Меню

В новостройке не включают лифт. Что делать?

23.12.2013 10:54 50 - 51 (211 - 212)


В нашу редакцию обратились собственники квартиры в одной из новостроек Челябинска. Молодая семья уже подписала акт приемки-передачи квартиры и оформила право собственности, но начать ремонт в своей квартире на одном из последних этажей не может из-за неработающего лифта.

— Нам нужно установить дверь, поднять ванну… Но грузчики просто отказываются даже за деньги нести все это на верхний этаж, — рассказывает Денис, собственник квартиры. — Мы купили жилье в ипотеку. И конечно, мы заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее закончить ремонт и переехать. Ведь сейчас мы несем расходы на съем жилья помимо выплаты ипотечного кредита. А компания-застройщик все претензии новоселов направляет в адрес управляющей компании, но они обещают запустить лифты не раньше чем еще через месяц. Правда, они обещали не начислять плату за их обслуживание за этот период, но нас это мало радует.

Что делать собственникам с такой ситуации? Давайте разбираться.

Ситуация, когда собственники уже получили ключи от квартиры в новом доме, но фактически не могут в нее въехать из-за стоящих лифтов, достаточно распространена. Как нам рассказали в одной из крупных компаний Челябинска по обслуживанию лифтов, дом в принципе невозможно сдать, если техническое оборудование не принято в эксплуатацию. Проще говоря, лифты к работе готовы, вопрос лишь в политической воле управляющей компании или ТСЖ их включить.

Чаще всего компания не подключает подъемник по нескольким причинам. Во-первых, обслуживание лифта дорого стоит и, пока жители не заселились и не начали платить по счетам, компания предпочитает просто «придержать расходы». Во-вторых, управляющие компании не хотят, чтобы жители перегрузили лифт во время подъема мебели и строительных материалов или поцарапали кабину. Таким образом они страхуют себя от возможных последующих расходов на его ремонт.

Если вы столкнулись с подобной ситуацией, то важно знать, что лифты и лифтовое оборудование входят в состав общего имущества собственников дома. Задача управляющей компании или ТСЖ — содержать это имущество в соответствии с требованиями законодательства. Обслуживание лифтового оборудования осуществляется за счет платежей на «содержание жилья». При этом обязанность платить по счетам возникает у собственника с момента оформления свидетельства о праве собственности.

Поэтому, если лифт стоит, а плата «капает», нужно смело писать претензию в управляющую компанию и требовать перерасчет. Заявление нужно направить в письменном виде и обязательно проконтролировать, чтобы его официально приняли (поставили входящий номер и забрали в работу). С момента подачи заявки до исправления недостатков вы вправе требовать перерасчет.

Некоторые компании осознанно не включают стоимость обслуживания лифтового оборудования в тариф, пока кабины стоят. Тем временем собственникам пользоваться лифтом необходимо: самостоятельно поднимать мебель, строительные материалы накладно и просто физически тяжело. Новоселам хочется как можно скорее закончить ремонт и въехать в новую квартиру.

В этом случае необходимо оперировать законодательством. Постановление Госстроя № 170 от 27.09.2003 четко определяет, что «организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию лифтового оборудования». И также отмечено, что предельный срок по устранению неисправностей — одни сутки с момента поступления заявки.

Поэтому первым делом необходимо направить претензию в УК о том, чтобы они подключили лифт и не препятствовали собственникам пользоваться общедомовым имуществом, восстановили ваши нарушенные права собственника и потребителя (закон о защите прав потребителей) либо дали мотивированный ответ о причинах отключения лифта. Желательно, чтобы претензию подписали как можно больше собственников.

После этого необходимо ждать ответа от управляющей компании. В соответствии со статьей 31 Закона о защите прав потребителей (от 7 февраля 1992 года № 2300-1) компания обязана ответить вам в течение 10 дней. Если результаты ответа вас не удовлетворят, рекомендуем обратиться с письменным заявлением о нарушении ваших жилищных прав и прав потребителя в Роспотребнадзор, прокуратуру и Государственную жилищную инспекцию.

На заметку собственнику:

- Лифты в новостройке действительно могут не подключать или включать по графику в случае, если собственники на общем собрании приняли такое решение.

- Чтобы уберечь лифты от поломок (в 90 процентах случаев лифты в новостройках ломают собственники, превышая грузоподъемность оборудования), можно нанять на работу лифтера, который будет контролировать процесс погрузки стройматериалов и мебели в лифты, пока в доме идут ремонты. Однако для этого также необходимо решение общего собрания собственников, ведь за работу специалиста придется платить. А расходовать средства со статьи «Текущий ремонт» управляющая компания или ТСЖ не имеют права без разрешения собственников.

- В некоторых случаях в доме действительно требуется произвести технические работы по подключению лифтов. Например, если нужно подсоединить оборудование к диспетчерскому центру, который будет реагировать на вызовы жильцов в случае поломки. Без этого лифт действительно нельзя включать. Тогда собственники, конечно, могут торопить свою УК заявлениями и жалобами, но пока такие технические работы фактически не будут завершены, лифт не заработает. В этом случае остается только запастись терпением и помнить, что от налаженной работы лифта прежде всего зависит ваша безопасность.