Меню

К 280-летию города ЛЮДИ-ЛЕГЕНДЫ: АРХИТЕКТОРЫ ЧЕЛЯБИНСКА

20 июня 2016 - автор Андрей ВАГАНОВ
Большая часть проектных предложений об архитектуре Челябинска осталась на бумаге
К 280-летию города ЛЮДИ-ЛЕГЕНДЫ: АРХИТЕКТОРЫ ЧЕЛЯБИНСКА


Приезжие знаменитости не устают критиковать архитектурный облик нашего города. Что и говорить, за последние десятилетия порушено многое – исчезли многие памятники истории, вырублены скверы, построены неуместные в историческом центре высотные здания. Однако островки архитектуры, с которой начинался Челябинск купеческий, а потом Челябинск промышленный, все же сохранились. Но вот что странно: мы очень мало знаем о людях, которые помогли городу обрести эти здания. Личность некоторых архитекторов остается загадкой даже сегодня, и всезнающий Интернет не помогает найти подробностей жизни замечательных инженеров. Сегодняшний рассказ – о двух легендах городской архитектуры.

++++Ploshchad_revolutsii_-_Chelyabinsk.jpg

Инженер Федоров
Как известно, наш город долго пребывал бы в статусе забытого захолустья, если бы через Челябинск не пролегла железная дорога. Магистраль способствовала развитию торговли, а богатеющие купцы, в свою очередь, развивали то, что сегодня называется городской инфраструктурой – общественный транспорт, водопровод, электрическое освещение и так далее. Немногие знают, что именно на железной дороге сначала работал Аркадий Андреевич Федоров, который затем проявил себя как архитектор, спроектировав несколько сохранившихся до сегодняшнего времени зданий.

Один из таких памятников – особняк С.Г. Данцигера (год постройки – 1910-й). Это сравнительно небольшое здание гармонично сочетает в себе многие черты русского модерна – очень популярного архитектурного стиля начала двадцатого века. Вот как описывается его облик в энциклопедии «Челябинск»: «Фасады отличаются живописной асимметрией. Угловая башенка, увенчанная шпилем, закрепляет перекресток улиц и служит объединяющим акцентом. Главный вход заглублен в портал. Окна различных размеров и очертаний, с типичными линиями рамных переплетов. Усиливают декоративный эффект разнообразные лепные детали: от линейных форм и окружностей, растит. гирлянд до стилизованных женских головок». Кстати, рядом с домом стоит охраняемый как памятник культуры старый столб телефонной связи.

Судьба особняка внушает опасения: после расширения улицы Труда между проезжей частью и фасадом осталось очень мало места. Проходящий по улице транспорт неизбежно влияет на состояние здания…
Спустя год по проекту того же А.А. Федорова строится другое значимое для Челябинска здание – магазин М.Ф. Валеева по улице Уфимской (ныне Кирова). Это еще один шедевр модерна в нашем городе – чего стоит легкий, изящный фасад с огромными (по тем временам) витринами. Кроме того, магазин был оборудован по последнему слову тогдашней техники – вплоть до собственной электростанции, которая располагалась в подвале. Сегодня это здание торгового комплекса «Молодежная мода», по сути, задает тон всей пешеходной Кировке, поскольку именно на ее пересечении с улицей Коммуны поздние «новоделы» все же как-то гармонируют с историческими постройками.

Следующее здание Федорова тоже известно всем в нашем городе – это торговый дом братьев Яушевых, в котором ныне располагается картинная галерея Музея искусств. Здесь витрины просто поражают воображение, а декоративные элементы, свойственные стилю модерн, минимизированы. Примечательно, что при строительстве здания концертного зала получилось так, что оно как бы «врезалось» в старинный дом. Но фасад его все же удалось сохранить, и возвышающаяся с одной стороны над кровлей «коробка» сцены кажется некой архитектурной деталью.

По проектам Аркадия Федорова были построены водонапорная башня в Челябинске, здание библиотеки в Екатеринбурге (ныне библиотека им. В.Белинского) и другие объекты. Однако о личности самого автора проектов, как ни странно, почти ничего не известно.

++17-02-14-007.jpg

Даже годы жизни Аркадия Андреевича определяются весьма условно: во всех исторических справках и энциклопедиях значится нечто невероятное – «XIX – XX век», как будто он жил двести лет.
Более того, в последнее время у некоторых исследователей появилось сомнение – а был ли Федоров архитектором в Челябинске? Известный историк и краевед Гаяз Самигулов указывает, что Федоров работал инженером путей сообщения и был приглашен городским главой А.Бейвелем для проектирования системы городского водоснабжения. Затем он осуществлял технический надзор за строительством водопроводной сети.
– О должности челябинского архитектора хотелось бы отдельно поговорить. Я не сталкивался с документами, где Федорова называли бы архитектором, хоть по должности, хоть по профессии, – пишет Г.Самигулов. – На работу его приняли, но первоочередной его задачей был надзор за работой и расширением водопровода – работа инженера-эксплуатационника, но не архитектора. Правда, помимо этого, он брался за подготовку проектов и наблюдение за строительством городских школ, наблюдение за постройкой Городского дома. Проектные чертежи дома Данцигера подписаны «Инженер Федоров». Яушев также указывал, что проект магазина (пассаж Яушевых в Челябинске) выполнен инженером Федоровым. Было бы глупо отрицать, что Аркадий Андреевич был архитектором, но вот так ли обозначалась его должность в Челябинске, я не уверен.

Во всяком случае, с 1914 года Федоров переходит на работу в Екатеринбург уже в статусе архитектора. Но опять-таки и в энциклопедии «Екатеринбург» сведения о нем скупы: «Под руководством Федорова завершено строительство здания нового гостиного двора (1915) и начато строительство зданий горного и учительского институтов (1915). Автор проектов перестройки здания Общественного собрания (1915), застройки каменными торговыми домами Торговой площади (1916). Проектировал и строил многие частные жилые дома – особняки и усадьбы. Развивал преимущественно композиционные принципы стиля модерн».

Архитектор Помпеев
Еще один «знаменитый незнакомец» нашей истории – Борис Сергеевич Помпеев. Опять-таки, о нем лично известно очень мало. Учился он, скорее всего, в ЛИИКС (Ленинградский институт инженеров коммунального строительства). Затем работал в Гипрогоре – основанном академиком Ильиным институте, который был создан специально для проектирования новых городов. Сотрудники института разрабатывали генеральные планы застройки, в том числе и первый генплан Челябинска, поскольку на волне индустриализации в 30-х годах город получил новый импульс развития. 

«Основное внимание в 1930-е гг. при реализации концепции генплана было уделено уже не промышленно-селитебным комплексам, а ансамблю городского центра, новый облик которого начал оформляться в этот период. Архитектурное решение центра должно было получить пространственный размах, крупномасштабную монументальную застройку, оформлявшую площади и стержневые магистрали. Но большая часть проектных предложений осталась на бумаге», – пишет исследователь истории архитектуры Евгения Конышева.

Однако монументальной композицией центра мы можем восхищаться до сих пор. Ансамбль вокруг площади Революции – предмет гордости челябинцев. И Борис Сергеевич Помпеев внес свой вклад в создание этого ансамбля. Он является соавтором проекта здания гостиницы, дома для работников облисполкома. По его проекту, например, построено в 1942 году здание управления железной дороги с монументальными колоннами, строго симметричным фасадом и мощными гранитными шарами у входа. Этот стиль, который называют и советским монументализмом, и неоклассицизмом, и даже сталинским ампиром, ненадолго стал главным в стране: военное время не располагало к излишествам, а затем восторжествовал прагматичный минимализм. Однако в центре города остались и главная площадь, и театр оперы и балета. Влияние ленинградских архитекторов сказалось и на проектировании других зданий, например дома «Челябэнерго» с его циклопическими колоннами. До сих пор при взгляде с определенного ракурса на центральных улицах пронизывает ощущение сходства с городом на Неве…

++992f09e36a827a638c83cc731d9e8cea.jpg

И снова, как и в случае с Федоровым, биографические сведения о Помпееве крайне скудны. Более того, даты его жизни наводят на мысль, что здания в нашем городе построены уже после смерти зодчего. В монографии Селим-Хана Магомедова «Архитектура советского авангарда» обозначено: Помпеев Борис Сергеевич (1904 – 1942)…

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»