Меню

Органисты всех стран, объединяйтесь в Челябинске!

06.05.2016 14:48 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
«Все познается в сравнении», - гласит старая мудрость.  К сожалению, в последнее время культурное пространство нашего города сужается все более –  канули в Лету некогда успешные фестивальные проекты, другие перешли на формат биеннале, гастроли становятся все скромнее, а значит и поводов для сравнения все меньше. Впрочем, некоторых  это вполне устраивает, но не челябинскую филармонию.
Органисты всех стран, объединяйтесь в Челябинске!
Фото Надежды ПЕЛЫМСКОЙ

14 друзей «Ойле»

Филармония, пожалуй, единственная, кто не жалуется от отсутствия денег и не только не сворачивает старые проекты, но и разворачивает новые. Только за последние пару месяцев здесь прошли три грандиозных мероприятия – фестиваль Мацуева, джазовый форум Бутмана и международный фестиваль «Орган без границ».
Если первые два вызвали большой резонанс в городе и даже за его пределами, то последний оказался в тени и незаслуженно. Причина вполне банальна - отсутствие созвучных Мацуеву и Бутману имен, которые ласкают слух провинциальной журналистской братии и публики.

Тем не менее, органный форум вполне можно отнести к разряду масштабных, нетривиальных и даже знаковых мероприятий – как ни крути, но это первый фестиваль (чего скрывать - даже в масштабах страны), целенаправленно объединивший музыкантов всех бывших советских республик.

Удивительно, но факт: сия креативная идея родилась в глубинке, в один прекрасный день заявившись в светлую голову директора челябинской филармонии Алексея Пелымского. Надобно отметить, что случилось это весьма вовремя: как раз 25-лет назад Советская империя прекратила свое существование и на свет появилось Содружество Независимых Государств (официальные торжества будут отмечаться в декабре). Так что политическое обоснование получилось настолько весомым, что на него обратили внимание даже в златоглавой – минкульт РФ поддержал местную инициативу не только морально, но и материально, выделив грант на проведение фестиваля.

И работа закипела. Отыскать органистов пусть ближнего, но все же зарубежья, в условиях утраченных связей и общностей, оказалось делом непростым. Но филармоническая команда Пелымского проявила решительность, настойчивость и оправдала заявку на министерские деньги – на фестиваль съехались представители из 14 бывших республик.
- Не приехала только Туркмения, по одной причине – там нет ни одного органного зала, хочется надеяться, что в ближайшем будущем он там появится, - заявила на открытии форума директор челябинского органного зала Ирина Андреева.

Братья по крови

Все гости, не сговариваясь, отмечали необходимость подобного фестиваля.
- Братский, культурный, музыкальный союз – и это замечательно, - восхищался гость из Казахстана Габит Несипбаев. – Трудно представить, что такое мероприятие происходит в наше непростое время. Когда Ирина Андреева мне позвонила, я был готов отложить, бросить все, чтобы только приехать сюда.

- Я тоже с большим удовольствием приняла приглашение, - поддерживает коллегу органистка из Молдавии Анна Стрезева. – Ведь я выступала еще в вашем старом зале, на Алом поле. И я рада, что время не ухудшило, а улучшило ситуацию, я буду очень стараться, чтобы концерт прошел замечательно.

- Я первый раз в Челябинске, до этого момента не участвовала в подобных мероприятиях, их просто не случалось, - поясняет свою мысль Мунира Аминова из Узбекистана. – Это просто героический поступок – провести такую огромную работу, я считаю, что это мероприятие значимо не только для российской культуры, но и для наших стран – ведь мы все имеем одну корневую систему. Печально, что нам потребовалось 25 лет, разделение, чтобы это понять и опять объединиться.

На шесть дней челябинская «Родина» стала приютом для музыкантов теперь, увы, разных стран. Шесть дней под сводами звучала органная музыка: Бах, Бухстехуде, Бём, Вьерн, Лист, Мендельсон и снова Бах.
За один вечер в концерте выступали по два, три музыканта – иначе фестиваль грозил растянуться на целых две недели. Несмотря на столь массированную атаку и несколько специфический посыл, челябинская публика выдержала испытание с честью: любители получили дополнительную возможность послушать орган и познакомиться с новыми именами, а профессионалы – сравнить уровень, исполнительскую манеру музыкантов. При всех разницах в творческом почерке и политической ориентации государств, музыканты оказались «братьями по крови», поскольку исповедуют традиции русской исполнительской школы.

DSC5607-копия-2.jpg

Традиции и новшества

В качестве презента все участники проекта получили уникальную энциклопедию, которая содержит сведения обо всех органах страны – на всю Россию их оказалось более 120. Кстати, инициатором издания стала опять-таки челябинская филармония.

- Так получилось, что энциклопедия была издана в 2012-м году, а через два года наш орган переехал в новое здание, и мы предложили переиздать, - уточнила Ирина Андреева.

Презентация энциклопедии, а также конференция на тему развития органного исполнительства в регионах усилили просветительскую миссию фестиваля. Причем просвещались не только слушателей, но и участники – для некоторых это была редкая возможность узнать, как живут и чем дышат их коллеги из ближнего зарубежья. К примеру, выяснилось, что в Казахстане весьма успешно развивается это музыкальное направление, имеется в наличие сразу девять действующих инструментов.

Неплохо обстоят дела в Белоруссии – там изначально было множество церквей с органами, правда, они заметно пострадали во время войны, но сейчас успешно восстанавливаются.

- Много концертов сейчас проходит непосредственно в костелах, тем более, что это искусство сейчас востребовано, - рассказывает Игорь Оловников. - В 2000-м году в консерватории появился органный класс, но без инструмента учиться невозможно, а денег на покупку не было, пришлось купить электронный орган. Он обладает уникальной картой памяти – можно выбрать конкретный орган во французском или немецком соборе, он не только воспроизводит его звучание, но и расположение регистров, которое может быть разным в разных церквях, и вызывает определенные трудности у исполнителей. Это хорошая практика для студентов.

Самыми давними традициями гордятся в Прибалтике, в первую очередь в Латвии. Домский собор владеет одним из лучших органов мира.

- Мы его сохраняем в первоначальном состоянии, - подтверждает Вита Калнциема. – В соборе проходят концерты: зимой один раз в неделю, летом – три. В последнее время мы регулярно делаем концерты-пикколо для туристов – на 20 минут, потому что очень много желающих услышать знаменитый инструмент.

энциклопедия.jpg

Авторитет во спасение

А вот орган в Киргизии – явление поистине уникальное. Инструмент, как и большинство прочих, достался в наследство от советской эпохи.

– Тогда по всему Союзу в филармониях устанавливали инструменты чешской фирмы «Ригер-Клосс», в Бишкеке орган с 1986 года, - рассказывает Виктория Васильева.

Виктория сравнительно недавно переквалифицировалась - изначально она была пианисткой.
- Так получилось: я работала с Камерным оркестром, и возникла мысль, сыграть с органом, тем более, что он стоит в филармонии. И я поехала заново учиться в Киевскую академию, хотя у меня уже был взрослый сын, и я сама преподавала. Начинала с самых азов, - улыбается органистка.

– Наверное, вам было проще..
- Ничуть, напротив - надо было забыть все, что умеешь. При всем внешнем сходстве, это два совершенно разных инструмента, навыки, подход должен быть совершенно иной.

Для Виктории поездка на фестиваль стала первыми гастролями в новом для нее амплуа, она призналась, что участие в международном форуме имеет просто огромное значение, и очень волновалась.
- Для меня это уникальный опыт, который мне придаст сил и уверенности заявить о наших проблемах. Надеюсь, что ко мне, наконец-то прислушаются.

Уже несколько лет орган в бишкекской филармонии находится в плачевном состоянии – с распадом Союза он был на какое-то время заброшен, поскольку прежний исполнитель уехал в Германию, и орган простоял закрытым лет восемь.

- Но даже не это главное. Инструмент остался без мастера, а ему необходимы чистка и ремонт. Конечно, мы приглашаем мастера из соседнего Казахстана, но это дорого, к тому же не решает проблемы, а своего мастера у нас нет, впрочем, как и органной школы. Так что у меня большие надежды, что после поездки на ваш фестиваль, дело сдвинется с мертвой точки.

DSC_3612.jpg

В контексте истории

Челябинская ситуация в контексте общей истории выглядит счастливой, даже на вполне благополучном прибалтийском фоне . Многие гости отмечали красоту звучания и строения. Впечатлялись рассказом Ирины Андреевой о переезде и удивлялись разнообразию программ, которые действуют в филармонии.
- За год мы провели пять фестивалей: «Джаз на большом органе», «Дни Баха на Южном Урале», «Фрау орган», «Хоровые ассамблеи» и вот нынешний, - перечисляет Ирина Александровна.

Рассказала, как филармония работает со зрителями – воспитывает свою публику, причем воспитание начинает еще с мамочек, приглашая их на специальные программы для беременных. Потом берется за грудничков и «растет» вместе с ними на лучших образцах популярной классической музыки.

В результате такой весьма продуманной политики нет отбою от зрителя: в прошлом году провели 304 концерта и перевыполнили план на 26 процентов.

- Это здорово, что город имеет возможность соприкасаться с таким огромным пластом культуры, как органная музыка. Когда началась эпопея с вашим органом, в стране прошла волна поддержки, о вас узнала буквально вся страна – писались письма, все интересовались судьбой органа, это стало общим делом – сохранить инструмент. А когда энергии объединяются, получаются такие замечательные результаты, - отметила профессор Московской консерватории, редактор журнала «Орган», гостья фестиваля Евгения Кривицкая, а уж ей-то как раз есть с чем сравнивать.

Прощались участники тепло и долго. Фотографировались на память, вздыхали на прощание, и кидали монетки в Миасс, чтобы приехать сюда снова.

P.S.
Кстати, сейчас на подходе еще один фестиваль - в первые выходные лета в Челябинске стартует традиционный Международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир!». В этом году форум пройдет под знаком сразу двух юбилеев: фестиваль отметит собственное 15-летие, а также отпразднует 20-летие своего постоянного участника – ансамбля «Moscow Ragtime Band».