всех и всяческих смыслов) разбился о защитное забрало, которое организм автоматически опускает, как только чувствует излишнее давление, а тем более агрессию. Тогда актриса увезла-таки с собой спецприз жюри «За владение словом», но впечатление осталось удручающим. Поэтому просмотр очередного шедевра того же автора изначально вызывал опаску.

Полтора часа на пустой сцене, практически не сходя с места, сидя на стуле, актриса Ольга Хорева вещала о боли сердечной, смутных и явных сомнениях, терзающих душу Аглаи Епанчиной, невесты князя Мышкина. Вещала странными рваными фразами, пульсирующими резко, как больная кровь в висках. Полтора часа невозможно было оторваться от этой публичной экзекуции, которая засасывала внимание, как черная дыра. Ни декораций, ни видеопроекций, ни подогревающей эмоции музыки – ничего этого в спектакле не было. Но была Актриса и был Спектакль. Они захватили зрителя в плен и удерживали до самого последнего театрального вздоха.

К нам едет матадор

Фестивальная афиша получилась весьма разнообразной, что всегда играет на руку фестивалю: аудитория расширяется, подтягиваются новые зрители. Хотя у «Камераты» уже сформировался пул поклонников, новые вливания в зрительный зал никогда не помешают.

Интерес к театральному фестивалю подогрел приезд в наш город сразу двух матадоров. Год назад Магнитогорский театр драмы поставил необычную работу. «Матадор» - это спектакль-лекция, где лектор рассказывает о законах корриды, а заодно о превратностях своей жизни, которая происходит по тем же канонам. В основе сюжета – абсолютно реальная история и столь же реальный человек – единственный русский матадор, выступавший на аренах Испании. Это историю театр выдвинул на фестиваль, представлял ее публике артист Андрей Майоров, а в зале за него переживал прототип героя – матадор Роман Карпухин, ради такого случая специально прилетевший в Челябинск на фестиваль.

Прототип на фестивале

Карпухин – личность не театральная, но примечательная. Военный летчик, учитель танцев, спецназовец, матадор – вот неполный перечень профессий, которые он освоил в процессе жизни. Это уже не первый визит матадора на Южный Урал: первый был как раз на премьеру в Магнитогорске. Роман охотно позировал перед теле- и фотокамерами и бойко отвечал на расспросы журналистов.

- Я еще в детстве увидел фильм про корриду и захотел быть похожим на смелых тореро. Впечатлили музыка, ритм, темперамент. Много лет спустя, оказавшись в Испании, познакомился с матадором и решил попробовать.

- Наверняка помните свой первый бой. Признайтесь, вам было страшно?

- Конечно! Было очень страшно. Вспоминаются только эмоции и страх. Его невозможно забыть, хотя это был не совсем удачный бой. Помню, родители приехали меня поддержать. Леонид Куравлев приехал за меня поболеть и размахивал российским флагом.

- Зачем вам это нужно? Рисковать своей жизнью ради чего?

- Мне было интересно освоить искусство борьбы с быком… Ведь тореро рискует своей жизнью совсем не для того, чтобы убить быка, нет! А для того, чтобы спасти ему жизнь, задача тореро — раскрыть характер быка, показать публике, что он достоин жизни. И тогда публика сохранит жизнь быку.

В Челябинск матадор приехал и еще с одной целью – посмотреть на знаменитый метеорит. Оказалось, что в свою военную бытность Карпухин работал в комиссии по уфологии, потом читал лекции студентам на тему «Энергоинформационный обмен и аномалии в природе». Поэтому, раздав желающим интервью и автографы, сразу поспешил в краеведческий музей. О впечатлениях высказался по-военному кратко: «Впечатляющий хондрит, но главное, чтобы мы не хандрили!»

Сам Роман, несмотря на жизненные трудности, перенесенные сначала в текст пьесы, а затем, благодаря актеру Андрею Майорову, - на сцену, производит впечатление позитивно настроенного человека.

- Андрей – потрясающий артист, мне нравится, как он работает, - отметил Роман и признался, что мечтает когда-нибудь сам выйти на сцену со своим текстом. Кстати, попытку Роман предпринял уже в Челябинске: после спектакля он вышел на публику и исполнил испанскую песенку, чем немало вдохновил дам бальзаковского возраста и расстроил экспертную комиссию, справедливо углядевшую в этом смешение жанров и покритиковавшую превращение моноспектакля в шоу.

саундтрек3.jpg

«Пожар способствовал ей много к украшенью»

И тем не менее, несмотря на некоторые издержки производства, «пациент жив!» - дружно провозгласили члены жюри.

- Этот фестиваль получился в какой-то степени экспериментальным, но, тем не менее, как говорил классик: «пожар способствовал ей много к украшенью», - комментирует член жюри фестиваля, театральный критик Владимир Спешков. - Для Челябинска это стало неким открытием жанра моноспектакля, поскольку таковых в наших театрах практически нет. Думаю, что это было полезно и интересно.

- Что являлось главным критерием оценки, то есть что выходит на первый план в спектаклях, где занять только один артист?

- Актерская индивидуальность. Один человек должен заполнить всю сцену, держать публику на протяжении часа и более того – и здесь все зависит от масштаба личности, мастерства, таланта, ну и конечно, технических возможностей. Понятно, что режиссер помогает, насколько это возможно, но в моноспектакле трудно «спрятаться» даже за большого режиссера.

- В этом году на удивление было очень много мужских спектаклей, а тем не менее победили женщины. В фильме «Успех» героиня Алисы Фрейндлих говорит, что актер – чисто женская профессия.

- Да, мы тоже обсуждали этот интересный момент. Мне кажется, что женщина-актриса на сцене дает больше возможностей режиссеру для раскрытия замысла, и к тому же она больше интересует автора. Плюс к этому мы увидели две абсолютно разные, но очень яркие индивидуальности: Ольгу Хореву и Светлану Замараеву.

- В этом году на «Камерате» был не только просмотр и обсуждение спектаклей, но и действовал актерский клуб, насколько это имеет значение?

- Это замечательная традиция. И надо сказать спасибо актерам Камерного театра, которые совершенно непонятно когда успевали делать капустники. Актерам необходимо общаться. Приехал на «Камерату» шведский музыкант, он познакомился с директором филармонии, и может, из этого что-то получится, какой-то совместный проект.

- Сейчас фестивалей в стране очень много и разных. Насколько наша «Камерата» вписывается в общий список и какое место в этом списке она занимает?

- Если говорить об Урало-Сибирской зоне, то здесь есть такой замечательный Моноfest, который проводится в Перми. И, кстати, два спектакля – «Крейцерова соната» и «Хочу в Париж» были на нем также представлены. В этом отношении не хочется сравнивать, наш фестиваль просто другой, но я считаю, что событий на нем ничуть не меньше. К тому же по большому счету такого уж оглушительного фестиваля моноспектаклей у нас в России в принципе нет. Так что все прошло достойно.

Итак, итоги подвели, призы раздали. А каким будет следующая «Камерата»? Совершенно необязательно, что это вновь будет парад моноспектаклей, но что-то интересное в Камерном театре непременно обещают придумать.

Фестиваль «Камерата» проходил уже в 12-й раз в Камерном театре Челябинска при поддержке регионального минкульта. За пять дней зрители увидели девять спектаклей: свои работы представили театры Москвы и Московской области, Екатеринбурга, Нижневартовска, Тюмени, а также зарубежные гости из Израиля и Швеции.

Итоги «Камераты-2015»

+++Закрытие3.JPG

Лауреатом III-й степени стал актер Тюменского театра Александр Тихонов, представивший спектакль по повести Толстого «Крейцерова соната».

Вторую ступень пьедестала почета занял Евгений Наумов, артист Нижневартовского театра. В его исполнении публика увидела историю большой мечты «Хочу в Париж» по текстам Михаила Веллера.

Первое место досталось москвичке Ольге Хоревой за спектакль «Аглая».

Гран-при фестиваля увезла в Екатеринбургский ТЮЗ Светлана Замараева. Ее работа, музыкально-поэтические размышления «Житейское море», была названа лучшим спектаклем фестиваля.

Диплом «Надежда сцены» получил молодой актер Мытищинского театра Филипп Ефимов, диплом «За синтез искусств» вручили актеру из Швеции Элиасу Файнгершу.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other