Меню

Олег Аккуратов: Экзамен по юмору сдал в Челябинске

13.04.2016 10:05 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Во всем замечательной компании, приехавшей на Первый фестиваль музыкального юмора вместе с Бутманом, есть один человек поистине уникальный, о котором хочется поговорить особо. Олег Аккуратов – блестящий пианист-виртуоз. Если у Бутмана было буквально видно, как накаляется от его игры и темперамента саксофон, у Аккуратова только что не дымились клавиши рояля. А ведь музыкант от рождения слепой. Над его шутками хохотал зал, а ведь у парня совсем не шоколадная жизнь.
Олег Аккуратов:  Экзамен по юмору сдал в Челябинске
Фото Юрия ЕРМОЛИНА

Концерт Чайковского по слуху

Родители бросили ребенка-инвалида по попечение бабушки с дедушкой. В четыре года мальчишка уже проявлял свои феноменальные способности и подбирал мелодии по слуху. Благодаря чужим, но неравнодушным людям, у него появилась возможность учиться по особой системе в особой школе, шанс он использовал на все 100 процентов и поступил в Московскую консерваторию. Сейчас Олег – концертирующий пианист, выступает как с классическими программами, так и в джазовых концертах, поет на разных языках и подражает разным певцам, а еще успевает учиться в аспирантуре.

- Я всю жизнь был слухачом, и начал подбирать по слуху. Даже первый концерт Чайковского подобрал, ну, конечно, не со всей фактурой, как у автора, но тем не менее.

Потом, позднее стал заниматься по системе Брайля – это особый шрифт. Ноты обозначаются выпуклыми точками, расположенными в определенных местах квадрата. Сначала разбираешь партию для правой руки, потом для левой. Одновременно, как читают обычные музыканты, не получится. Это достаточно длительный процесс, но зато я сразу начал учиться с опережением программы.

24 часа для музыки

Как и все талантливые музыканты, Олег имеет свою копилку наград, и в ней уже немало призов, в том числе Гран-при Российского конкурса молодых исполнителей джазовой музыки «Рояль в джазе», победа на международном конкурса пианистов имени Веры Лотар-Шевченко. Был участником концерта с выдающейся оперной певицей Монсерат Кабалье, выступал вместе с Эвелин Гленни. А недавно Олега впервые пригласили поработать в качестве эксперта в жюри на фестивале в Голландии.

- Сколько часов в день вы занимаетесь музыкой?

- Вообще, чтобы добиться хорошего результата, нужно заниматься ежедневною. Если хотя бы один день пропустил – все, техника теряется. Чтобы добиться хорошего результата, заниматься нужно 24 часа в сутки с перерывами на сон, завтрак, обед и ужин. Причем это касается, как классики, так и джаза.

- Вы можете на слух определить марку инструмента? И какой инструмент вы предпочитаете?

- Конечно. Стейнвей отличается от Блютнера, а Блютнер от Ямахи. У них разные краски, если можно так сказать. Я люблю Стейнвей. Это очень певучий рояль, он буквально поет, и на нем можно прекрасно интонировать.

- Какой рояль по звучанию больше подходит для джаза?

- А вот это неважно. Но желательно, чтобы инструмент был хорошим.

- Почему предпочли джаз классике?

- Я бы так не сказал. Классика – это моя первая любовь. Потом, я увлекался джазом, и в школе меня даже ругали, что я больше внимания уделяю джазу. Поступил на эстрадно-джазовое отделение Московского университета культуры и искусства. Но в принципе классику я тоже очень люблю.

u91f8vho.jpgHot джаз на хинди

С Игорем Бутманом Олег познакомился на одном из концертов, с тех пор регулярно выступает с Московским джазовым оркестром, в том числе и в Челябинске.

- Олег – уникальный музыкант, он сейчас вам споет как Ив Монтан и Луи Армстронг: и на французском, и на английском, - предваряет выступление молодого коллеги Игорь Михайлович.

- И еще на челябинском, - добавляет пианист. В зале народ хихикает.

- Зря смеетесь, - осуждает и осаждает ( в шутку, конечно) Бутман. – В прошлом году мы выступали в Индии. Так Олег им спел на хинди. Зрители сначала обалдели, а потом лежали, а потом плакали. В общем, они очень полюбили Олега, а вместе с ним и нас.

Шутка руководителя припомнилась как раз на интервью.

- Это правда?

- Да, я спел на хинди. С детства помню и люблю индийские фильмы: «Танцор диско», «Месть и закон», «Танцуй, танцуй», индийская музыка всегда была на слуху. Я выучил и спел песню Раджа Капура из его фильма «Бродяга», хотя это оказалось посложнее, у них совсем другая система: в европейской 12 полутонов, а там 22.

- Похоже вы предпочитаете hot джаз?

- Мне он больше интересен. В традиционном джазе есть красота мелодики и гармонии, богатая оркестровка, интересные аранжировки, вообще, это в принципе красивая музыка. Я играю современный джаз, но без фанатизма. Он более однообразен. Мне кажется, если его долго слушать, можно просто сойти с ума, особенно когда он переходит во free-jazz, где уже не наблюдается ни ритма, ни мелодии.

- И еще один вопрос. Тот же Бутман на концерте пошутил про учебу в институте юмора. Думаете, вы сдадите экзамен?

- Сегодня приезжали ребята-телевизионщики на интервью, что-то спрашивали, я рассказал, что в 1968 году знаменитый Майлз Дэвис один раз приезжал в Челябинск с концертом (прим.интервью проходило как раз 1 апреля). И они поверили! Так что, экзамен я уже сдал.

Олег Аккуратов - уникальный слепой пианист. Он выиграл огромное количество конкурсов, он аккомпанировал выдающейся оперной певице Монтсеррат Кабалье, у него абсолютный слух и музыкальная память.

Родился в посёлке Моревка, вблизи от города Ейск Краснодарского края. Его воспитывали бабушка с дедушкой. В два года Олег проявил свои музыкальные способности. В четыре года состоялось его первое прослушивание педагогами Армавирской специализированной музыкальной школы для слепых и слабовидящих детей. В шесть лет он был принят в музыкальную школу и переехал в интернат. В школе Олега научили читать ноты по Системе Брайля. Учился в Московском музыкальном колледже эстрадного и джазового искусства, на эстрадно-джазовом Московского университета культуры и искусства.

Людмила Гурченко посвятила Олегу свою дебютную режиссерскую работу — снятый в 2009 году фильм «Пёстрые сумерки». Также при её содействии Олег был отправлен для продолжения обучения в Америку в школу для музыкально одарённых слепых людей.