Меню

В Озерске в шестой раз собрались театралы со всех окрестностей

30.11.2015 16:49 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
- Куда вы на ночь глядя? – бухтели родственники в пятницу вечером, когда всем нормальным людям полагается сидеть дома, в тепле и уюте пить чай. Но отважных журналистов не пугали холодные ноябрьские сумерки, они рвались в Озерск, закрытый город, который радушно звал в гости на очередной фестиваль «Ночь в театре».
В Озерске в шестой раз собрались театралы со всех окрестностей
Юлии КЛЕПИКОВОЙ и Дениса ВАСИЛЬЕВА

Перемен, мы ждем перемен

В шестой раз со всех окрестностей в «запретку» собрались театралы, чтобы ночью поэкспериментировать с театральными формами – фестиваль изначально позиционировал себя как экспериментальная площадка. Под сценические опыты отдавалось практически все имеющееся в наличие свободное пространство театра «Наш дом» – от трюма в подземелье театра до мастерской под его крышей, от гардероба при входе до лестницы, ведущей в актерские гримерки. Организаторы надеялись на взрыв креатива от участников, взрыв мозга у зрителей и мощный резонанс, способный поколебать сейсмоустойчивые установки местных и не только властей. И надо сказать, что первой ударной волне, накрывшей город шесть лет назад, это почти удалось.

В прошлом году фестиваль благополучно преодолел первую пятилетку - хороший повод для подведения промежуточных итогов и мыслей о грядущих переменах, без которых креатив немыслим. «Перемен, мы ждем перемен», - с песней Цоя в ушах мы надеялись вписаться в фестивальный формат, который в этот раз к тому же был обозначен на афишке как рОковое или роковОе влечение.

Увы, ни того ни другого толком обнаружить не удалось. Впрочем, намек на рОковую тему таки присутствовал в виде пунктира: на открытии, где главной достопримечательностью стали настоящие рокеры на настоящих мотоциклах, в фойе, где что-то в этом духе очень громко играли и пели участники арт-школы «S’ТАНЦиЯ», а более их удачливые соперники из группы Dropps проделывали в трюме, на гала-концерте, где рОковая тема стала хоть и тонкой, но тем не менее связующей ниточкой всего действа.

Основная же масса участников и вовсе не заморачивалась по поводу таких мелочей, - как поется в одной не роковой песенке, «я тебя слепила из того, что было», - привезли на фестиваль то, что уже было в их актерском багаже, ну, или подоспело ко времени, чтобы стать достоянием общественности.

D61_3633-113.jpg

Креатив на крыше или в спектакле

Впрочем, темы всегда были просто пристегнуты к фестивалю. Главная проблема, по мнению пристрастного зрителя, в другом. «Ночь в театре» задумывалась как фестиваль экспериментальных работ. Отправной точкой для эксперимента поначалу стали нетрадиционные сценические площадки, это должно было подхлестнуть интерес публики и фантазию авторов, вывести ее за рамки привычного, а

может быть, даже дозволенного. Монолог на лестнице или диалог в трюме смотрятся необычно лишь первый раз, как известно, больше трех раз один прием использовать нельзя, пора двигаться дальше. Можно вывести зрителей на крышу, но можно поискать не только новые сценические площадки, но и новые формы.

Ставка на молодежь в данном случае вполне оправдана: молодые артисты и режиссеры не успели нажить себе штампов, взгляд еще не замылился, глаз свежо блестит и горит жаждой познания. С другой стороны, всякий эксперимент должен опираться на крепкую профессиональную основу. Все учебные работы, которые с азартом и, может быть, с успехом демонстрировали студенты, экспериментом являются лишь для самих исполнителей. Ребята только постигают азы профессии, и на этом пути для них все становится экспериментальным и креативным. Для зрителей же процесс подготовки будущих, возможно, талантливых артистов, может быть интересен, уже будучи облеченным в какой-то конкретный, законченный вариант и в малых дозах. Все-таки зритель не на экзаменах, а в театре, и за билет платит не баллами, а рублями.

В профессиональной части программы эксперимент присутствовал, но превалировали по большей части традиционные жанры (моноспектакль, драматический спектакль, комедия, поэтическая композиция, концерт и пр.) и традиционная же подача.

D61_2953-52.jpg

Перейти в другой зал

Наконец о том, кому все это вроде как предназначалось - о зрителе. Первоначально именно ему организаторы уделяли максимум внимания: для него устраивали экскурсию по театру с заходом во все потайные комнаты, примерки театральных костюмов с фотосессией на долгую память, игры с песнями и плясками и даже буфет с пирожками, плюшками, чаем и прочим горячительным для утомившихся на безбрежном поле искусств.

Сейчас акценты потихоньку смещаются: остались только показы; экскурсии, фотографии и даже богатый буфет канули в Лету. И связано это, похоже, не только с отсутствием финансирования (которого перманентно не хватает, это понятно), но и с неким падением интереса к мероприятию в целом – ведь за кофе с пирожками в час ночи народ встал в очередь и был готов выложить свои золотые, неужели никто этим не захотел воспользоваться?

Изменился и публичный состав: если прежде по театру массово дефилировали зрительницы в вечерних нарядах под руку с кавалерами, то теперь места в зрительных залах занимали студенты и молодежь в джинсах, вероятно, привлеченные рОковой темой и ревом децибелов в фойе. Интеллигенции постарше было меньше, она предпочитала держаться подальше и скрывалась в мастерской, мансарде или на лестнице.

Кстати, для пользы дела неплохо бы гала-концерт участников перенести на самое начало ночи. Ведь, покупая билеты, зрители берут кота в мешке, что они увидят на месте, из названия спектакля или

коллектива трудно понять. Поскольку заданная тема в концерте не поддерживалась и участники демонстрировали то, что привезли на продажу, зритель мог сориентироваться, стоит ли это «покупать» или лучше, пока не поздно, перейти в другой зал.

Все эти проблемы присутствовали и прежде, но поначалу срабатывал мощный стимул – эффект новизны. Теперь же пришла пора задуматься, как фестиваль будет жить дальше, чтобы нынешнее рОковое влечение не стало роковЫм.

++_MG_1874.jpg



 

 


Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other