Меню

Главный архитектор Челябинска Николай Ющенко: «Нам нужен город высшей красоты…»

09.12.2016 11:00 - автор Андрей ВАГАНОВ
Многие письма и обращения в редакцию нашей газеты посвящены предложениям по архитектурному облику нашего города. Кто-то предлагает открыть, наконец, памятник челябинскому метеориту, кто-то – устроить тематический парк на тему сказов Бажова. А один читатель-ветеран вспомнил замечательные стихи поэта Якова Вохменцева:
Нам нужен город высшей красоты,
Чтоб сердце пело от его сиянья!

Главный архитектор Челябинска Николай Ющенко: «Нам нужен город высшей красоты…»


Образцы такой красоты уже есть. Недавно завершившийся международный конкурс архитектурных проектов «Архичел» представил нам, какими могут быть центр и аэропорт Челябинска в ближайшем будущем. О ходе конкурса, его итогах и судьбе центра города – наш разговор с главным архитектором Челябинска Николаем Ющенко.

О пустырях в центре

– Как же получилось, что районы, вплотную прилегающие к центру, оказались в запустении?
– Начну с истории. Как известно, наш город с начала эпохи индустриализации развивался по схеме «завод плюс жилые кварталы». Город не воспринимался как нечто цельное, он все время делился на промышленные и жилые зоны с редким вкраплением общественных. Уникальные объекты строились редко и бессистемно: драматический театр, многоэтажные дома на проспекте Ленина, краеведческий музей…

Попытки изменить ситуацию были, и особый вклад в развитие нашего города внесла когорта блистательных архитекторов: Евгений Александров, Мария Мочалова, Владимир Глазырин… Разработанные генеральные планы Челябинска позволили четко увидеть перспективы развития города. Но развитие шло в основном вширь – границы города раздвигались, строились новые микрорайоны. А центр всегда требовал особого подхода: с одной стороны, здесь требовалось бережное отношение к наследию прошлого, с другой – существовали уже готовые инженерные сети, которые не надо было строить с нуля. Потому, когда настало время частных инвесторов, у них появилось искушение строить на земле, которая порой доставалась им без всяких аукционов, все, что душе угодно. Так возникли очень странные объекты – например, все тот же вызвавший недоумение членов жюри нашего конкурса небоскреб «Челябинск-Сити».

Более масштабные проекты – например, все та же концепция обустройства набережной реки Миасс, предусматривающая сужение русла, многие годы оставалась на втором плане, потому что было понятно, что она потребует таких затрат, которые городской бюджет точно не потянет. Однако заслугой наших предшественников является тот факт, что они всячески противились планам застроить берега реки типовыми пятиэтажными или многоэтажными домами. Если бы эти планы осуществились, мы потеряли бы перспективу создания нового облика центра навсегда.

– Наверное, не случайно проекты, представленные на конкурс, как раз в большинстве своем соответствуют концепции «поворота» к реке?
– Это закономерно. Река для любого города – это очень важный объект. А когда она протекает через центр, просто естественным следствием этого является построение архитектурных решений вокруг нее. Миасс в центре Челябинска, увы, представляет собой печальное зрелище. Мы давно говорим о том, что, обмелев, водная артерия просто умирает. Не случайно и губернатор Челябинской области, побывав на местах, где предполагается построить будущие объекты, тоже сказал о необходимости радикально менять облик берегов нашей реки.

На самом деле объявлено два конкурса

– Расскажите о том, почему решили объявить всероссийский конкурс с международным участием.
– Практика конкурсов обычна для крупных городов, и Челябинску просто необходим был подобный «мозговой штурм» с участием профессионалов, которые могут посмотреть на наши проблемы свежим взглядом. Разумеется, мощным стимулом для организации такого конкурса является заявка Челябинска как места проведения саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году. Были выделены средства на премии для участников, сформировано авторитетное жюри… Кстати, на самом деле конкурсов два. Итоги первого (на проект реконструкции исторического центра города) пока только будут подводиться в январе. Второй конкурс по проектам трех объектов – аэропорта, конгресс-холла и набережной – имел статус всероссийского открытого: свои проекты прислали архитекторы из Германии, Великобритании, Израиля, Турции, Сербии…

Проектов было так много, что мы вынуждены были провести предварительный отбор, выявив по тридцать лучших в каждой номинации. Члены жюри по Интернету голосовали, и набравшие наибольшее количество голосов проекты вышли в финал.

– Вы, как член жюри, довольны итогами?
– Да. Мне очень нравятся проекты, которые стали победителями. Особенно симпатичен занявший первое место проект конгресс-холла, автор которого – московский архитектор Ерлан Бемухамедов. Здесь очень изобретательно скомпонованы отель, зал для конгрессов и медиацентр. Чистое, сбалансированное, просто кристальное решение…

Ворота для авиапассажиров

– Но отвлечемся ненадолго от центра. Ваши впечатления от проектов аэропорта?
– Честно скажу – здесь эмоций меньше. Решения предлагались грамотные, профессиональные. Но большинство проектов предлагали нечто, более похожее на супермаркет. Хотя были отдельные идеи, которые, к сожалению, не попали в поле зрения авторов-победителей. Например, одна из компаний увидела, что курганская ветка железной дороги проходит всего в шести километрах от Баландино, и включила в свой проект организацию аэроэкспресса наподобие тех, что курсируют до столичных аэропортов.

Однако в проектах победителей было главное – создание некоего образа, сочетающееся с продуманностью композиции. Например, компания «Новая авиация» – обладатели первого места – предложили образ расплавленного металла. И вместе с тем они очень бережно отнеслись к существующим постройкам, к той самой исторической башенке, которая стала символом челябинского аэропорта. Все очень логично вписано в новый проект. А детали можно отшлифовать в процессе реализации.

3.jpg

Берег миасский

– А проекты набережной?
– К сожалению, здесь вообще было много «деклараций о намерениях». В описаниях проектов говорилось, что на набережной можно будет ездить на велосипедах, заниматься спортом… Но при взгляде на эскизы совершенно незаметно было, где конкретно расположены велодорожки, спортплощадки. Отчасти поэтому первое место жюри решило не присуждать. В тех, что заняли второе место, на территории, которая образуется после сужения русла реки Миасс, планируется размещение парка с малоэтажными постройками. Этот парк будет состоять из нескольких тематических «разделов» – японский сад, например. В целом задумка интересная…

Конечно, в основном проекты охватывают территорию от моста у Дворца спорта до моста по улице Братьев Кашириных – недостроенной трехуровневой развязки. Однако торги по проектированию других прилегающих территорий уже прошли, так что будет и реконструкция в стиле лофт бывших производственных помещений завода оргстекла, и завершение транспортной развязки, и реконструкция здания бывшей электростанции под музей театрального искусства, и много других интересных проектов.

Кстати, оценить их сможет любой челябинец: интерактивное голосование вскоре начнется…

2.jpg

О провинциальном самобичевании

– Кстати, должен сказать, что проведение конкурса и подведение итогов вызвало массу откликов в Интернете, – отметил Николай Ющенко. – И, читая их, члены жюри с удивлением узнали, что они «пришли в ужас» от состояния городских улиц. Много, очень много в Сети негатива. Конечно, профессионалы-архитекторы четко видят проблемы города, однако они сразу отмечают и существующие возможности, и потенциал, который есть. Тот же председатель жюри и Союза архитекторов Москвы Николай Шумаков (кстати, наш земляк) недоумевал, почему в Сети горожане так любят посыпать голову пеплом и заниматься уничижением родного города. Эти провинциальные комплексы никогда не были продуктивны. Поисков позитива мало, веры в силы родного города маловато… Между тем именно вера в будущее родного города двигала теми, кто заложил основы его нынешнего облика с надеждой на то, что потомки реализуют их мечты.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other