Меню

За напряженный труд челябинцам выдавали… валенки

31.05.2016 17:45 - автор Наталья ФИРСАНОВА
Каждый челябинец знает торгово-развлекательный комплекс «Горки». Старшее поколение помнит, что в прошлом эти площади занимал завод «Строммашина». А для пенсионерки Рахили Ивановны Комаровой это особое место, связанное с ее военной юностью.
За напряженный труд челябинцам выдавали… валенки


Из школы – к станку

Прошло 73 года с тех пор, как она 17-летней девчонкой впервые пришла в цех восьмого завода (так во время войны назывался завод «Строммашина»). В Челябинске тогда многие предприятия, выпускавшие продукцию для фронта, были номерными. Здесь девушка получила первый трудовой опыт, работая наравне со взрослыми, училась противостоять трудностям, в стенах завода закалялся характер. На передовой трудового фронта было ничуть не легче, чем в армии, только что пули над головой не свистели да снаряды не рвались. Дисциплина на производстве строжайшая, рабочие находились на казарменном положении, сутками не покидали предприятие.
В этом году Рахили Ивановне исполнилось 90 лет. Родилась она в 1926 году в городе Вичуга Ивановской области. В 30-е годы семья переехала в Челябинск. Маленькая Рахиль ходила в школу, занималась в Доме художественного воспитания детей – училась хореографии. Детство кончилось внезапно: началась война.

- Нашего учителя танцев Николая Ивановича сразу взяли на фронт, и больше мы о нем ничего не слышали… - вспоминает пенсионерка.

Рахиль поступила в ремесленное училище № 2 при ЧТЗ в группу шлифовщиков. В мае 1943 года девушка пришла на завод № 8. Он был создан в ноябре 1942 года на базе эвакуированного из Ленинграда предприятия «Нефтеприбор». В кратчайшие сроки пришлось перепрофилировать производство, осваивать выпуск новой продукции для фронта – фугасных авиабомб. Предприятию требовались рабочие руки, не хватало токарей. Этой профессии нашей героине пришлось учиться прямо на рабочем месте.

- Я ведь получила специальность шлифовщицы, а меня поставили к токарно-револьверному станку. Показали основные приемы обработки детали, и я быстро освоила работу, - рассказывает Рахиль Ивановна.
Прошло больше 70 лет, а она до сих пор на зубок помнит устройство и приспособления станка: суппорт, резец, метчик…

Мужская работа

Особая гордость ветерана – участие в производстве авиационных боеприпасов.
- На соседнем участке вытачивали корпуса для авиабомб. Это очень тяжелый труд, - вспоминает моя собеседница. – На больших токарных станках работали в основном сильные мужчины. В бригаде из девяти человек была всего одна молодая женщина Нина Бодали. Только на одном станке работал мальчик, чуть старше меня (а мне тогда исполнилось 17 лет). Так вот его вызывали в военкомат. Станок простаивал, нужно было срочно искать замену. Начальником цеха был Андрей Семенович Прокудин, мастер – Михаил Васильевич Виноградов. Подошла я к ним и попросилась встать за этот станок. Меня предупредили: работа мужская, тяжелая. Однако согласились: попробуй, справишься – будешь работать. И дали помощника – подносить детали.

И снова Рахиль осваивала станок. На это раз токарно-винторезный, ДИП-300, с коробкой управления скоростями. Трудилась на пределе возможностей. По словам ветерана, обрабатывать приходилось детали больших размеров – в длину почти метр и весом до 50 - 60 килограммов. Работа требовала не только физической силы, но и сноровки. Особенно сложно было заточить резец под нужным углом. Поначалу, признается труженица тыла, частенько запарывала детали. А за брак спрашивали строго. Бывало, что резец не справлялся с капризной деталью.
- Контролер осматривал детали, проверял по размерам, что-то записывал в тетрадь, - рассказывает Комарова. – А потом мне стали давать резец с победитовой напайкой. Работать стало легче, постепенно количество бракованных изделий удалось свести к нулю.

zhiznv-tilu-v-sssr-v-tilu-vtoraya-mirovaya-vojna-94951084887.jpg

Победа – одна на всех

Станки работали практически без остановок. Заводчане трудились по 12, а иногда и более часов, без выходных, выпускали все больше боеприпасов, которые уходили на фронт.

- После смены шли в столовую ужинать. Приближалась победа, питание стало лучше. Наша группа получала дополнительные пайки, потому что выполняла особо ответственное задание, - вспоминает Рахиль Ивановна. – В столовой по радио слушали сводки с фронта, которые передавал Юрий Левитан. Особенно радовались успехам нашей авиации, наносившей удары по противнику. Ведь летчики и нашими бомбами поражали врага. И это была наша общая победа.

После отдыха рабочие снова возвращались к станкам. В бригаде как могли заботились о самом юном токаре. Рахиль старались почаще отправлять в столовую на дежурство, летом посылали трудиться в подсобное хозяйство.
- Я сейчас понимаю, что это делали для того, чтобы я могла хоть немного отдохнуть, подкрепить силы, - объясняет пенсионерка. – За то, что мы обеспечивали фронт боеприпасами, завод наградили Красным Знаменем. Всем трудящимся вручили почетные грамоты. Запомнилось, как объявили, что наши имена будут вписаны в историю, родина нас не забудет. А меня премировали валенками. Это были очень красивые, высококачественные черные чесанки. Правда, 42-го размера, а у меня 36-й…

Непосильный труд в юном возрасте подорвал здоровье Рахили, с завода пришлось уйти. Устроилась на работу в универмаге продавцом в отделе готового платья. Вышла замуж. Супруг Андрей Алексеевич Комаров, фронтовик, был военным летчиком. В семье родились дети – дочь и сын. Позднее Рахиль Ивановна трудилась в строительной организации, откуда и вышла на пенсию. Занималась воспитанием внуков. А с военных времен остались у нее на руках трудовые мозоли.

- Жизнь нашего поколения была непростой. Но трудности нас не сломили. Мы все выдержали и победили, - уверена Рахиль Ивановна.

07.jpg

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other