Меню

Елена Образцова: «Режиссеры убивают оперу»

23.08.2013 11:35 65 (11676)


Москву часто называют оперной столицей России. Так ли это на самом деле? Чего не хватает Москве музыкальной? Какие качества помимо голосовых данных необходимы оперному исполнителю для того, чтобы достичь успеха? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в очередном выпуске программы «Временно доступен», который выйдет в субботу, 24 августа, в 23.15 на канале «ТВ Центр». В гостях у ведущих Дмитрия Диброва и Александра Карлова знаменитая оперная дива народная артистка СССР Елена Образцова. После съемок программы побеседовал с певицей и наш корреспондент.
 

— Елена Васильевна, вы нечастый гость на телевидении. Какие у вас впечатления от участия в программе «Временно доступен» на канале «ТВ Центр»?
— Когда меня приглашали, я сразу же сказала, что буду разговаривать, только если передача будет ласковая и добрая. Такой она и была. Я счастлива, что ведущие задавали умные вопросы и в студии была очень хорошая атмосфера.

— Когда вы влюбились в оперу? Помните свое первое потрясение от оперного искусства?
— Это было давно. Я слушала пластинки, которые папочка привез из-за границы, мне было пять лет. И вот тогда-то, в пять лет, у меня уже зародилась жажда петь классическую музыку.

— Вы солировали на сценах лучших оперных театров мира, какая из них для вас самая дорогая?
— Большой театр, «Метрополитен-опера» и «Ла Скала» — вот три сценические площадки, которые я очень люблю. Больше всего я пела в Большом и в театре «Лицеум» в Барселоне. Это очень хорошие залы с замечательной акустикой. Часто пела в Гамбурге, Мюнхене, Вене, Париже.

— А любимая оперная партия у вас есть?
— Да. Из русского репертуара — это Марфа в «Хованщине» Мусоргского. А в западной музыке… Я много пела западной музыки, так что трудно сказать. Наверное, это «Сельская честь», «Аида», «Трубадур».

— Вы ежегодно проводите конкурсы молодых исполнителей... Какие качества помимо голосовых данных необходимы молодому исполнителю для того, чтобы достичь успеха?
— Голос — это самое малое из того, чем должен обладать певец. У него должен быть интеллект, он обязан знать историю, литературу, живопись, иностранные языки. Много чего ему надо знать, но самое главное — он должен накопить в душе много такого, чем можно поделиться с людьми.

— Вы снимались на Западе в музыкальных фильмах. Почему у нас в стране картин по оперной классике практически не снимается?
— Снимать некому: нет режиссеров.

— Вы ведь тоже пробовали себя в режиссуре?
— Да, я поставила «Вертера» в Большом театре и очень бы хотела поставить «Кармен».

— А исполнителей на главные партии найдете?
— Да, есть такая певица Элина Гаранча, которая замечательно поет и в «Метрополитен-опера», и в «Ла Скала». Я бы пригласила ее в «Кармен». И теноры сейчас есть просто замечательные, их тоже можно было бы пригласить.

— Как вы относитесь к современным театральным трактовкам классических опер?
— Очень плохо. Я считаю, что это преступление века. Эти так называемые режиссеры просто убивают оперу. У них нет ничего за душой, вот они и самовыражаются. Началось все во Франции и Германии, а сейчас эта зараза пришла к нам. Из-за них интерес к опере падает.

— Приходилось слышать, что опера вообще отмирающий вид искусства…
— Нет-нет, не беспокойтесь. Это не мы придумали, и не нам ее хоронить — все будет нормально. Похороним сначала этих страшных людей, которые бездарно и бессовестно калечат классику. Я имею в виду режиссеров.

— Расскажите, как будете отмечать полувековой юбилей на оперной сцене?
— В декабре будет концерт в Большом театре. Но какого числа, пока не знаю. Я пришла в Большой театр 50 лет назад — 17 декабря.

— Что для вас Большой театр, Москва?
— Как что? Все! Большой театр — это мой дом, в котором я пропела пятьдесят лет. У меня здесь свой музыкальный фонд, я счастлива, что случилось чудо и наконец, через много-много лет, я добилась этого. А сейчас я добиваюсь открытия Международной академии музыки. Так что Москва — это мой дом, я прожила здесь большую и лучшую часть жизни. И я счастлива, что живу здесь. Здесь собраны самые большие музыкальные силы. Жаль, что концертных залов очень мало. Надо обязательно отобрать для музыки Колонный зал, потому что там замечательная акустика. А заседать по разным поводам можно в других залах.