Меню

Автодилеры и продавцы Южного Урала бьют тревогу

19.11.2015 11:33 - автор Алексей АНДРЕЕВ
По данным авторитетного агентства PricewaterhouseCoopers, продажи легковых автомобилей в РФ по итогам девяти месяцев текущего года упали на 43%. И это только в количественном измерении. В рублевом же эквиваленте рынок сократился на 34%, а в пересчете на доллары - на 61%. Продажи новых импортных автомобилей упали на 67% (до 5,8 миллиарда долларов), больше всего было продано иномарок российского производства - на 10 млрд долларов, хотя и по ним произошло снижение на 57%. Отечественных авто реализовано на 53% меньше – на сумму 1,6 млрд долларов.
Автодилеры и продавцы Южного Урала бьют тревогу


Естественно, снизились объемы продаж большинства наименований. Однако есть и положительные примеры: среди брендов, которым удалось увеличить рыночную долю, оказались российские и корейские машины, а также немецкие и японские автомобили премиум-класса. Так, доля рынка «Лады» увеличилась с 16,6% до 18,9%, чему способствовало смещение потребительского спроса из среднего ценового сегмента в нижний, а также стимулирующие программы государства и спецпредложения АвтоВАЗа для клиентов. Неплохо чувствуют себя и «корейцы», что стало результатом реализации последовательной стратегии экспансии присутствия в России. Так, KIA увеличил долю рынка до 11,1% с 8,2% в прошлом году, Hyundai «вырос» с 7,9% до 10. Падение продаж могло быть и более существенным, если бы не государственные меры стимулирования спроса, в частности программы обновления автопарка, льготного автокредитования и лизинга, которые позволили смягчить темпы спада.

Можно сказать, что на авторынке произошло два значимых изменения: переориентация на восточное направление и резкое расслоение покупателей на «богатых» и «бедных» с размыванием среднеценового сегмента. Другими словами, сейчас лучше всего покупаются либо дорогие машины, либо модели экономкласса, пока еще доступные рядовому потребителю. Схожая ситуация и с рынком запчастей и сопутствующего оборудования: еще увереннее начинают чувствовать себя китайские, корейские и японские поставщики, которые хоть и теряют в выручке, но увеличивают свою долю в общем объеме продаж. Причины таких трансформаций, в общем-то, понятны: снизившийся курс рубля к доллару и евро резко взвинтил розничные цены на европейские и американские товары, а вот восточные соседи ведут в этом смысле очень гибкую политику, пытаясь воспользоваться выгодной для себя ситуацией. К тому же китайцы, как известно, недавно плавно девальвировали курс своего юаня.
Надо сказать, что не один автомобильный рынок испытывает подобные трудности. Схожее положение сложилось и в других сферах экономики, особенно там, где продажи в большей степени были завязаны на рознице. Если посмотреть статистику по Челябинской области, то можно увидеть, что все сферы деятельности, напрямую зависящие от доходов людей, серьезно просели.

В шоке строители и риелторы: рынок жилья застыл, выросли сроки экспозиции, в застое аренда. Люди месяцами не могут продать квартиры, сдать в аренду жилую или коммерческую недвижимость. Падение строительного рынка составило 16,7%, строители сейчас в среднем обеспечены работой буквально на неделю-две. Существенно сократилась розничная торговля: ее оборот по сравнению с прошлым годом снизился на 14,5% и упал до самой низкой отметки за последние три года. Особенно пострадал сектор непродовольственных товаров: объемы продаж в нем снизились на 22,7%. Немногим лучше ситуация с продажей продовольственных товаров. Меньше стали прибегать наши сограждане к платным услугам - их объем потерял 3,6%. И если объемы услуг связи, а также услуг в области физкультуры и спорта даже выросли на пару пунктов, то остальные виды услуг (бытовые, коммунальные, гостиничные, туристические, культурные) демонстрируют спад, доходящий порой до двузначных величин.
Отдельный разговор – о сфере общественного питания, ведь именно в ней особо ярко отражается общее состояние экономики, ибо бедные люди в периоды кризиса по ресторанам, барам и кафе не ходят. Так вот, рестораторы по итогам девяти месяцев 2015 года недосчитались почти 15% выручки по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Причина такого состояния сферы продаж и услуг, в общем-то, на поверхности. В современной глобальной экономике, когда существует явное международное разделение труда, падение курса национальной валюты не может не привести к снижению жизненного уровня населения и уменьшению потребления основных видов товаров и услуг. Если такая ситуация затягивается, а доходы не растут, то вначале «проедаются» резервы и накопления, а потом люди просто вынуждены урезать свои затраты в первую очередь на развлечения и отдых, а затем и на все остальное.

Однако вопрос и в другом. Насколько продлится такое неутешительное положение? А вот здесь все будет зависеть в первую очередь от мировой конъюнктуры цен на нефть, газ и металлы, то есть те ресурсы, которые мы экспортируем за рубеж и спрос, и цены на которые на мировых биржах резко упали за последние год-два. Дело в том, что курс рубля во многом определяется ценой на эти товары, и чем она выше – тем дороже рубль по сравнению с другими основными мировыми валютами.
Соответственно растет его покупательная способность и в меньшей мере дорожают закупочные цены на поступающие из других стран товары. Можно, конечно, ограничить закупки иностранных товаров, но это чрезвычайно трудно сделать быстро и по всем позициям. К сожалению, наша импортозависимость в целом довольно высока, а по некоторым товарам мы просто не в состоянии представить полноценную замену.

И в этом смысле перспективы не очень хороши. Трейдеры и аналитики в один голос предрекают, что в среднесрочной перспективе (три-четыре года) цены на наши товары и сырье расти не будут, а это значит, что роста российской экономики не предвидится. В таких условиях выход есть только один – развивать собственную промышленность и стимулировать внутренне потребление. Только такой подход в перспективе может обеспечить население работой и зарплатами, а торговлю – доходами.
Только вот это легче сказать, чем сделать. Всегда гораздо трудней строить, чем ломать.



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other