Меню

В одну из челябинских библиотек приехала «Вещь»

19.01.2016 15:07 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Случилась, обрушилась, приехала в Челябинск давно ожидаемая «Вещь». Именно так называется один из уральских литературных журналов. Почему молодежь разволновалась из-за бумажного «гостя» и как его принимала?
В одну из челябинских библиотек приехала «Вещь»
Фото Марины Волковой

Ты что за зверь?

Гость, надо заметить, очень молод — издается всего с 2010 года. Потому, наверное, и приехал именно в Челябинскую областную юношескую библиотеку. Она, как оказалась, тепло принимает не только читателей. Вместе с сотрудниками библиотеки встречала журнал молодежь — студенты педагогического колледжа.
При всей своей молодости «Вещь» - гость солидный и пухлый, из почтенного рода толстых журналов. Впрочем, многие ли сейчас знакомы с этим старинным семейством? Вот в былые времена...
- Ваши бабушки, дедушки и, наверное, родители помнят, как в советское время в каждую квартиру приносили толстые журналы. Подписка была большим дефицитом, из-за нее спорили, ею гордились, а журналы поочередно читала вся семья. У меня в девятом классе была настоящая трагедия: я читала в «Иностранной литературе» детектив Станислава Лема «Насморк», и на самом интересном месте оказалось, что роман опубликован не полностью, а следующей части нужно ждать еще целый месяц... – поделилась воспоминаниями издатель Марина Волкова, один из организаторов встречи. - Сейчас найти журнал, конечно, гораздо проще. Но журналы со временем не стали менее интересными.
Вообще как раз насчет простоты можно поспорить: подписку, конечно, больше не приходится делить и завоевывать, но и сама традиция выписывать журналы вполне уверенно ушла в прошлое. Теперь не каждый и сообразит, где же искать такого зверя, как толстый журнал?
Как объяснила студентам Марина Волкова, водится он там же, где и большая часть информации в наше время, — в Интернете. В свободном доступе сейчас можно найти материалы большинства изданий — от старых добрых «Урала» или «Нового мира» до «Уральской нови», которая больше не выходит на бумаге, но удостоилась памяти в сетевом архиве «Журнального зала».

Тем же, кто хочет непременно держать издание в руках, - прямая дорога в Челябинскую областную юношескую библиотеку, где до сих пор выписывают более сотни толстых журналов.

jn7ejdzu.jpg

Проснуться знаменитым

Что же привело три десятка челябинских студентов на презентацию пермской «Вещи»? Тут надо сказать, что журнал, хотя и издается в Перми, внимание уделяет всему региону. А уж последний проект - «Смотр молодой поэзии Урала» - сделал его желанным гостем во многих библиотеках.
Инициатива «Смотра» появилась с подачи Марины Волковой — не случайно именно она представляет челябинской молодежи долгожданный конкурсный сборник. Сама идея была проста: собрать тексты молодых поэтов со всего Урала и опубликовать самые лучшие из них. «Вещь» выделила для этого отдельный номер.

- Вообще у нас очень много интересных и подающих надежды молодых авторов. Только живется им очень непросто, гораздо сложнее, чем в большинстве регионов. Причина этого – наш культурный слой, - рассказывает Марина Волкова. – Если поэтическая школа какого-то региона едва насчитывает десяток авторов и вдруг среди молодежи появляется талантливый поэт, то все вокруг совершенно закономерно обращают на него внимание. У нас гораздо сложнее: уральская поэтическая школа включает 130 поэтов. Только в антологии «Галерея уральской литературы» можно найти три поколения авторов, а сейчас подрастают и уверенно занимают позиции четвертое и пятое... И когда молодой поэт начинает показывать свои работы, окружающие сверлят его подозрительными взглядами и заявляют: «Да ты пишешь как Кальпиди!» или «Да ты под Санникова косишь!». И молодому поэту, даже очень хорошему, оказывается непросто сделать свой голос.

Помочь молодым поэтам — конечно, не в выработке своего стиля, но, по крайней мере, в продвижении имени — и призван был «Смотр молодой поэзии». При внешней простоте замысел умудрялся работать сразу на два фронта. С одной стороны, конкурсный номер «Вещи» помогает оценить уровень уральской поэзии. Который, можно заметить, вполне стоит того, чтобы им хвастаться. С другой стороны, каждый конкурс – это шанс для молодых поэтов заявить о себе. Ведь подборка стихов в «Вещи» - весьма солидная публикация, да и имя подающего надежды автора автоматически попадает в круг внимания его коллег по цеху и старших товарищей. Например, по результатам смотра наиболее интересных личностей пригласили и будут приглашать на поэтический фестиваль «Компрос». А собранный в ходе конкурса материал станет основой еще и для нового поэтического сборника. Название книги пока не придумали, но ее выход — дело уже решенное. Сборник готовят «старшие товарищи»: поэты Сергей Ивкин, Антон Бахарев-Черненок, Константин Рубинский.

9tdmw8mu.jpg

Пять из семнадцати

У челябинцев есть особый повод для того, чтобы принимать конкурсный номер «Вещи» с большой радостью. Сами за себя скажут связанные со сборником цифры. Со всего Урала (к знаменитому треугольнику Пермь — Екатеринбург — Челябинск присоединились также Курганская область и Уфа) редколлегия получила 126 подборок стихов. Из них в журнал вошли только 17. Без долгих расчетов видно, что конкуренция была жесткой, хотя стихов очень высокого уровня нашлось немало. При этом пять человек из числа победителей оказались челябинцами: Елена Меньшенина, Ангелина Сабитова, Римма Аглиуллина, Дарья Кригер и Иван Юрченков. Почти треть — очень неплохой результат при столь широком территориальном охвате!

Три поэта — Ангелина Сабитова, Римма Аглиуллина и Иван Юрченков —присутствовали на презентации лично, а потому студенты смогли послушать стихи в авторском исполнении и задать молодым поэтам - своим ровесникам вопросы. В целом же презентация прошла в приподнятом настроении: как ни крути, а основные задачи проекта выполнены. Доказательством тому служат, во-первых, конкурсный номер «Вещи», а во-вторых — появление в списке победителей имени Ивана Юрченкова.

Дело в том, что до сих пор это имя не было известно в литературных кругах практически никому. Можно сказать, Иван стал главным челябинским открытием проекта. Конечно, стихи четырех девушек тоже вошли «в обойму» совершенно заслужено. Но в том, что это им удастся, никто всерьез не сомневался. Все четыре уже известны и как авторы из сборника «На достаточных основаниях», и как участники проекта «Молодые - молодым», в ходе которого юные поэты беседуют со своими ровесниками о творчестве. И – конечно, об этом следовало сказать в первую очередь – как интересные, самобытные, хотя и начинающие творцы. Так что в представленной «Смотру» армии молодых поэтов могли бы претендовать по крайней мере на лейтенантские погоны. Соответственно, их даже с натяжкой нельзя назвать пополнением или включить в число тех поэтов, которым конкурс помог заявить о себе. Другое дело — Иван Юрченков. Подборка стихов в «Вещи» стала для юноши первой публикацией. А значит, «Смотр» выполнил не только первую задачу, но и вторую.

Иван Юрченков:
- Я родился в Казахстане, там прошло мое детство. Поэтому трудно сказать, насколько я уральский поэт. Хотя я вообще не назвал бы себя поэтом. Стихи просто откуда-то приходят, и я не могу этого изменить. Остается только продолжать писать для себя. По совету руководителя Челябинского отделения Союза писателей Олега Павлова я отправил на конкурс подборки своих стихов о жизни в Казахстане, и их выбрали для публикации.

Я радуюсь, когда стихи пишутся быстро. Я считаю, одну эмоцию, одну идею можно выразить только за короткий промежуток времени. То, что приходит к тебе именно в данный момент, — это наиболее ценное в поэзии.

По-моему, стихотворение, созданное без любви, — ложь. То, о чем ты пишешь, нужно любить. Как бы здорово, как бы классно ни завивались слова, без этого они не станут настоящими стихами. И у читателя от стихов не должны опускаться руки. Наоборот, стихи помогают расправить плечи и идти вперед.

2g1psoai.jpg

Римма Аглиуллина:
- Знаете, когда-то мои стихи опубликовали в Озерском сборнике (родом я оттуда). В конце были биографические справки, и в мою случайно попал кусок чужой. Получилось: «Римма Аглиуллина родилась в 1991 году. Пишет стихи с 1986 года». Это очень забавно отражает реальность: я пишу стихи всю жизнь, буквально — всю. Когда я еще только-только начинала говорить, мама слышала, как я складываю какие-то песенки. И мои первые самостоятельно записанные строчки – что-то вроде стихов.

Стихотворение всегда требует работы над собой. Ты получаешь его, как гранитную глыбу. Где-то внутри нее прячется стихотворение, и нужно его оттуда высвободить. Нужно убрать все чужое, избавиться от путаницы. Иногда даже бывает, что образ, который нравился тебе больше всего в тексте, оказывается в нем лишним. И приходится наступать себе на горло и его убирать, потому что он рушит текст.

j6trj0y9.jpg

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other