Меню

Сергей Ильченко: «На информационной войне мы в оборонительной позиции»

08.04.2022 09:30 - автор Сергей Таран
В гостях у «Большой редакции» побывал Сергей Ильченко, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и главный редактор газеты «Культурный Петербург», автор книги «Фейк-контроль, или Новости, которым не надо верить: как нас дурачат СМИ».
Сергей Ильченко: «На информационной войне мы в оборонительной позиции»



Разговор с редакторами ведущих региональных СМИ получился весьма содержательным. Эксперт рассказал о методах и приемах создания фейков в российских и зарубежных медиа и заодно дал практические рекомендации в отношении того, как и какими способами можно противостоять в современных условиях информационного беспредела фейкам, фейковой журналистике.



Исследовать проблему фейка Сергей Ильченко начал в 2013-2014 году, во время работы над докторской диссертацией. По словам профессора, сегодня журналистика пребывает в состоянии шока, потому что доверие к СМИ падает и вернуть его сложно. Да еще приходится конкурировать как раз с теми СМИ, которые эти фейки и производят. А всем известно: самая броская новость – самая лживая новость.

– Первые фейки появились еще в конце 18-го века в западной прессе, но в России это явление возникло позже. Все мы помним расхожее выражение «газетная утка». С приходом в нашу жизнь интернета все спуталось в тесный клубок, где правду очень сложно отличить от полуправды, – рассказывает Сергей Николаевич.
Эксперт отмечает, что первый признак недостоверной или непроверенной информации должен настораживать, когда вам приводят абсолютно круглые цифры: «сегодня в лондонском метро пострадало двести человек». Цифра не точна. Хотя это может быть спровоцировано и желанием издания первым выдать информацию в сеть.
– Сейчас очень трудно понять, кто является первоисточником той или иной новости. Но можно, если провести кропотливое исследование. Надо быть очень осторожным с цифрами, когда ты что-то читаешь или слушаешь, – поясняет гость.
Профессор Ильченко утверждает, что изобличить фейк можно, опираясь на базовый пакет гуманитарных знаний, и напоминает афоризм Честертона: «Каждый хочет, чтобы его информировали в соответствии с его убеждениями».
– Как только новость не соответствует убеждениям читателя, не вмещается в его картину мира, он отказывается эту новость воспринимать, – предупреждает Сергей Николаевич.

Профессор дает совет журналистам: внимательно смотрите, кто и что вам сказал. Важно также, кому адресовано послание, каков мотив, кому это сообщение появилось именно сейчас?


Анекдот от профессора: «Муму плывет в лодке с Герасимом, понятно зачем. Смотрит на хозяина с подозрением и говорит: «Герасим, ты мне что-то не договариваешь».
– Вранье отличается от фейка. Когда муж говорит жене, что задерживается на работе, а сам выпивает с товарищами – это вранье. Но фейк – это недостоверная информация, не соответствующая действительности, опубликованная в СМИ и написанная журналистом, – говорит Сергей Ильченко.
По его мнению, блогеры не являются зарегистрированным СМИ, поэтому они не производят фейковые новости, они выражают свое личное суждение. Однако, это суждение может оказывать влиять на довольно большую аудиторию. Проблема с блогерами возникает не в связи с текущей ситуацией, она просто не могла не возникнуть сама по себе.
– Фраза «свобода слова» – это оксюморон, каждое слово зависит от контекста. Но когда ты приходишь в редакцию, тебе нужно, как журналисту, принять редакционную политику издания. И претензии нужно предъявлять не к автору, а к владельцам издания, – уверен профессор.
Отвечая на вопросы журналистов, эксперт отметил, что уход из России иностранных СМИ, как и уход российских СМИ из медиа-поля Запада – это плохо. Потому что для того, чтобы конкурировать на информационном поле, нужно видеть стратегию и тактику того, кто тебе противостоит.


Сергей Ильченко убежден: с точки зрения информационной войны мы сегодня занимаем оборонительную позицию. И ужас ситуации, в которой находится реальное информационное противостояние, – в том, что у «той стороны» правил-то и нет. Зато «там« система опознавания «свой – чужой» работает лучше, чем «здесь». Текущие события стали долгожданным поводом сплотиться и обратиться против нас. Мы для Запада такой двоечник Петров, на которого с радостью ополчается весь класс. По словам ученого, в культурной журналистике тоже есть фейки, а бенефициаром здесь является бульварная пресса, которая, впрочем, не интересуется творчеством, а исключительно тем, кто чья жена или любовница. Профессор Ильченко признаётся, что ему приходится заставлять студентов смотреть телевизор. Добровольно это делать «поколение большого пальца« (смартфон!) не будет.

Смотрите полную видеозапись беседы:
 

Фото Юлии Боровиковой

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other