Меню

От пещеры до Порогов: бесславный путь равнодушия

27.10.2016 13:00 - автор Сергей ТАРАН
Восторгов от Порогов источается немало. Оно и понятно. Немыслимой красоты природа, глухомань и невесть откуда взявшееся техническое чудо — плотина, сквозь которую пробивается шумная Сатка и успокаивается среди Уральских гор. А сама плотина настолько органична, словно выросла из окружающего камня. Там по-прежнему гудят столетние турбины, способные давать электричество. Но без настоящей хозяйской руки столетняя история уникальных объектов «Пороги» стремительно приближается к закату. Южный Урал может потерять не только эту жемчужину. Можно ли допустить такие утраты?
От пещеры до Порогов: бесславный путь равнодушия


На днях в Челябинске эксперты собрались, чтобы обсудить возможные варианты сохранения Порогов. Корреспондент «Вечерки» побывал на этом мероприятии.

Следует отметить, что на важный разговор собрались люди, не имеющие отношения к административной либо финансовой власти, однако по-настоящему обеспокоенные историей Южного Урала, судьбой его культурных объектов.

Про пещерное равнодушие

Запомнилось эмоциональное выступление Семена Михайловича Баранова, который стоял у истоков изучения Порогов. Известный ученый, краевед, действительный член Географического общества, в частности, сказал:
- Есть две не проходящих боли. Это Пороги, о которых мы сейчас пытаемся говорить в очередной раз, и проблема Игнатьевской пещеры. Причем обе проблемы выходят за рамки каких-то местечковых интересов. Хотя в районах и в области начальство сильно гордится этими объектами. Помимо Аркаима, Ильменского музея есть у нас еще две жемчужины мирового значения. Игнатьевская пещера – вместилище галереи древних художников первобытного общества. Такие есть в основном в Западной Европе. Всего 250 исследовано на сегодня из 100 тысяч известных пещер. Только 250 пещер хранят в себе начало человечества, его развитие, становление культуры первобытного общества. Древние художники вырезали на кости, рисовали на стенах. И вот эти памятники возведены в ранг памятников мирового значения. Многие из них находятся под защитой ЮНЕСКО. И в этом ряду вдруг появляются три пещеры, которые находятся в России.

На западе любят утверждать, что культура зародилась у них – 25 - 30 тысяч лет назад. Но открытие рисунков в наших пещерах в 1959, 1980 годах перевернуло их представление. Да, существовал в Западной Европе свой центр первобытного искусства, но примерно в это же время существовал свой центр здесь, на Южном Урале. Это серьезный момент для воспитания патриотизма и много чего.

Игнатьевская пещера, которая на сегодня является федеральным памятником, открыта настежь. И в любое время года туда идет непрерывный поток посетителей. Но они не организованы, а значит - делают там, что хотят. Посетители имеют смутное представление о значимости этой пещеры, наскальных рисунках, культурном слое под ногами. Недолго и до варварства. Человек берет баллончик с краской и поверх всего пишет свое имя или копает культурный слой.

С 1980 года я участвовал в спасении этого памятника. Но наблюдал лишь имитацию бурной деятельности чиновниками. Ничего за 36 лет не сделано. Одно время там установили решетку. Сегодня она оторвана...

Про дедушку российских ферросплавов

- Сделали заводской комплекс «Пороги», - продолжает Семен Баранов. - Дедушке российских ферросплавов давно за сотню лет перевалило. Там оборудование работает до сих пор. Об этом рассказывают с гордостью. Но уже нечем гордиться. В 2011 году написал большую статью к 100-летию «Порогов». Тогда не дали провести международную конференцию. Саткинским властям это было слишком хлопотно, затратно. Но событие было! Непроизвольно составился печальный мартиролог утрат заводского комплекса «Пороги». «Магнезит» отказался использовать Пороги из-за проблем с логистикой и передал муниципальным властям. Сохраняли объекты энтузиасты. Например, Виктор Загнойко, который на свои средства пытался содержать Пороги.

Позднее мы неделю прожили там. Я написал тоненький отчет на 50 страниц. Академик Алексеев из Екатеринбурга послал в ЮНЕСКО документы. С 1992 года прошла судьба Порогов на моих глазах. А что сделано за это время? Ничего!

Там успели передать комплекс в аренду предпринимателю. Это оказалось роковой ошибкой. Ущерб и потери больше, чем это могла сделать природа. Там происходило и происходит сегодня откровенное разграбление. Сын арендатора занимается сдачей металлолома. Эксклюзивный пятитонный маховик, изготовленный в начале прошлого века в Германии из крупповской стали, был демонтирован и увезен на пункт приемки металлолома. Таких утрат по пунктам достаточно, чтобы заинтересовать прокурора области.

Как потратить деньги

И все-таки какая-то надежда у экспертов есть, недаром же собрались. Однако с оговорками — пока есть маленькое окно возможностей переменить ситуацию к лучшему. Заместитель директора Южно-Уральского фонда культуры Михаил Достовалов напомнил, что чуть больше года назад был подписан договор с Ростуризмом по поводу туристического кластера на Южном Урале. Пороги там, естественно, значатся. Правда, Михаил Валентинович оговорился:
- Изначально, когда писали программу, было все очень размыто, неопределенно. Предполагалось, что в проекте своими финансовыми средствами участвует местный муниципалитет, область и затем центр. Запланированная сумма в один миллиард рублей не была достаточно четко расписана по направлениям. Куда и как тратить эту сумму? Но сегодня есть возможность их потратить с умом. В 2017 году деньги должны прийти в Челябинскую область. Но при условии, что наш регион со своей стороны добавляет 294 миллиона рублей. Когда верстался «План по развитию внутреннего и въездного туризма» в 2011 году, ситуация была иная. Прошло пять лет. Ситуация изменилась. И теперь вопрос звучит так: деньги будут, но куда их вложить – наша задача. Есть возможность сработать по многим аспектам. Если бы не ШОС и БРИКС, мы должны были вообще забыть о сохранении и развитии исторического центра Челябинска.

Заговорили о статистике посещаемости Порогов. В Саткинском музее назвали до 1000 человек в день. Но чтобы соответствовать приличному уровню туробъекта, там срочно надо делать дороги, дорожки, стоянки, павильоны – инфраструктуру на уровне, чтобы люди были защищены от природных воздействий.

++DSC_5259.jpg

Выход на Пороги через музей

- В принципе, ничего не поменялось, - говорит директор Саткинского краеведческого музея Татьяна Титова. - Пороги стоят на месте. Это собственность Саткинского муниципального района. Там пять объектов культурного наследия, которые входят в комплекс «Пороги». На них оформлены все документы. Но не на что содержать и развивать. Денег как не было, так и нет. Что может сделать область в этом отношении? Кто собственник, тот и платит. Чтобы спасти ситуацию, значит, надо передавать в собственность кому-то?
Именно этим сейчас озабочены во властных коридорах. Речь о создании комплекса «Пороги» как новой юридической структуры. Туда должна войти и местная администрация, и правительство области.
Уже всем давно понятно: уникальность объектов Пороги бесспорна. Однако охраной этих объектов никто не занимался.

- Была полная путаница, - подчеркнул Михаил Достовалов. - Что в Челябинске, что в Сатке. Но теперь у нас появился отдельный Госкомитет охраны объектов культурного наследия под руководством Александра Баландина. С конца июля 2016 года он уже занимается Порогами.

Участники круглого стола отметили: задача № 1 – объект Пороги надо дооформить юридически. Попытаться выйти на тот уровень, которого он достоин. «Пороги» не состоялся как памятник ЮНЕСКО просто потому, что ГЭС работала. А в положении ЮНЕСКО – объект работать не должен. А он должен быть музеем. Значит, нам надо Пороги музеефицировать. То есть эту работу надо выполнить. А вот здесь начинаются варианты: можно сделать объект как филиал Саткинского музея или как филиал областного краеведческого музея.

Второй важный вопрос – реконструкция гидроузла. И откладывать уже нельзя. Сквозь плотину прорастают деревья. К счастью, институт ЮЖУРАЛ-НИВХ — в теме. Причем ученые сделали парадоксальный вывод: объем водохранилища настолько мал, что никакой паводок не может разрушить плотину. Есть и заключение МЧС на этот счет. Заговорили о необходимости запустить земснаряд. Воды там мало, не хватало даже для маленького поселка энергетиков и металлургов. Из-за воды года три назад даже был конфликт. Очистка земснарядом будет стоить от 25 до 40 миллионов рублей. Но это реально осуществить, считают специалисты.
Плотину надо укреплять, если вода поднимется выше.

Главное, что часть денег можно привлекать в том смысле, что Пороги станут полноценным туристическим объектом. Для этого все есть.

Можно там восстановить плавильное производство. Ведь печи есть. А найти бывших плавильщиков, которые смогут показывать, как по-настоящему выплавляется сталь и изготавливать сувениры.
Вопрос реконструкции объектов уже можно решать в практической плоскости.

- Есть три фактора в пользу того, чтобы Пороги стали нашим филиалом, - заявила Татьяна Титова. - Если памятник здесь, то он должен быть нашим. Человеческий ресурс, профессионалы - они у нас есть. «Магнезит» в этом году реализует грант Потанина. Неплохо бы заняться поиском средств, привлекая фонды и гранты для создания новой экспозиции комплекса. Есть свои плавильщики, энергетики - люди с опытом. Их можно задействовать, чтобы организовать и кузницу, и плавильное производство.

И, наконец, по закону мы можем передать объект только себе. Посмотрите ФЗ-54 «О музее и музейном фонде». У нас есть опыт по сохранению объекта. Мы готовы, но мы боимся. Это очень ответственно.
- А почему вы не рассматривает третий вариант? – спросил Михаил Достовалов. - У нас есть богатые предприятия: ЧМК, ММК, «Красное и белое». У них есть финансы. Надо рассматривать вариант частно-государственного партнерства.

И в заключение разговора эксперты отметили, что все-таки объект «Пороги» должен быть местным, саткинским. Договорились организовать и разместить передвижную выставку «Пороги» в резиденции губернатора.
Но начинать большое дело надо с проведения ревизии всех порожских объектов.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other