Меню

От Санарки до Кремля

4 апреля 2016 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Михаил Фонотов: «Подумайте только: деревенский паренек оказывается в Кремле и обсуждает с президентом государственные дела...»
От Санарки до Кремля


«Парень из Верхней Санарки» - гласит название на обложке. Если бы не второй заголовок и фотография — наверное, немногие сразу бы вспомнили, что Верхняя Санарка — родина первого губернатора Челябинской области Петра Сумина. Но именно ее вывел в заглавие автор — журналист, краевед, писатель Михаил Фонотов. Без причины? Едва ли!

Первая, «пробная» презентация книги проходит в Челябинском краеведческом музее. Очень символично: ведь именно Петру Сумину новое здание обязано своим появлением. После официальной церемонии прошу Михаила Саввича рассказать о работе над книгой.

Паренек из деревни

Работа эта началась со звонка Андрея Косилова, заместителя и старого соратника Петра Сумина. Он спросил, не согласится ли Михаил Фонотов написать книгу о Петре Сумине.

- Неожиданная идея, но желанная, - признается автор. - Интересная тема. Конечно, я согласился.

- И с какими мыслями вы принимались за работу?

- Первая и основная мысль — проследить, как простой человек из народа поднимается к вершинам. Подумайте только: деревенский юноша, паренек от земли вдруг оказывается в Кремле, сидит напротив президента и обсуждает с ним государственные дела... Мне хотелось показать этот поразительный взлет, когда высота, совершенно, казалось, немыслимая, обретает реальность.

Исходя из этого, название совсем не удивительно. Хотя при прочтении книги можно заметить и другой важный фактор: автор старается показать не политического деятеля, а человека — паренька из Верхней Санарки. Но у книги есть и подзаголовок: «Петр Сумин — народный губернатор».

- Довольно громкая фраза. Не сомневались в ней?

- Когда я работал, долго думал о том, имею ли право так назвать Сумина. Я всегда считал, что Петр Иванович — человек честный, не способный на сделки с совестью. Но в то же время я был убежден, что власть портит людей, буквально атакует каждого, кто получает ее. Мог ли крестьянский парень, так долго находясь во власти, не стать вельможей? Я был уверен, что это неизбежно. И даже готов был простить своему герою маленькие ошибки. Но чем дольше я писал, тем отчетливее понимал: Петр Иванович заслуживает громких слов. Он действительно народный губернатор. Что касается соблазнов власти, то Сумин воевал с ними на протяжении всей карьеры и остался верен себе. Даже его оппоненты, его противники не нашли, что поставить ему в вину, не смогли собрать никакого досье. Единственное, в чем могли его упрекнуть, — работал, несмотря на болезнь.

Книга о народном губернаторе начинается соответственно - встречей с деревенскими жителями, которую успел запечатлеть фотограф. Таких встреч, объясняет Михаил Фонотов, было немало.

- Губернатор имел две ипостаси. В администрации он слыл человеком очень строгим и даже жестким. К своим чиновникам был очень требователен. Но становился совершенно другим, когда выезжал в район. Петр Иванович обязательно выходил к людям, хотя никто не считал, что он обязан это сделать. Он понимал, что могут возникнуть какие-то неудобные ситуации, подняться неприятные темы. Но он все же выходил, чтобы объяснить людям свою позицию и понять, чего они хотят.

q2vpimfx.jpg

- А не боялись вы идеализировать своего героя?

- Наверное, да — такая опасность была. Но я думаю, мне удалось ее избежать. Ведь основной целью было показать Сумина как человека. А значит — увидеть его со всеми недостатками. Без этого нельзя было бы показать его достоинства!

60 процентов разговоров

На подготовку книги — от идеи до обложки — ушло два года.

- Работать было легко! Я всегда работал легко, если было интересно, - рассказывает Михаил Фонотов. - Кроме одного направления. В советские годы в печатных изданиях был такой закон: на страницах газеты должно быть 60 процентов читательских материалов и только 40 — журналистских. Это делалось для того, чтобы у людей была возможность высказаться. Но получалось не всегда. И когда эти 60 процентов набрать не удавалось, нас буквально заставляли писать статьи за рабочих, крестьян, профессоров, интеллигенцию... Это было очень мучительно.

Тем не менее именно по такому принципу оказалась построена книга «Парень из Верхней Санарки»: большую часть ее страниц автор отдал людям, которые знали Петра Сумина, а себе оставил процентов 40 или даже меньше.

- Я хотел построить книгу на диалогах, на интервью с людьми. Значительную часть занимают рассказы Ольги Ильиничны Суминой, их с Петром Ивановичем дочерей, его соратников и людей, которые трудились вместе с ним.

На самом деле в книгу вошли воспоминания не только друзей и союзников Сумина. Есть на ее страницах и интервью с Вадимом Соловьевым, соперником Петра Ивановича в борьбе за губернаторское кресло.

- И все эти люди легко шли на контакт?

- Да, все соглашались с большой охотой, приносили по моей просьбе фотографии — вы можете видеть, что в книге очень много иллюстраций. А как они говорили! По правде, я немного опасался этой части работы - боялся ответов бюрократическим языком, штампов, общих фраз. Но все мои собеседники говорили прекрасно: понятно, живо, откровенно. Приводили разные примеры, о которых, быть может, никому прежде не рассказывали. И, знаете, было заметно, что все эти люди благодарны судьбе за время, проведенное в обществе Петра Ивановича.

- Значит, все сложилось легко?

- Конечно, определенные трудности были. Многие из тех, кто работал вместе с Петром Ивановичем, сейчас люди достаточно занятые. Я не мог просто прийти к ним и заявить: «Я хочу с вами поговорить!» Но поскольку инициатором идеи был Андрей Косилов, он помог мне наладить многие контакты.
Правда, Ольга Сумина, принимавшая активное участие в создании книги, на ее презентации заметила, что без казусов работа не обошлась. Конечно, я сразу поинтересовалась у Михаила Фонотова, о каких эпизодах речь.

- Были некоторые казусы, но на фоне общей работы они мало запомнились.

- И все-таки?

- Если хотите, вот один случай. Мы очень дельно побеседовали с одним человеком — я, конечно, не буду говорить, с кем именно. Рассказ вышел просто замечательным. Я записал его на диктофон, потом перенес на бумагу. Но мой собеседник, увидев результат, заспорил: «Это не то, я так не говорил! Давайте побеседуем еще раз». И мы поговорили снова. Я обработал текст, и он снова не понравился. Вот это было досадно: ведь рассказ получился таким живым, интересным... В итоге мой собеседник сам набросал текст так, как хотел бы его видеть. Пришлось смириться...
- А что в работе было самым трудным, самым тяжелым?
- На этапе написания книги трудностей не было! Все рабочие мелочи и казусы не стоят внимания. Вообще мне показалось, что самым трудным было издание книги. Но ведь это уже техническая часть, ни к творчеству, ни к герою отношения не имеет.

Кадры из биографии

- Мне кажется, вы очень душевно относитесь к своему герою. Когда читаешь книгу, этого нельзя не заметить. Ведь вы и сами неплохо знали Петра Сумина, верно?

- Я бы сказал так: мы с Петром Ивановичем никогда не были близкими друзьями, но и из виду друг друга не выпускали. Мы познакомились еще в тот период, когда он был деятелем комсомола. Я был вхож в тот круг как корреспондент «Комсомольской правды». И уже тогда я отдавал Петру Сумину должное как самому порядочному, на мой взгляд, деятелю своей организации. Затем он стал подниматься выше. А я старался не подходить близко к любым властям и об этой позиции не жалею. Но Петра Ивановича я помню довольно хорошо и своего мнения о нем не изменил.

f2zx65hl.jpg

- Наверное, в процессе работы вы узнали о нем много нового?

- Конечно! Люди, с которыми я разговаривал, вспоминали множество эпизодов, каких-то происшествий... Некоторые из них произвели на меня огромное впечатление.

- Например?

- Ольга Ильинична рассказывала о том, как они гуляли вместе, когда они еще не поженились. Они шли по улице, и вдруг Петр Иванович запел. А Ольга Ильинична на него шикнула: «Что ты, у тебя и слуха-то нет!» Он обиделся чуть ли не до ссоры. Он любил петь. А Ольга Ильинична потом признала, что голос-то у него был чудесный — богатый баритон.

- Какая милая история! А что-нибудь о работе?

- Юля, его дочь, рассказала очень показательный случай. Она какое-то время работала в администрации. И вот однажды, во время поездки в Чесму, разговорилась с отцом. Юля сказала: «Папа, а ведь ты плохо заботишься о своих сотрудниках. У нас компьютеры старые...» Объяснила, что плохо, что не так. В общем, выложила все, что обычно обсуждают между собой в кабинетах или на перерывах. Петр Иванович вспылил!

- В самом деле?!

- Да, это за ним водилось. У него даже в партийной характеристике это было записано — вспыльчивый. Он всю жизнь с этим старался бороться, но так и не смог укротить свой нрав.

- И что же было дальше?

- Петр Иванович распек дочь: да что ты, мол, понимаешь. Договорились до того, что поссорились и всю дорогу ехали молча... И вдруг через несколько дней Юля начала замечать, что происходят перемены. Он все запомнил, все учел и как мог поправил.

Таких живых историй Михаил Фонотов успел собрать очень много — теперь их можно найти в книге. Поэтому возвращаюсь к изданию и задаю самый важный вопрос:

- Довольны вы книгой?

- Как сказать... Книга всегда выходит хуже, чем ты ее задумал. Этому есть объективные причины, особенно если она делается коллективом авторов. Иногда необходимо идти на уступки. Впрочем, если работаешь один, то уступать приходится самому себе, - признается Михаил Фонотов. - Но о потраченных силах и времени не жалею! Я горд, что написал эту книгу: не потому, что она о губернаторе, а потому, что она — о Сумине.

Фото Вячеслава НИКУЛИНА.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


Новости