Меню

Эффект импортозамещения, или Моногород Нязепетровск выходит из кризиса

25.02.2016 11:36
Градообразующее предприятие получило большой контракт на поставку оборудования к строительству стадиона в Калининграде в рамках чемпионата мира по футболу. Сейчас эксперты единогласно говорят: этот контракт позволит предприятию развиваться и нормально функционировать, а Нязепетровску - пройти кризисный период с наименьшими потерями. Однако еще несколько месяцев назад, после того как завод остался без заказов, эксперты были так же единодушны в другом: если предприятие умрет, то и весь моногород долго не протянет. За Нязепетровск тогда вступился депутат Государственной Думы от Челябинской области Владимир Бурматов. С его помощью моногород сначала получил контракты на поставку кранового оборудования на пять стадионов на условиях аренды, а буквально на днях на калининградскую «футбольную стройку» были закуплены нязепетровские краны более чем на 100 млн рублей.
Эффект импортозамещения, или Моногород Нязепетровск выходит из кризиса


О том, как реально работает импортозамещение в России, как спасать моногорода в кризис, и о том, могут ли российские товары конкурировать с китайскими, мы поговорили с депутатом Государственной Думы РФ Владимиром Бурматовым.

- Нязепетровск победил? Справедливость восторжествовала? Можно ли сказать, что в эпопее со спасением челябинского моногорода, которая длится почти год, сегодня поставлена точка?

- Я бы сказал, что город получил шанс на будущее. Это, наверное, можно назвать победой. Мы действительно добивались того, чтобы политика импортозамещения, которая была провозглашена, начала реально работать. И сейчас этот контракт станет хорошим подспорьем для Нязепетровска и позволит дальше развивать эту территорию. Мы действительно добивались этого почти год, однако я не стал бы называть это точкой в истории с импортозамещением. Скорее, наоборот, эта ситуация только открывает новые возможности для Нязепетровска.

- Напомните суть этой истории.

- История началась в феврале 2015 года, когда крановый завод из Нязепетровска выиграл тендер, объявленный группой компаний «Крокус» на поставку 12 башенных кранов для строительства стадиона к чемпионату мира по футболу в Ростове-на-Дону. Цена контракта составила более 220 млн рублей, причем завод взял крупный кредит на закупку импортных комплектующих. Дата поставки первого крана была намечена на 27 апреля прошлого года, но предприятие так и не дождалось обещанной до этой даты заказчиком предоплаты. Более того, заказчик в обход конкурса и заключенного договора разорвал контракт и приобрел башенные краны китайского производства, а челябинские краны просто не пустили на стройку. Все это казалось полным безобразием и, возможно, коррупцией, в результате которой предприятие оказалось в шаге от банкротства, а вмести с ним и целый город.

- По этому вопросу вы встречались с целым рядом высокопоставленных чиновников, это повлияло на то, что проблема была решена в пользу челябинского предприятия?

- Действительно, к решению проблемы я подключил и полпреда в УрФО Игоря Холманских, и руководителей федеральных министерств. Мы провели ряд встреч на высшем уровне – в Министерстве спорта и в Минпроме - с главой ведомства Денисом Мантуровым. При Минпромторге была создана специальная межведомственная рабочая группа по этой проблеме. Мы обратились к зампреду правительства РФ Аркадию Дворковичу, предложив ему три конкретные инициативы по стимулированию спроса на отечественную продукцию. Основная цель – обязать организаторов тендеров при прочих равных отдавать предпочтение российскому производителю. С профильными ведомствами, например ФАС, этот вопрос уже согласован, осталось дождаться решения правительства. Проблему Нязепетровска я поднимал и на встрече с еще одним вице-премьером - Дмитрием Рогозиным.

Полагаю, что на ситуацию повлияло и это, и тот шум, который нам удалось поднять в прессе. То, как «импортозаместили» челябинские краны китайскими, обсуждали все СМИ, в том числе федеральные. Нам удалось наглядно показать, что слова расходятся с делами и что поручения руководителей государства реализуются методами, смахивающими на профанацию. А самое главное - мы продемонстрировали: за наши моногорода и градообразующие предприятия мы будем бороться и спустить на тормозах это дело не дадим. Важным было и то, что проблемой Нязепетровска занимались на всех уровнях. В регионе большую поддержку городу оказал губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Я взял на себя сопровождение этого вопроса на уровне министерств и Правительства РФ. Объединив усилия, нам удалось сдвинуть дело с мертвой точки.

- Что в итоге получил завод?

- Завод получил контракт на поставку кранов на строительство стадиона в Калининграде на сумму более 100 млн рублей. Кроме того, еще в пяти регионах страны стоит техника этого завода. Это все – результат такой работы.

- Получается, импортозамещение работает?

- Работает, если проблемой заниматься в ручном режиме. Системно пока мы видим, что есть с этим очень большие проблемы, которые надо решать. В Челябинской области Нязепетровск не является единственным моногородом, а в России таких городов десятки, и все испытывают схожие проблемы. Я считаю, что сегодняшняя экономическая ситуация могла бы стать для них точкой роста за счет повышения спроса на отечественную продукцию и уменьшения нашей зависимости от импорта. Это уникальная возможность, которую нам преподносит сложившаяся конъюнктура.

Однако на деле мы наблюдаем, что моногорода находятся в плачевном состоянии, а те, кто отвечает за крупные государственные стройки, часто подыгрывают зарубежным, а не отечественным производителям. К примеру, строительство ряда объектов государственного значения — объектов саммита АТЭС, космодрома «Восточный», «Лахта-центра», футбольных стадионов к чемпионату мира 2018 года — осуществлялось с использованием импортного строительного оборудования, хотя в России существует ряд производственных предприятий, выпускающих более конкурентоспособную продукцию.

- Можно ли как-то застраховать моногорода от подобных шоков, ведь они их испытывают во время любого кризиса?

- С одной стороны, вы правы: кризис сказывается на моногородах быстрее и тяжелее всего за счет узко специализированного производства. Они находятся в зависимости и от поставщиков, и от покупателей, и от предприятий-партнеров. Единственная панацея здесь – перестать быть моногородом, то есть начать активно развивать дополнительные сферы экономики, открывать новые производства и предприятия сферы услуг, не связанные с основным направлением деятельности.

Скажем, осваивать сферу сельского хозяйства в дополнение к машиностроению. Однако не всегда это подходит городу или не всегда это можно сделать быстро, поэтому есть второй способ – это сознательно стимулировать развитие таких территорий, «накачивать» их заказами и контрактами, продвигать интересы таких городов на федеральном уровне. Именно по этому пути мы пошли с Нязепетровском. Я считаю, что он более органичен для города, сформированного вокруг одного производства, а в конечном итоге может быть и более перспективным.

- Вы сказали, что импортозамещение в России функционирует только в ручном режиме и в тех случаях, когда наше предприятие кто-то лоббирует и продвигает. При этом во многих странах политика протекционизма является основой экономики и работает системно. Как добиться этого в России?

- На мой взгляд, нужно поменьше об этом говорить и побольше делать. Это первое. А во-вторых, нужно бороться с коррупцией в этой сфере, потому что разговоров про импортозамещение мы слышим сколько угодно, а в реальности челябинское предприятие, выиграв конкурс и начав по договору поставку техники, видит, что кто-то, скорее всего небескорыстно, возможно, за взятку, уже отдал контракт китайским производителям, как это было в Ростове.

Кстати, за это до сих пор никто не наказан. И, несмотря на то, что нам удалось выбить для Нязепетровска большой калининградский контракт и еще контракты в пяти регионах страны, в Ростове, с которого и началась вся эта история, по-прежнему стоит китайская техника, и никто не понес за это ответственности. Я считаю, что нам тоже необходим протекционизм в отношении отечественной продукции, особенно если она превосходит по качеству зарубежные аналоги и выигрывает в цене. Я же мог бы сейчас перечислить вам ряд челябинских предприятий, которые на мировом рынке имеют долю выше, чем на внутрироссийском. Это, с одной стороны, свидетельство их абсолютной конкурентоспособности, а с другой - иллюстрация того, что здесь, внутри страны, они часто просто никому не нужны, ими никто не занимается.

В итоге одни нам говорят: «Надо развивать импортозамещение», а другие: «Надо решать проблемы моногородов», хотя, на мой взгляд, это жестко связанные между собой задачи. Первая составляющая для эффективного импортозамещения во многих отраслях у нас уже есть – это современные российские производители, готовые поставлять качественную продукцию. Теперь надо разобраться со второй – обеспечить рынок сбыта. Параллельно с этим необходимо вести серьезную работу по улучшению имиджа отечественных производителей. Это касается всех производителей, которых незаслуженно обошли вниманием. Если бы о преимуществах нязепетровских кранов постоянно говорилось в федеральной прессе, то никто бы не посмел поступить нечестно с челябинским предприятием.

КОММЕНТАРИИ

Валерий СЕЛИВАНОВ, глава Нязепетровского муниципального района:

- Благополучие нашего города в значительной степени зависит от благополучия завода. Если бы не был заключен контракт на поставку кранов для Калининграда, то город бы лишился налоговых отчислений, а это 25% нашего бюджета, люди бы потеряли рабочие места. Мы до сих пор помним 2008 - 2009 годы, когда из-за остановки завода произошло массовое сокращение работающих, уровень безработицы вырос до 20%, потому что другой работы в городе не было. В то время Нязепетровск был признан одной из самых депрессивных территорий России, и повторения этого мы, конечно, не хотим.

Рафаэль САЛИХОВ, генеральный директор компаний ООО «Крановые технологии», ЗАО «Кранмаш»:

- Мы заключили мировое соглашение с компанией «Крокус», в рамках которого договорились о поставке четырех кранов на сумму более 100 млн рублей. Как оказалось, у представителей «Крокуса» было недопонимание на уровне технических служб, что мы можем поставлять краны грузоподъемностью более десяти тонн, именно такие краны требуются на стройках в Ростове и Калининграде. Согласно новому контракту мы поставим в Калининград четыре крана грузоподъемностью 12 тонн.

На диалог с компанией нам в первую очередь помог выйти депутат Госдумы Владимир Бурматов. Благодаря ему нам удалось встретиться с директором по развитию ЗАО «Крокус Интернэшнл» Николаем Мишиным и довести информацию до руководства компании. На данный момент не все аспекты импортозамещения учтены, не полностью охватывают весь спектр машиностроения, имеются недоработки. И депутат в данном случае помогает эти недоработки выявить и повлиять на их устранение. На данный момент мы загрузили работой весь завод, а это порядка 800 сотрудников. Кроме того, новые договоренности – это серьезная помощь в создании новых моделей техники для атомной промышленности, которые будут направлены на строительство АЭС. Также мы запланировали активно сотрудничать с компанией «Крокус» в дальнейшем, в частности, по совместной презентации на Международной специализированной выставке СТТ-2016».

 

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other