Елена Образцова: «Режиссеры убивают оперу»
— Елена Васильевна, вы нечастый гость на телевидении. Какие у вас впечатления от участия в программе «Временно доступен» на канале «ТВ Центр»?
— Когда меня приглашали, я сразу же сказала, что буду разговаривать, только если передача будет ласковая и добрая. Такой она и была. Я счастлива, что ведущие задавали умные вопросы и в студии была очень хорошая атмосфера.
— Когда вы влюбились в оперу? Помните свое первое потрясение от оперного искусства?
— Это было давно. Я слушала пластинки, которые папочка привез из-за границы, мне было пять лет. И вот тогда-то, в пять лет, у меня уже зародилась жажда петь классическую музыку.
— Вы солировали на сценах лучших оперных театров мира, какая из них для вас самая дорогая?
— Большой театр, «Метрополитен-опера» и «Ла Скала» — вот три сценические площадки, которые я очень люблю. Больше всего я пела в Большом и в театре «Лицеум» в Барселоне. Это очень хорошие залы с замечательной акустикой. Часто пела в Гамбурге, Мюнхене, Вене, Париже.
— А любимая оперная партия у вас есть?
— Да. Из русского репертуара — это Марфа в «Хованщине» Мусоргского. А в западной музыке… Я много пела западной музыки, так что трудно сказать. Наверное, это «Сельская честь», «Аида», «Трубадур».
— Вы ежегодно проводите конкурсы молодых исполнителей... Какие качества помимо голосовых данных необходимы молодому исполнителю для того, чтобы достичь успеха?
— Голос — это самое малое из того, чем должен обладать певец. У него должен быть интеллект, он обязан знать историю, литературу, живопись, иностранные языки. Много чего ему надо знать, но самое главное — он должен накопить в душе много такого, чем можно поделиться с людьми.
— Вы снимались на Западе в музыкальных фильмах. Почему у нас в стране картин по оперной классике практически не снимается?
— Снимать некому: нет режиссеров.
— Вы ведь тоже пробовали себя в режиссуре?
— Да, я поставила «Вертера» в Большом театре и очень бы хотела поставить «Кармен».
— А исполнителей на главные партии найдете?
— Да, есть такая певица Элина Гаранча, которая замечательно поет и в «Метрополитен-опера», и в «Ла Скала». Я бы пригласила ее в «Кармен». И теноры сейчас есть просто замечательные, их тоже можно было бы пригласить.
— Как вы относитесь к современным театральным трактовкам классических опер?
— Очень плохо. Я считаю, что это преступление века. Эти так называемые режиссеры просто убивают оперу. У них нет ничего за душой, вот они и самовыражаются. Началось все во Франции и Германии, а сейчас эта зараза пришла к нам. Из-за них интерес к опере падает.
— Приходилось слышать, что опера вообще отмирающий вид искусства…
— Нет-нет, не беспокойтесь. Это не мы придумали, и не нам ее хоронить — все будет нормально. Похороним сначала этих страшных людей, которые бездарно и бессовестно калечат классику. Я имею в виду режиссеров.
— Расскажите, как будете отмечать полувековой юбилей на оперной сцене?
— В декабре будет концерт в Большом театре. Но какого числа, пока не знаю. Я пришла в Большой театр 50 лет назад — 17 декабря.
— Что для вас Большой театр, Москва?
— Как что? Все! Большой театр — это мой дом, в котором я пропела пятьдесят лет. У меня здесь свой музыкальный фонд, я счастлива, что случилось чудо и наконец, через много-много лет, я добилась этого. А сейчас я добиваюсь открытия Международной академии музыки. Так что Москва — это мой дом, я прожила здесь большую и лучшую часть жизни. И я счастлива, что живу здесь. Здесь собраны самые большие музыкальные силы. Жаль, что концертных залов очень мало. Надо обязательно отобрать для музыки Колонный зал, потому что там замечательная акустика. А заседать по разным поводам можно в других залах.