Меню

Империя «рогатых птиц»

26.08.2011 14:36 67 (11474)


Иткуль — озеро на севере Челябинской области. На его берегах было обнаружено и исследовано городище, которое принадлежит особой археологической культуре первой половины раннего железного века (VII — III века до н.э.). В научном мире ее (археологическую культуру) и назвали Иткульской.

Среди известных памятников Иткульской культуры — десятки так называемых «городков мастеров», укрепленных поселений, обнаруженных на севере Челябинской области и в Притоболье, а также, как предполагают ученые, культовый объект Каменные палатки на озере Большие Аллаки. Среди известных археологических находок — формы для медных отливок и фигурки «рогатых чертиков», антропоморфные и зооморфные птицевидные фигурки. То ли языческие божки, то ли тотемные животные.

Главным делом «иткульцев» была выплавка металла и его обработка. На поселениях Иткульской культуры исследованы производственные сооружения (горны, ямы) и площадки, на которых отсутствуют жилые постройки. Значительное количество плавильных горнов говорит о масштабах выплавки меди. Сырье (окисленные и сульфидные руды) поступало на «производство» стабильно, поскольку большинство поселений располагалось в полосе рудных месторождений.

Как отмечает челябинский археолог, профессор ЮУрГУ Александр Таиров, для выплавки металла использовались горны различных конструкций с искусственным поддувом. В технологии металлообработки основным приемом было литье с последующей кузнечной доработкой. Литье производилось в закрытые формы одно- или многоразового использования, изготовленных из глины или камня (талькового сланца), изредка из меди. В конце V — IV веков до н. э. в иткульских городках развивалось железоделательное ремесло.

Среди изделий мастеров — кинжалы, наконечники копий и стрел, кельты, ножи, иглы, медные котлы и зеркала. Оружие имеет скифо-савроматский облик — втульчатые и черешковые двух-трехлопастные медные наконечники стрел; наконечники копий со сплошным и прорезным пером; железные мечи-акинаки.

Мощный стимул становлению и развитию металлургического производства у «иткульцев» давало их соседство с кочевым миром Южного Урала. Иткульские металлурги были главными поставщиками меди и изделий из нее сарматам, племенам лесостепи Зауралья и Западной Сибири. Часть металла поступала к воинам и хозяйственникам ананьинской культуры лесного Приуралья, и даже к скифам Северного Причерноморья.

Иткульские металлурги поклонялись силам природы, и одним из главных для них был культ солнца. Это божество они ассоциировали с глиняными и каменными кружками с отверстием в центре.

По всей видимости, «иткульцы» продолжали развитие угорской ветви уральской языковой семьи, которая бытовала на этой территории еще с бронзового века.

Справочник «7ЧУ»

Основная часть памятников Иткульской культуры располагается «гнездами» (от двух до девяти в «гнезде») вдоль восточного склона Уральских гор. Северной точкой распространения культуры является верховье реки Реж, южной — озеро Чебаркуль. Восточная граница проходит примерно по устью реки Синары.

Известны городища, неукрепленные поселения и святилища «иткульцев». Городища обносились рвами и невысокими валами, сложенными из земли. В некоторых случаях валы укреплялись по внешнему склону камнями и плитами. Поверх валов или прямо на земле возводились частоколы или оборонительные стены из горизонтально уложенных бревен, укрепленных вертикальными столбами. Подобные «городские» стены — визитная карточка Иткульской культуры.

На поселениях и городищах находят остатки жилищ в виде прямоугольных или овальных полуземлянок, наземных сооружений со срубными или каркасно-столбовыми стенами, с деревянными лежанками и без них. В каждом жилом помещении было сложено один или два очага.

Помимо жилищ в иткульских поселениях располагались производственные помещения, предназначавшиеся большей частью для металлообработки. Среди прочего развивались также скотоводство, охота и рыболовство, ткачество, прядение, обработка кости и кожи, гончарство. Глиняные сосуды лепились «иткульцами» вручную, без использования гончарного круга. И это также отличительная особенность данной культуры.