Владимир Бурматов: «ГИА в девятых и аттестация в четвертых классах должны быть упразднены»
– Владимир Владимирович, вы за ЕГЭ или против? Нужно его оставить как форму проверки знаний в школе, или старая традиционная система была все-таки лучше и стоит вернуться к ней?
– У Единого государственного экзамена есть один безусловный плюс, оправдывающий его существование. Это то, что со своими баллами школьник из Челябинска, Троицка, Златоуста, Кунашака или Верхнего Уфалея может поступить в любой, даже самый престижный вуз страны без всяких подготовительных курсов и прочих препонов. Я считаю, что именно поэтому ЕГЭ нужно оставить исключительно входным билетом в вуз и освободить от него тех, кто высшее образование получать не намерен, а хочет пойти в техникум, в армию, начать работать, заниматься бизнесом и так далее. Уж тем более аналоги Единого госэкзамена – ГИА в девятых классах и аттестация в четверых – должны быть упразднены. Все, кто не претендует на поступление в вуз, должны сдавать исключительно внутришкольный экзамен, ЕГЭ для них явно избыточная процедура, пустая нервотрепка, трата времени и сил. К тому же экзамены в формате ЕГЭ в девятых и четвертых классах, на мой взгляд, слишком рано вводят наших школьников в фарватер ЕГЭ, ничего хорошего в этом нет, поскольку в таком случае содержательный компонент образования фактически подменяется натаскиванием детей на «расставление галочек» в нужных местах.
– Да, действительно, в этом году аналог ЕГЭ для четвероклассников наделал много шуму. Против него выступали и учителя, и родительское сообщество. Как вы думаете, зачем министерство образования вводило эту процедуру?
– Полагаю, это просто непрофессионализм федеральных чиновников, которые сейчас руководят нашим образованием, но ни дня при этом не работали в обычной школе и не знают, чем она живет. Отсюда и идут такие непродуманные и вредные решения. Ни одного внятного аргумента от Министерства образования и науки РФ я не получил – видимо, потому, что их просто нет. Судите сами: в пятый класс ребенка переведут в любом случае, потому что общее образование ему гарантировано конституцией. Никакого влияния на образовательную траекторию школьников итоги этой аттестации не имеют и иметь не могут. То есть процедура оказывается абсолютно избыточной и ненужной. Чем руководствовалось министерство образования, вводя ее, мне непонятно.
– Вы уже упомянули о том, что форма тестов слишком рано вводит детей в фарватер ЕГЭ. Чем еще эта система проверки знаний может навредить четвероклассникам?
– Это абсолютно неадекватная система проверки знаний, потому что, во-первых, для четвероклассников она непривычна, они к ней не готовы, она для них в новинку. Во-вторых, это колоссальный стресс для детей, и его последствия пока сложно предсказать. Эта процедура не повысит качество образования. У меня вообще ощущение, что ее придумали федеральные чиновники, дети которых учатся не в России, и поэтому она их не коснется.
– Видите ли вы альтернативы такой аттестации, или она в принципе не нужна?
– Я считаю, что она в принципе не нужна, за исключением одного-единственного случая: если родители напишут заявление с просьбой провести аттестацию именно в такой форме. Это может быть актуально, если семья, например, переезжает в другой город, и для того, чтобы перевести ребенка в новую школу, им нужен документ в рамках общенациональной системы оценки знаний, чтобы предъявить его в новом месте учебы. Это единичные случаи, и они оправданы. Во всех остальных случаях никакой пользы от этой процедуры нет.
– Девятиклассники находятся не в лучшем положении, чем ученики четвертых классов. Им с этого года предстоит сдавать четыре экзамена вместо двух.
– И здесь логика действий федеральных чиновников от образования мне непонятна. Выходит, что девятиклассник должен сдавать больше экзаменов, чем старший 11-классник. Это очень плохое и неправильное решение Министерства образования и науки РФ. Я категорически против увеличения количества экзаменов для школьников. Это ведет к повышению стрессогенности, провоцирует чрезмерную нагрузку на девятиклассников и необъяснимо даже с точки зрения обычной логики. Я считаю, что это решение ошибочное и министерство образования должно его отменить. Двух обязательных экзаменов в девятом классе было вполне достаточно, все остальное, связанное с увеличением их количества, может происходить только по добровольному заявлению ученика и его личному желанию. Более того, я считаю, что нужно вообще пересмотреть подход к аттестации в девятых классах. Мне сегодня совершенно непонятна ее функция и то, почему ее нужно проводить именно в формате ЕГЭ. Она не дает никаких преференций при поступлении в техникумы и колледжи, не влияет на образовательную траекторию школьника, при этом служит источником стрессов и нервотрепки. Я считаю, что в девятом классе у школьника должен быть выбор: сдавать экзамены в формате ЕГЭ, как сейчас, или в формате обычных контрольных работ.
– Как-то вы сравнили то, как проходит в нашей стране ЕГЭ, с общевойсковой спецоперацией. Что-то изменилось?
– Только в худшую сторону. Школьник, приходя в пункт приема экзамена, по-прежнему встречает весь этот антураж, включая видеокамеры, рамки металлодетекторов, проверку документов, наблюдателей, теперь еще и кинологов с собаками, онлайн-трансляцию, глушилки мобильных телефонов и так далее. Само собой, это никак не поднимает ему настроение и является дополнительным стрессом ко всему прочему. Вдобавок ко всему эти металлодетекторы и видеокамеры стоят огромных денег. Например, на установку видеокамер тратится сумма, сопоставимая с той, что нужна, чтобы полностью обеспечить всю Челябинскую область бесплатными учебниками. При этом все эти полицейские спецсредства не дают ровным счетом никакого реального позитивного эффекта, и после установки камер и металлодетекторов на экзамен проносят телефоны и списывают ровно столько, сколько до этого. А вот что действительно поражает, так это количество вызовов карет скорой помощи в пункты приема экзаменов, о котором заявляют школы.
– Создается ощущение, что масла в огонь подливают еще и средства массовой информации.
– Действительно, у нас ЕГЭ каждый год становится неким реалити-шоу и главным медийным событием месяца, причем совершенно непонятно, с какой стати. Это всего лишь экзамен, и никакой новости тут нет. Аттестационная процедура в школе – это вообще нормальное явление. И когда мы – те, кто сдавал экзамен по старой, традиционной системе, – шли на него, никто по телевизору не начинал новостные выпуски с того, что школьники пошли на экзамен, потому что это вообще нормально, когда школьники идут на экзамен, а делать из этого новостной повод и преподносить как сенсацию так же нелепо, как, скажем, начинать каждый утренний выпуск новостей со слов, что сегодня ученики опять пошли в школу. К тому же большинство новостных сообщений, касающихся ЕГЭ, сводятся к тому, что нам рассказывают, сколько нарушителей было поймано и удалено, из чего складывается впечатление, что экзамен сдают исключительно эти самые нарушители и негодяи, что весьма далеко от правды. И притом что, повторюсь, статистика злоупотреблений в ходе экзамена год от года практически не меняется, весь этот информационный шум тоже существенным образом подстегивает стрессогенную составляющую ЕГЭ.
– Есть какой-то рецепт, как бороться со всеми этими издержками?
– Во-первых, нужно ввести мораторий на любые изменения в порядке сдачи ЕГЭ. У нас он меняется каждый год: то вводят сочинения, то делят математику на базовый и профильный уровни, то вводят устную часть по иностранному языку, то отменяют тестовую часть по гуманитарным предметам, причем все это делается на ходу и становится сюрпризом и для школьников, и для учителей, и для родителей. Я считаю, что пора остановиться и не менять порядок сдачи ЕГЭ хотя бы года четыре, дать возможность всем нормально подготовиться и не нагнетать истерику вокруг экзамена. Во-вторых, что нужно сделать – это разместить в открытом доступе все актуальные задания ЕГЭ для текущего года, чтобы каждый школьник мог оценить их сложность, попробовать прорешать, потренироваться и так далее. Это, кстати, существенно снизило бы и коррупцию вокруг ЕГЭ, которая сейчас процветает на федеральном уровне. Третье – необходимо прекратить вакханалию в СМИ и перестать делать из ЕГЭ реалити-шоу. В-четвертых, нужно снизить стрессогенность процедуры путем упразднения ряда неэффективных полицейских мероприятий, сопутствующих проведению ЕГЭ, а также вернуть в школы психологов, которые могли бы помочь школьникам, проконсультировать их, снять стрессовое напряжение. Ну и наконец, в-пятых, нужно освободить от ЕГЭ всех, кто не собирается поступать в вузы. И уж, конечно, никаких аналогов ЕГЭ ни в четвертых, ни в девятых классах быть не должно. Ничего кроме вреда для наших детей это не приносит.
Поделиться
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»