Меню

«Поверь в себя. Непобедим, кто верит!»

23.08.2016 09:20 - автор Наталья ФИРСАНОВА
Под таким вдохновляющим девизом начинается каждый учебный год в челябинской школе-интернате № 4. 1 сентября школа в 50-й раз распахнет двери для своих учеников. Это особые дети с ДЦП и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Они живут не лучше и не хуже своих сверстников. Просто по-другому.
«Поверь в себя. Непобедим, кто верит!»
Фото Наиля ФАТТАХОВА и из архива челябинской школы-интернаты № 4

В стенах учебного заведения ребята не только получают знания, занимаются в кружках и спортивных секциях, но и проходят полноценное лечение. При этом совершенно бесплатно. За годы учебы школа становится для учеников вторым родным домом. Некоторые выпускники, получив образование, вновь возвращаются сюда уже преподавателями. Педагоги гордятся успехами своих учеников, с удовольствием рассказывают о победах в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, покорении спортивных вершин и других достижениях. Родителей, желающих определить ребенка именно в эту школу, немало. Для гарантированного зачисления позаботиться об оформлении документов нужно задолго до начала учебного года – в феврале. Школа рассчитана на 400 учащихся. Но мест для всех нуждающихся в специальном обучении не хватает.

Оптимальный вариант

В последние недели лета корреспонденты «ВЧ» побывали в легендарной школе. Ученики еще на каникулах, а педагоги уже готовятся к встрече детей и предстоящему юбилею. В этом году школе-интернату № 4 исполняется 50 лет.

- У нас только что прошла приемка школы. Как всегда, на отлично, - встречает нашу репортерскую группу заместитель директора по воспитательной работе Амина Цховребова. – Стараемся оправдать доверие нашего директора.

++NAIL8064.JPG

Анатолий Захаренко, директор школы-интерната № 4, - человек известный и уважаемый в городе. Заслуженный учитель России, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 80-е годы возглавлял отдел образования Центрального района Челябинска, а в 1988 году коллектив школы-интерната № 4 единодушно избрал его директором. С тех пор бессменно руководит этим образовательным учреждением.

- Наша школа – единственная в городе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. У нас сейчас учится 403 ребенка школьного возраста и 56 дошкольников. Но мы не можем принять всех детей Челябинска и области, которым требуются особые условия обучения. Мест не хватает, - с ходу обозначает проблему наш собеседник. – С 1 февраля мы начинаем набор будущих первоклассников по месту жительства, то есть из Челябинска. А с 1 июля на оставшиеся места берем иногородних. В прошлом году приняли несколько человек из близлежащих районов. В этом году укомплектовали все восемь первых классов челябинцами.

В школу-интернат № 4 принимают только детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В большинстве своем это учащиеся с разными формами детского церебрального паралича. Среди них есть и светлые головы с абсолютно сохранным интеллектом, и ребята с задержкой психического развития, и с умственной отсталостью.
- К сожалению, с каждым годом растет число детей с врожденными аномалиями. И диагнозы усложняются. Раньше, например, у нас совсем не было аутичных детей. Сейчас учимся работать с ними, - продолжает Анатолий Степанович. – Я считаю, нашим властям пора искать решение проблемы. Можно, например, открывать специальные коррекционные классы при общеобразовательных школах или делать пристрой и увеличивать количество детей в нашей школе.

- Сегодня много говорят о развитии инклюзивного образования. Разве это не выход из положения?
- Инклюзия возможна для детей с сохранным интеллектом или с задержкой психического развития и легкими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для большинства учащихся нашего профиля необходимо создать особые условия – открыть массажный кабинет, ЛФК и так далее. Могут ли себе это позволить обычные школы? Я думаю, специализированные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья - оптимальный вариант.

Навстречу знаниям

В школе-интернате № 4 классы формируются по интеллекту. В каждом классе для детей с сохранным интеллектом не больше 12 человек. Программа практически ничем не отличается от обычной общеобразовательной школы.
- Если у ребенка легкая степень нарушений, мы рекомендуем родителям перевести его в общеобразовательную школу, - поясняет Анатолий Степанович. - Как правило, после четвертого класса. Уровень подготовки в начальной школе позволяет нашим ребятам поступать в том числе в престижные учебные заведения города - лицеи № 11 и № 31.

Обучение в основной школе продлено на один год - с 5-го по 10-й класс, при желании дети продолжают учиться в 11-м классе, после 12-го класса сдают ЕГЭ, получают аттестат зрелости. До 75 процентов выпускников поступают в вузы.

В старшие классы идут самые упорные. Ведь за два года надо освоить сложную программу, подготовиться к экзаменам. Несмотря на ограниченные возможности здоровья – никаких поблажек. В этом году 12 классов окончили пять человек. Великолепная пятерка. Силе духа и воле к победе этих ребят может позавидовать даже взрослый. Помимо обязательных предметов – русского языка и базовой математики – они сдавали профильную математику, обществознание, историю, биологию. Все экзамены сдали успешно.

- Мы очень беспокоились за состояние здоровья некоторых наших выпускников. Даже сомневались, смогут ли они сдать экзамены, - рассказывает заместитель директора по учебной работе Светлана Пьянкова. – Но все ребята справились! Сдали ЕГЭ на отлично и хорошо. Аня Бунина и Ваня Савин стали студентами факультета экономики и управления ЧелГУ. Саша Соколова поступила в Челябинский базовый медицинский колледж, Руслан Алиев - в автотранспортный техникум. Одна девочка пока не сможет продолжать образование: ей предстоит серия серьезных операций.

В классах для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью учится до пяти человек. Особого подхода требуют ребятишки с аутизмом. У них практически индивидуальное обучение: педагог работает не более чем с тремя детьми. Они занимаются по особой программе. По окончании девяти классов многие дети осваивают профессии слесарей, штукатуров, плиточников, швей и другие или продолжают учиться в спецшколах города. В этом году, например, из 18 выпускников 16 человек решили получить среднее специальное образование в техникумах и колледжах, а двое перешли в другие школы.

Добрый школьный день

Как в большинстве челябинских школ, уроки в «четверке» начинаются в 8.30. Однако дети не только получают знания, но и проходят полный курс терапии и реабилитации. По сути, в школе работает настоящая поликлиника. В штате медицинской службы 40 сотрудников, в том числе врачи, инструкторы ЛФК, медсестры. Прием ведут педиатры, неврологи, окулист, ортопед-травматолог, врач ЛФК, физиотерапевт, психиатр, стоматолог. Заболевания опорно-двигательной системы требуют комплексного лечения - как медикаментозного, так и физиотерапевтического. Без отрыва от занятий дети, как в санатории, ходят на массаж, ЛФК, иглорефлексотерапию, лечатся теплом, светом, водой.

- У наших специалистов собственная методика, - объясняет директор школы-интерната. – Например, если состояние ребенка очень тяжелое, ему назначают лечение озокеритом (горный воск). Этот метод тепловой терапии позволяет прогреть мышцы. После чего пациента сразу направляют на массаж. Эффект получается очень хороший.
Дети учатся в одну смену. Но до самого вечера в школьных коридорах не смолкают ребячьи голоса. После уроков начинают работу 15 кружков и секций. Многие школьники с удовольствием занимаются айкидо и легкой атлетикой, играют в волейбол и баскетбол, поют в хоре «Радуга», увлекаются резьбой по дереву, рукоделием. Любителей творческих перевоплощений с трудом вмещает театральная студия «Сказка». В свое время коллектив создал талантливый руководитель Виктор Михайлович Гуров, к сожалению, уже ушедший из жизни.

++айкидо.JPG

- Сейчас в театральной студии новый руководитель Елена Александровна Никитенко. Выпускница Челябинской академии культуры продолжает дело Виктора Михайловича Гурова, - уточняет заместитель директора по воспитательной работе Амина Цховребова. - Ребята занимаются с удовольствием. В студии собирается по 45-50 человек. Но Елена Александровна принимает всех. Вообще в нашей школе прекрасные творческие коллективы. Дети с успехом выступают на конкурсах, занимают призовые места на областном фестивале «Искорки надежды». Те, кто в силу особенностей здоровья не может выступать на большой сцене, имеют возможность проявить себя в школе на отчетном концерте для родителей, учителей, учеников.

Педагоги переживают, что российскую сборную отстранили от участия в Паралимпиаде в Рио-де-Жанейро. Трое воспитанников челябинской школы-интерната № 4 вошли в состав команды паралимпийцев сборной России.
- Наша чемпионка в легкой атлетике Аня Сапожникова так готовилась к этим Играм. В свое время на способную девочку обратил внимание учитель физкультуры Петр Петрович Гвоздевский. Под его руководством она делала первые шаги в большой спорт. В прошлом году экстерном окончила школу, чтобы посвятить время тренировкам. Наши пловцы, выпускница 2007 года, Ира Девятова и десятиклассник Дима Черняев, тоже могли бы побороться за медали. Мы понимаем, что это политические игры. Но дети ведь ни в чем не виноваты… - вздыхает Амина Сарваровна.

…К 17 - 19 часам школьная жизнь постепенно затихает. Дети разъезжаются по домам. В прошлом все воспитанники школы-интерната всю неделю находились вдали от семьи. Сейчас на ночь остаются только учащиеся из городов и районов области – порядка 30 человек.

- Я сторонник того, чтобы дети проводили вечера вместе с родителями, - утверждает Анатолий Степанович. – Поэтому мы организуем подвоз детей из отдаленных районов города. Каждое утро пять автобусов и два микроавтобуса по графику собирают детей, начиная с Металлургического, Ленинского районов, Северо-Востока, и привозят их в школу, а после уроков развозят по домам.

И, что немаловажно, за все предоставляемые детям услуги родители не платят ни копейки. Медицинское обслуживание, питание, проезд, занятия в школьных кружках секциях и, само собой, обучение совершенно бесплатны.

++рисование.JPG

Найти свое место

…Новый учебный год в школе-интернате № 4 будет особенным, юбилейным. Готовиться к грядущим торжествам начали заранее. Стараниями педагогов на свет появился «Энциклопедический словарь МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска». Почти 80 страниц формата А4 расскажут об истории, традициях и сегодняшнем дне уникальной школы, познакомят с выпускниками, ветеранами и ныне работающими сотрудниками.

За полвека коллектив существенно обновился. На смену ветеранам пришли их молодые коллеги. Но есть в школе легендарный учитель. Галина Павловна Синельникова работает здесь со дня основания. В этом году отметила 80-летний юбилей, но до сих пор преподает русский язык и литературу.

- К нам в гости приходят выпускники разных лет. Но все дружно задают один и тот же вопрос: «А Галина Павловна работает?» И первым делом бегут на встречу с любимой учительницей, - улыбается директор школы.

Листая страницы энциклопедического словаря, встречаем имена выпускников, которыми гордится школа. Николай Ольховский. В 2008 году окончил школу с золотой медалью, получил высшее образование на математическом факультете ЧелГУ. Сейчас работает в университете, занимается проблемами людей с ограниченными возможностями здоровья. Пишет стихи, музыку, исполняет свои песни на фестивалях.

- Коля Ольховский был у нас единственным колясочником, - комментирует Анатолий Степанович Захаренко. – Заболевание прогрессировало, поэтому пришлось пересесть в коляску. Но он рос очень общительным ребенком, одноклассники его любили, поэтому охотно помогали ему передвигаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет.
Александр Паль, выпускник 2008 года, окончил актерский факультет ГИТИСа. Работает в Москве, в театре имени Владимира Маяковского. Снимался в комедиях «Горько!», «Все и сразу» и других кинофильмах. В 2015 году стал лауреатом кинофестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль в фильме «Тряпичный союз». Путь в профессию, по словам педагогов, начинал в театральной студии «Сказка».

Среди выпускников школы-интерната № 4 – юристы, инженеры и просто рядовые мастера своего дела. Некоторые, последовав примеру своих наставников, получили педагогическое образование, вернулись в родную школу. Например, Дмитрий Спасибухов, автор школьного гимна, сейчас работает педагогом дополнительного образования. Разработал авторскую программу по обучению детей с ДЦП игре на гитаре.

- Многие ребята нашли свое место в жизни, - отмечает директор школы. – Но, к сожалению, не все. Некоторые очень нуждаются в поддержке. Вот, например, наша выпускница с умственной отсталостью виртуозно вышивает картины левой рукой. А с реализацией проблема.

На столе Анатолия Степановича небольшая картина в скромной рамочке: романтичная девушка в розовой шляпке и желтом платьице. 

- Купил эту работу за две тысячи рублей для школьного музея. Вы представьте, какой кропотливый труд. Я думаю, если бы это увидели ценители, то заплатили бы немалую сумму.

фасад-школы.jpg

Вместо послесловия

…Совсем скоро прозвенит первый звонок, откроется новая страница в истории школы, загорятся новые звездочки. А 7 октября во Дворце пионеров и школьников соберутся все сотрудники школы-интерната, ветераны, выпускники и много других гостей, чтобы отпраздновать большой юбилей.

- Анатолий Степанович, о каком подарке к празднику мечтаете?
- Если бы мне дали несколько миллионов рублей, построил бы бассейн (место уже определено), отдельно стоящие мастерские и еще один учебный корпус, потому что места нам не хватает. Это мечты. А их воплощение зависит от финансирования.


В 1966 году в сосновом бору, вблизи Шершневского водохранилища, открылась спецшкола-интернат № 4 для детей со сколиозом и последствиями полиомиелита. Полвека назад здесь учились чуть более 150 человек. Дети приезжали со всего Советского Союза. В то время в стране практически не было подобных учебных заведений. Под крышей необычной школы объединились настоящие педагоги-подвижники. Преподаватели литературы организуют переписку с людьми, сумевшими преодолеть свой недуг. Учителя труда создают особые программы обучения. Учителя физкультуры занимаются коррекцией двигательных дефектов. Педагоги-энтузиасты устраивают вечера английского языка, математики, водят детей в турпоходы по озерам Южного Урала. Буквально с первых дней существования школы-интерната создается медицинская служба, которая постоянно расширяется, становится все мощнее, имеет лицензию, позволяющую оказывать необходимые медицинские услуги.

В 1969 году первые выпускники получают аттестаты о среднем образовании.
В 70 - 80-е годы в школе появляются новые традиции: краеведческие конференции, соревнования между классами. Челябинская школа-интернат входит в пятерку лучших специализированных учебных заведений России. В 1994 году открывается дошкольное отделение. В 1995-м по инициативе ветеранов создается музей истории школы. В 1996 году школьная команда выезжает в Грецию на международную олимпиаду детей-инвалидов. В 1997 году хоровой и театральный коллективы с успехом выступают в Самаре на арт-конкурсе «Это делаем мы сами». В наши дни школьники активно участвуют в интеллектуально-творческих конкурсах «Шаг в будущее», «Мой первый доклад», областной краеведческой конференции «Отечество», конкурсе социально-значимых проектов «Я – гражданин России» и других мероприятиях городского и регионального масштабов. В школе сильная команда спортсменов. В школьной копилке немалом дипломов, медалей, в том числе золотых, за победы различных соревнованиях и турнирах.

Уроки от директора

Директор МБОУ «Школа-интернат № 4 города Челябинска» Анатолий Степанович Захаренко отмечает полувековой юбилей педагогической деятельности и одновременно, 24 августа, – свой «круглый» день рождения, 70 лет.
В 1966 году выпускник Челябинского индустриально-педагогического техникума пришел в школу № 67, устроился учителем труда. Заочно окончил педагогический институт по специальности «физика». В 1977 году был назначен директором школы № 67, а через два года получил новое направление - школа-интернат № 7 для умственно отсталых детей.

- В то время на одной территории размещались сразу две школы-интерната - № 7 и № 4. Это все равно, что две хозяйки на одной кухне, - рассказывает Анатолий Степанович. – Меня такое положение не устраивало. А тут как раз из городского отдела образования поступило предложение возглавить школу-интернат № 13 в Металлургическом районе. Коллеги из родного Центрального района узнали об этом и живо отреагировали: «Масштабов захотелось?» А мне не столько масштабов, сколько отдельных площадей хотелось.

Молодого принципиального руководителя вызвали в райком партии, попросили рассказать о проблемах в Центральном районе. Захаренко перечислил больные точки в районном образовании, коснулся и соседства двух школ-интернатов. В райкоме его позицию выслушали и предложили заняться исправлением ситуации на посту заведующего районным отделом народного образования. Через шесть лет районо Центрального района по итогам соцсоревнования 1987 года вышло на первое место в Советском Союзе. В тот же год Анатолий Захаренко был отмечен званием «Отличник народного просвещения».

- Через несколько лет на посту заведующего районо я понял, что эта работа не для меня и «освободил» себе место в школе № 30, - смеется Анатолий Степанович. – Там руководитель постоянно жаловалась: не хочу работать директором. Вот мы и решили провести рокировку: я решил занять место директора, а коллеге предложил стать завучем. Она согласилась.

Однако кадровая перестановка провалилась. Заведующего отделом народного образования вызвал председатель райисполкома: «Не имеешь права самовольно оставлять свой пост. Отсюда или выгоняют, или повышают». И тем не менее Захаренко удалось осуществить мечту. В стране шла перестройка, одним из модных веяний той эпохи стали альтернативные выборы директоров практически во всех сферах.

- В 1988 году из школы-интерната № 4 уволился директор. Как было принято в то время, устроили выборы, - вспоминает Анатолий Степанович. – Предложил свою кандидатуру. С тех пор уже 28 лет я директор школы-интерната № 4. И, вы знаете, ни разу не пожалел о своем решении. Скучать не приходится. Каждый год подкидывает новые задачи.

Первым делом новый директор решил давнюю проблему соседства двух школ-интернатов на одной территории. К тому времени многие интернатные учреждения стали закрывать и создавать спецшколы. В областном отделе народного образования Захаренко сумел аргументировано доказать необходимость передачи освободившегося здания интерната № 7 для умственно отсталых детей. На дополнительных площадях открыли детский сад. Областные власти инициативу одобрили и предложили переименовать школу-интернат в комплекс по реабилитации детей и подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата. Однако через несколько лет возникли сложности с Пенсионным фондом. Дело в том, что педагоги имеют право на досрочную пенсию. Но в перечне учреждений, работа в которых предусматривает такую возможность, реабилитационных комплексов не оказалось. Пришлось вновь возвращаться к прежнему названию, чтобы не лишить учителей заслуженной пенсии.
- Сейчас те, кто должен получать пенсию по выслуге, через суд подтверждают свое право. Проблем никаких нет, - поясняет директор.

В подчинении Анатолия Степановича Захаренко больше 250 человек. Коллектив преимущественно женский. Но конфликтов практически не бывает. Говорят, это заслуга директора.

- Анатолий Степанович – очень мудрый руководитель, - убеждена заместитель директора по учебной работе Светлана Пьянкова. – Помню, когда я только начала работать в новой должности, возникла конфликтная ситуация. Были допущены ошибки в отчете. Я, как борец за справедливость, тут же написала докладную на виновника. Анатолий Степанович внимательно прочитал ее, а потом спокойно заметил: «Я все понимаю, но вопрос можно решить другим путем. Докладная – это крайний случай». Это был хороший урок.

- За время совместной работы мы многому научились у Анатолия Степановича, - поддерживает разговор заместитель директора по воспитательной работе Амина Цховребова. – Например, как дважды два усвоили: любую работу, любой проект надо начинать делать заранее. В 2002 году нам впервые предстояло пройти государственную аккредитацию. Времени для подготовки было достаточно. Но Анатолий Степанович ненавязчиво напоминал: полгода – не срок, декабрь придет быстро.

По словам педагогов, директор никогда не повышает голоса и при этом пользуется непререкаемым авторитетом. Если делает замечание, то всегда тактично, аргументировано.

- Нам невероятно повезло с руководителем, - заверяют наши собеседницы. – Мы не вправе его подводить.
- А также хотим поздравить весь коллектив, родителей и учащихся с золотым юбилеем!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other