Меню

В космосе хочется тишины. Известный космонавт Олег Артемьев ответил на вопросы челябинцев

22.04.2016 12:58 - автор Сергей ТАРАН
Прошло 55 лет, когда предчувствие космоса триумфально превратилось в победу человеческого гения. Воспринимали первые полеты космонавтов с восторгом, ни с чем не сравнимым. Спустя полвека появилась у обывателя привычка к сотням запусков ракет и выходам в открытый космос. Здесь, дескать, работают. Только это мрак не шахты, а мрак черного звездного неба.
В космосе хочется тишины. Известный  космонавт Олег Артемьев ответил на вопросы челябинцев
Фото автора

На самом деле никуда не делся подвиг космонавтов, уходящих в недружелюбный мир. И никуда не делось наше восхищение теми, кто берется за такую работу. Космос требует самого лучшего, что есть на Земле. В том числе и людей.

Герой России
Апрель - «космический» месяц. Поэтому логично, что к нам в Челябинск приехал известный российский космонавт Олег Артемьев. Его первый и пока единственный полет начался 26 марта 2014 года. Олег Германович отправился в полет в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-12М» 39-й и 40-й основных экспедиций МКС вместе с Александром Скворцовым и Стивеном Свонсоном. 28 марта корабль успешно состыковался с МКС. Полет продлился почти 170 суток. Олег Артемьев совершил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 12 с половиной часов. За мужество и героизм в длительном полете получил звание Героя России и Знак Гагарина из рук президента. Артемьев участвовал в программе «Марс-500». И куда заведет его судьба, можно только догадываться. А сейчас космонавт готовится к своему очередному полету, который должен состояться в марте 2018 года.

Сегодня Олег Артемьев стал одним из самых популярных российских блогеров. На протяжении всей космической экспедиции он выкладывал в соцсети фотографии и рассказы о том, как проходит жизнь на МКС во всей полноте ощущений.

В Челябинске Олег Артемьев встретился со школьниками, журналистами и инженерами компании «МКС». Кстати, это название энергетической компании, которая была основана 11 лет назад в День космонавтики. Там Артемьев провел небольшую пресс-конференцию. Затем поднялся на крышу высотного здания «Челябинск-Сити». Космонавта буквально засыпали вопросами. Разумеется, чисто техническая сторона полетов и посадок интересовали многих. Но ведь как живут космонавты на станции, с чем они сталкиваются? Каждый участник встречи пытался уловить любопытные детали.
«Вечерка» предлагает читателям некоторые вопросы и то, что на них ответил космонавт. Это очень интересно.

Ох уж эти американцы

- Как находят наши космонавты общий язык с другими членами международного экипажа?

- Официальный язык на станции – английский. Но у нас получается такой микс языков из английского, немецкого, русского. Так называемый рунглиш. То есть мы можем сказать «велком к столу». Кстати, мое любимое блюдо в космосе, как и у всех космонавтов, это творог с орехами. Кто-то любит морепродукты: креветки, мидии. У американцев такая еда есть, а у нас нет. Поэтому мы меняемся на творог.

- Один американский космонавт как-то написал, что русские на станции пренебрегают американскими инструкциями и все время болтают. Это правда?

- Русские болтают? На самом деле все наоборот. У нас так повелось, чтобы как можно меньше общаться с ЦУПом. Иногда целыми неделями не выходим на связь. Есть только два момента, когда по плану проходят конференции. С утра выходим на связь, чтобы доложить параметры станции, обсуждаем то, что было за ночь. Когда готовишься к работе, всегда возникают вопросы. Где что найти, как и так далее? Есть важные эксперименты, когда куратор сидит на Земле и говорит по пунктам, что надо сделать. Но американцы! У них непрерывный поток информации. Мы привыкли, что связь была, когда мы пролетали над нашей территорией еще со времен «Мира». Многие это помнят. У меня были наставники Скворцов и Тюрин. Они учили, чтобы как можно меньше занимать линию связи. Тем более что связь может совсем пропасть. И придется самостоятельно принимать решения. А у американцев получается так: они по любому поводу напрягают ЦУП. Поток идет непрерывно. Это не очень легко переносить. Потому что когда связь идет, все разносится по всей станции. Если ты очень устал и хочешь пару минут вздремнуть, то приходится надевать наушники с активным подавлением звуков.
«Не соблюдаем инструкции»? Странно. Инструкции - это то, что надо делать. Они написаны кровью и потом. Однако бывают неординарные ситуации. Дверца у шкафчика сломалась. А инструкции по починке нет. И американцы не могут ничего делать, пока не пришлют. Получается так: дверца отлетела, ловишь ее, начинаешь ставить на место. И тут коллеги: «Что ты делаешь, подожди, подожди. Надо связаться с ЦУПом». И пока они связываются, ты дверцу уже назад приделал. «Я хотел доложить… - удивлен коллега и говрит ЦУПу: - Ладно... Уже не надо». «Хьюстон, у нас проблема» стало расхожей шуткой.

Скафандры надо просушить

- Можно ли в космосе без скафандра прожить полторы минуты?

- На самом деле был жестокий опыт, когда собаку опускали в вакуум во времена проектов Королева. Собака жила минут пять. У нас есть такой ролик, на котором показано, что делается с людьми, когда происходит мгновенная разгерметизация. Сделан он на научной основе. Видно, что человека моментально раздувает. А потом он сжимается, окукливается. Внутреннее давление человека используют в скафандре будущего. Он эластичный и полностью облегает тело, как трико. Нужен только кислород. Над этим работают.

- «Белое солнце пустыни» - обязательный просмотр фильма перед полетом?

- Это одна из примет. Независимо от того, сколько ты раз летал, смотреть надо. Фильм переведен на 15 языков. Китайский, киргизский, азербайджанский. Можешь выучить любой.

- Во время посадки вам подали арбуз. Обязательно арбуз?

- Кто что заказывал. Кому яблоко, кому травы постелить. Я заказывал шашлык, кумыс и арбуз. Шашлык врачи не пропустили. Кумыса пять литров отдали командиру вертолета. Арбуз дали подержать. Но в Звездном городке уже угостили арбузом.
На самом деле на станции примет много. Они все перешли из авиации. Перед выходом в космос кто-то молитву читает, кто-то проверяет скафандр. Нельзя говорить «последний» а только «крайний». Много примет и перед стартом. Нельзя фотографироваться перед ракетой. Только дублеры приезжают. Как все, стучим по дереву. Перед стартом в туалет надо сходить - необходимость. Скафандр надевают за три часа до старта. А потом еще лететь пять часов.

- А что в чемоданчике, который несет каждый член экипажа?

- Это вентиляция. Скафандр – это резиновый мешок. В нем жарко. А так только трубочки возле головы, в пятках, боках. Все самые теплые напряженные места обдуваются. Если чемоданчик поломается, больше пяти минут не выдержишь.

- Некогда запускались «Протоны». Солдат охранения гвоздем нацарапал на ракете «Таня». Со следующим «Протоном» авария. «Таня» не написали. И с тех пор и пошло. Это правда или так, байка?

- Только не гвоздем. Заправленная ракета изморозью покрывается. По ней и пишут, как пальцем по заиндевелому окну в троллейбусе.

Смех в серьезном деле

- Шутят ли космонавты?

- Без чувства юмора нельзя. Уж слишком серьезное дело — космос. На борту среда конфликтная. Социальная изолированность, монотонность как бы предполагают разные трения. Вроде бы с утра хорошее настроение. Но вот один тебя толкнул, другой. Кто-то еще чего-нибудь недосказал. Но юмор спасает, смазывает все шероховатости отношений.

На самом деле на станции очень шумно. Вентиляция работает. Это сложная аппаратура со множеством автоматически переключающихся клапанов. Кстати, работа по уменьшению шума идет постоянно. Но врачи обязательно говорят: «Надевай беруши. Посмотри, какие космонавты возвращаются тугоухие, еле-еле комиссию проходят». Вот мы прилетели на станцию, столы накрыли, скафандры просушили. День большой получился. Мне показали каюту, где можно отдохнуть. Я надел беруши и сразу уснул. Проснулся, выплываю к экипажу. Смотрю, все загадочно на тебя поглядывают. Я жил в американском сегменте. Там был японец и два американца. Они говорят: «Молодец!» Я сразу же насторожился и полетел в русский сегмент. А мои товарищи не отвечают на мое «Доброе утро». Что такое? На утренней конференции сказали, что было два ложных срабатывания пожарной сигнализации. Отрубалась вся аппаратура. И все полночи не спали, бегали, устраняли неполадки. Получилось, что я не включился в общую работу. После этого я ни разу беруши не надевал. Есть еще наушники активного подавления. Они все шумы устраняют, но пропускают сигнализацию.

Каждый космонавт привозит свою музыку. Пристрастия бывают оригинальными. А хочется тишины.
На станции очень много фильмов, аудиокниг. Думал, буду слушать, смотреть. Но времени катастрофически мало. Хотя за новостями следил. У американцев онлайн идет бейсбол. И ведь хватает у них терпения смотреть эту игру.

Как стать космонавтом?

- Расскажите, какие знания вам пригодились.

- Закончил Таллиннский техникум по специальности «КИП промавтоматики». Там мощная практика была. Если сварочное дело, так пока третий разряд не получишь, будешь учить. То же - токарная практика и так далее. Техникум был показательным. Очень хорошее ремесленное и чертежное образование мне потом очень пригодилось в Бауманке. До третьего курса всем помогал рисовать. А на литейном производстве самостоятельно делал пресс-формы. Потом увлекся космонавтикой. Пришел в тот отдел, где работали по проекту «Энергия». Там большой конкурс. Спросили: «А что ты умеешь?» Получилось, что начальнику отдела нужно было сделать скважину. У него были трубы, но не было муфт. Я их взялся выточить на станках и потом приварить к трубам. Так я поступил на работу, связанную с космосом.

- Как можно стать космонавтом?

- Начать вот с чего - закончить школу, но в паритете между учебой и спортом, чтобы пройти медкомиссию. А потом получить высшее образование, лучше техническое. Военное училище не обязательно. Сердюков ликвидировал военную составляющую. Потом придется поработать примерно до 35 лет. Есть люди, которые готовились к полету 18 лет. На самом деле очень много рисков, которые могут перечеркнуть возможность к полету. И этими рисками довольно сложно управлять, особенно заложенными на генном уровне. Но не только медицина решает судьбу. Например, учеба, которая идет постоянно. Кто-то не успевает сдать экзамены. В отряде космонавтов перешли на новую систему оценок. Раньше была пятибалльная. Можно было получить три с плюсом или четыре с минусом. А сейчас у нас пятьсотбалльная система. Человек получил два раза 92 балла, и его списывают. В течение трех лет надо сдать 150 экзаменов и зачетов. Срок годности оценок — три года. Сегодня дипломов космонавтов выдано 220, а слетало только 120 человек.

- Какова у вас была цель экспедиции?

- Ряд экспериментов проводится автоматически. Надо только следить за аппаратурой. Есть эксперименты и тесты, которые делаешь своими руками. Один из них очень простенький, но потянул на открытие. Маленькая коробочка с двумя пробниками. Вышел в открытый космос, сделал мазки на иллюминаторе и отправил на Землю с ближайшим грузовиком. Ученые посмотрели — и обнаружили живые микроорганизмы с Баренцева моря и Мадагаскара. Проверили всех рабочих, инструкторов, которые готовили ракету. Никто не был на Мадагаскаре или в Барецевом море. Сейчас этот эксперимент продолжается. Обнаруживаются новые элементы жизни. Получается, что биосфера поднялась гораздо выше, чем можно было предполагать, с 70 километров до 400. А где она заканчивается - непонятно. Ученые, склонные рассматривать появление жизни на Земле из-за панспермии, уже потирают руки. Аргумент, похоже, в их пользу. Но не исключено, что именно Земля распространяет жизнь.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other