Меню

Раз горшок, два горшок...

01.10.2010 09:56 249 (11382)


Гончарное ремесло, одно из самых древнейших и почитаемых в мире, всегда имело широкое распространение в России. Гончарством, как правило, занимались целые семьи, а то и деревни, уезды. Подобных центров гончарства немало было и на Урале. Один из них располагался в селах Верхние и Нижние Таволги Невьянского района Свердловской области. Этим староверческим селам более трехсот лет.

В Екатеринбурге, где-то на улице Челюскинцев, есть специальный магазин «Таволожская керамика». Здесь можно приобрести уникальную посуду, сделанную с соблюдением традиций старых мастеров.

Посуда из глины во все времена ценилась очень высоко. Рассказывают, что за горшок отдавали столько муки, сколько ее в него помещалось. Если не верите — проверьте: в глиняных горшках, изготовленных, что называется, по старинке, очень долго сохраняются кисломолочные продукты.

Верхние и Нижние Таволги расположены в 85 километрах от Екатеринбурга. И если интересно не только стать счастливым обладателем волшебного горшка, но принять участие в его изготовлении, вы прибыли по адресу.

Крутые бока, медная роспись

Свойственный только таволожским горшкам и кувшинам зеленый цвет появился после открытия демидовскими рудо-знатцами медного месторождения неподалеку от Таволог. Тогда-то и начали использовать при изготовлении посуды медные огарки, а в XVII — XVIII веках керамика была чернолощеной, полированной и обожженной смоляными поленьями.

Традиционная таволожская роспись — майолика, которую мы видим в современных изделиях, появилась в начале ХХ века, когда мастера стали использовать различные пигменты и медные красители. Это позволило покрывать глиняную посуду цветной глазурью и расписывать. Так называемая ангобная роспись, известная еще со времен античного керамического производства, получила широкое распространение в этой местности. Ангоб — покрытие из жидкой глины, которое наносится на поверхность изделия до его обжига.

Наиболее известные способы декоративной отделки ангобами — пастилаж, фляндровка и мраморизация. Они мало чем отличаются друг от друга. При пастилаже ангоб распределяется по линиям заранее продавленного на горшке рисунка. Для этого используется резиновая груша или мягкий пластмассовый флакон, куда набирается жидкая глина для росписи. При фляндровке изделие устанавливается и вращается на специальной площадке, в это время роспись наносится на него тонкими полосками. Далее нанесенные пояски ангоба рассекают острой деревянной палочкой, что создает неповторимый живописный узор.

Но отдельно стоит рассказать про мраморизацию — свободное растекание цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Этот способ декоративной отделки применялся на Руси в X — XII веках и сохранился до наших дней.

На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные капли, кляксы, полоски, которые стекают по влажному фону вниз. Изделие, медленно поворачивая, наклоняют в разные стороны, слегка встряхивают. Потеки ангобов образуют сложный рисунок, напоминающий мрамор.

Цвет у ангобов проявляется после обжига. Обычно горшки становятся пастельных тонов. Для придания им большей яркости после просушки перед обжигом изделия на ангобы наносят тонким слоем глазурь.

***

Гончарную мастерскую на селе видно издалека — крынки на заборе, вывешенные на просушку, сами укажут дорогу. Многие жители Таволог — гончары в энном поколении, семьи их занимаются этим ремеслом 200 или даже 300 лет.

И в каждом доме к вам будут по-старинному хлебосольны и привет-ливы.

Владислав ВЕРИГО