Меню

Похороны стрелы, хоровод и бой на ножах

18.08.2016 12:15 - автор Сергей ТАРАН
В субботу, 13 августа, в Саду Победы с большим успехом прошел первый в стране фестиваль национальных видов спорта «Победные традиции». Событие было удачно приурочено ко Всероссийскому дню физкультурника.
По своему содержанию, количеству самодеятельных участников мероприятие, несомненно, войдет в историю. Отметим лишь, что само непрерывное действо на нескольких площадках длилось более семи часов, вовлекая в свои разнообразные сюжеты большое количество зрителей. Всем было необычайно интересно приобщиться к старинным боевым традициям, потому что физическая культура — составная часть общей культуры.
Похороны стрелы, хоровод и бой на ножах


Игра на празднике

Открывая мероприятие, министр спорта Челябинской области Леонид Одер отметил, что русский народ уважает традиции всех наций, проживающих в России. Однажды мы увлеклись развитием традиций малых народностей, да забыли про свои, исконно русские. Сегодня пришло время обратиться к собственным истокам духовной и физической культуры, к боевым традициям, которые всегда помогали русским выстоять в судьбоносные времена.

А потом министру подарили древний «мужской пояс» на память, назначили Батькой всего фестиваля. И началось веселие. Квас и мед — это для того, чтобы ощутить историю на вкус и вспомнить, что наступает Медовый Спас. В этот день было можно и уши насладить с лихвой. Для начала бабахнули из пушки. Так издавна повелось, чтобы каждый услышал: праздник начался! Фольклорные коллективы «Ярмарка» и «Артель» затянули с душой казачью песню «Пролегала шлях-дороженька…». Пели много, и гармонисты не жалели свои гармошки — наяривали на всех площадках, где завязались состязания. Публика включалась сразу. А комментаторы со сцены рассказывали, как правильно за дело браться. Взять тот же канат. Схватились за него человек сто, а может, и больше. И дети, и пожилые дамы, и молодежь — всем охота перетянуть. Азартно дело, когда стараться надо дружно. Заодно выучили команду «расход» — для безопасности.

4.jpg

А где, как не в играх, проверяется ловкость, сила, смекалка. Вот казаки взяли палки, машут мельницами. Они стоят коридором. И надо пройти, не задеть. Весело. А вот игра «в лапоть». Задача — пробраться к тому, кто крутит веревку с «лаптем», и снять с него шапку. Не добрался — получи по лбу. А там уже пошли хороводы водить. Девушкам и юношам забава.

Атаман Челябинского отделения российского «Союза казаков» Михаил Лонщаков с огромным удовлетворением отметил мероприятие:

— Во-первых, это старинные забавы. Стенка на стенку — это исторически было в казачьих станицах. Показать свою удаль — дело важное. Надо вспоминать все наше, то, что в России-матушке есть, в казачьих краях. Во-вторых, надо избавляться от всего наносного, что пришло невесть откуда. Поэтому мы двумя руками за такой фестиваль. И молодежь свою стараемся воспитывать точно так же. Немного поздно нам сказали об этом фестивале. Поэтому вышла накладочка. Например, клуб «Есаулец» сегодня проводит большой фестиваль у себя в Кыштыме. Сегодня же большие казачьи сборы проходят в Чебаркуле. Но городские подразделения казаков сегодня пришли сюда, в Сад Победы.

Хват не сват, держись крепче!

Это только кажется, что опрокинуть одного двое смогут запросто. А как пошла борьба «тормоха», тут и выяснилось: есть у нас удивительное единоборство со своими особенными приемами. Тренер-преподаватель народной борьбы Владислав Батуев из Сочи специально приехал на фестиваль в Челябинск. Он вызывает смельчаков: «Подходи, хоть на одну косую. Хоть на две!» Это про захваты. А там уже молодцы летят на землю. Желающих испытать себя много.

3.jpg

Едва успеваю поговорить с Батуевым. Он с восторгом отметил, что за последнее время Челябинск успел стать местом возрождения древних боевых искусств. Приятно слышать.

Кто крутит шашкой как перышком, кто мечом. А эти детинушки играючи обходятся с огромными бревнами. Весьма впечатляет. Повсюду разыгрались поединки в точности с задачами фестиваля. Бились ребята и на надувных мечах. Но ведь не зря шлемы надели. Говорят, больно, если удар пропустить. К тому же интересно посмотреть на чудеса в праздничный день. Сергей Иванович Черемных из Южноуральска на свой глубокий пенсионный возраст не смотрит — он спортом увлекается. Разулся, вступил в ящик с битым стеклом, взял в каждую руку по полуторапудовой гире и давай ими жонглировать. А потом еще и мужика ему на шею посадили. Чудно. Как такое выдержать?

Древний обряд

На фоне могучих мужчин, что пришли помериться силой, женщины в национальных белых платьях выглядели какими-то небесными существами, которые мелькают то тут, то там. Оказалось, на фестиваль прибыл театр мистерии «Аркона» из Миасса. Девушки показали древний обряд «Похороны стрелы». Потрясающее, незабываемое зрелище. Публика с первых тактов музыки, с первых жестов актеров оцепенела. Каждый мысленно перенесся на десятки веков в прошлое. Такова сила магии обряда, пусть осовремененного, но за ним угадывалась неведомая древняя поэзия. Словом, такую чудную хореографию надо видеть.

2.jpg

Пара слов о поножовщине и бузе

Оказывается, бузотеры, которые любят бузить, вовсе не хулиганы. Напротив, это сплошь культурные люди. Буза начинается с пляски атаманов, с прикольных дразнилок, которые распевает «стенка». А противоположная «стенка» отвечает, да еще в рифму. Потом стенка на стенку сходится. Бьются мужики и толкаются, а потом искренне братаются. Традиция!

Разговаривал с известным экспертом единоборств Владимиром Филичкиным. Ножевой бой — его новое увлечение в целой серии «бойцовских» знаний. Так мэтр заметил, что настоящие бойцы всегда мыслители, постигающие психотехники, философию боя. Причем каждое национальное единоборство есть концентрированное выражение народной особенности, суть национальной культуры.

6.jpg

— Ножи издавна носили как полезный элемент одежды, — заметил Владимир Васильевич. — Без ножа в быту не обойдешься. Хоть ту же щепку настрогать для огня или порезать что-то. Естественно, для самообороны нож применялся. В системе приемов ножевого боя начинается действие именно как защитное: блок ножом, разрез атакующей руки. Со временем сложились различные культуры и направления в работе с ножом. Национальные единоборства сегодня признаны ценностью. Во всем мире наблюдается сегодня бум единоборств. Люди стремятся быть независимыми, а для этого надо быть сильными, чтобы в случае чего защитить себя и своих близких.

Владимир Филичкин и Герман Болховских снова встретились. Правда, не на боксерском ринге, а в рамках главного действа фестиваля — массового стеночного боя, когда две большие оравы мужиков под предводительством атаманов сшибались друг с другом. Но перед этим выпустили как застрельщиков двух бойцов. Бой на ножах стремителен. Здесь взгляд не поспевает за полетом опасного лезвия. Понятно, что ножевой бой — затея не для слабонервных. Но для этого Владимир Филичкин специально готовился с 25-летним мастером карате (призер чемпионата мира в Японии, между прочим). А Германа Болховских за день до схватки закончил тренировать главный специалист по русскому рукопашному бою. Специально готовили приемы с учетом своих давних соперников. И бой получился яркий, острый именно потому, что работали подготовленные бойцы. Как известно, в равном бою большое значение приобретают мелочи. В какой-то момент Филичкин выронил нож, за что немедленно был оштрафован на два очка. В итоге Болховских стал победителем со счетом 7:5. Но главное, зрелище вышло на славу. Отметим, что это все-таки не спортивное соревнование — скорее этнографическая иллюстрация для челябинцев.

И наконец, это отмечают буквально все, случился замечательный эффект, к которому стремились организаторы, фанатично преданные идее возродить национальные виды единоборств: люди от мала до велика, всех возрастов и званий включились в общее действо. Они из заурядных зрителей на глазах превращались в полноценных участников праздника.

1.jpg

Самым активным на фестивале вручили подарки. В том числе полугодовую подписку на газету «Вечерний Челябинск».