Меню

Та беда объединила всех

04.06.2009 17:55 102 (11235)


Прошло ровно 20 лет со дня жуткой железнодорожной катастрофы на Южном Урале. 4 июня 1989 года под Ашой из-за утечки газа произошёл взрыв. В эпицентре оказались два пассажирских поезда: Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск.

167 пострадавших принял ожоговый центр ГКБ № 6. Об этих тревожных, полных трагизма днях медики вспоминают с дрожью в голосе, со слезами на глазах.

В те дни обстановка была как на войне. К вечеру 4 июня опустевшие палаты семиэтажного корпуса ждали раненых. За полдня хирургический корпус больницы подготовили к приёму пострадавших.

Выздоравливающих отправили домой, остальных перевели в другие стационары на долечивание. Пациентов «мирного времени» с бытовыми ожогами переселили со второго на четвёртый этаж.

На территории «шестёрки» был организован штаб. Руководитель ожогового центра профессор Роман Лифшиц и заведующий центром Владимир Балдин встречали эвакуированных, распределяли потоки, проводили титаническую работу.

— До сих пор кажется, что всё это было только вчера, — вспоминает старшая медсестра Надежда Беляева (на снимке). — 4 июня — выходной день. Я пошла в парикмахерскую. Но причёску так и не сделала.

Сижу в очереди, вдруг прерываются передачи по радио. В эфир выходит губернатор Сумин, объявляет: произошла авария на железной дороге, просьба жителям сдать кровь и донорскую кожу для пострадавших.

Я побежала домой, в дверях записка: «Срочно на работу». В больнице готовим кровати, палаты для раненых. Мы были предельно сосредоточены и внимательны друг к другу. Беда объединила всех.

Со всей России в Челябинск ехали специалисты. Огромную помощь оказала медицинская бригада, имеющая опыт работы в экстремальных условиях — во время землетрясения в Спитаке. Вслед за российскими коллегами приехали англичане.

Врачи и медсёстры сутками не оставляли рабочих мест. Спали тут же, на кушетках, по три-четыре часа. И сразу возвращались на свой пост. Обед приносили в котелках. По-солдатски.

— Всё, в чём нуждались, получали очень быстро, — рассказывает Надежда Степановна. — Бросили клич: «Нужны рыболовецкие сети». Вскоре их прислали прямо с завода. Мы натягивали сетку на спинки кровати. Такой своеобразный гамак хорошо вентилировался.

Это настоящее спасение для наших тяжёлых ожоговых больных. Благодаря хорошей циркуляции воздуха они у нас «не загнивали». Без такого материала пришлось бы каждый час переворачивать, тревожить больных, чтобы предотвратить осложнения.

Зелёные рыболовецкие сети и по сей день используются в палатах.

Люди с готовностью делились всем, что имели. Случались и анекдотические ситуации. Срочно потребовались тепловентиляторы — у ожоговых больных нарушена терморегуляция, они мёрзнут даже в летнюю жару. Информацию передали по радио.

— Тут же к хирургическому корпусу подъезжает ЗИЛ-130. Оттуда краном выгружают огромный промышленный вентилятор, — вспоминает заведующий отделением Михаил Коростелёв. — Да у нас бы всех больных ветром сдуло! Но люди искренне старались помочь чем могли.

— Огромное спасибо всем, кто принимал активнейшее участие в ликвидации трагических последствий ашинской катастрофы, — говорит главный врач ГКБ № 6 Игорь Скорик.

— Завтра на торжественное мероприятие у нас соберутся все, кто имеет прямое отношение к этим событиям. Мы вспомним те дни, почтим память Романа Иосифовича Лифшица, основателя и руководителя ожогового центра.

Наталья ФИРСАНОВА
Фото Вячеслава НИКУЛИНА