Меню

Куда уйдет гвардия сирот

02.02.2007 00:00 19 (10654)
Медсестра одного из родильных домов Екатеринбурга заклеивала младенцам-отказникам рты пластырем. Это жуткое известие взбудоражило общественность. А в конце минувшего года в Магнитогорске подобрали...
Куда уйдет гвардия сирот


Медсестра одного из родильных домов Екатеринбурга заклеивала младенцам-отказникам рты пластырем. Это жуткое известие взбудоражило общественность. А в конце минувшего года в Магнитогорске подобрали на остановке брошенного малютку. Возможно, это был второй ребенок в семье, который не дотянул до раздачи сертификатов на 250-тысячный капитал?

А сколько маленьких трагедий происходит за стенами детских домов? Почему подростки бегут из интернатов? Вовсе не потому, что там работают злые люди. Просто не у всех хватает выдержки и любви для современных подранков, которым не повезло.
Дети должны расти в семье. С этим никто не спорит. Однако брать ребятишек из детского дома отважатся немногие. По крайней мере пока. Не так давно глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов смело заявил: через пять-шесть лет в России практически не будет детских домов. Но остается загадкой, куда уйдет огромная армия государственных ребятишек? Вернутся к своим поумневшим родителям, которые в свое время с легкостью отказались от них? Но, как правило, «свободные» мамы и папы в погоне за синей птицей удачи забывают о существовании детей.
иностранное усыновление в последнее время не приветствуется. Дескать, справимся сами. Однако сомнительно, что наши люди дружно захотят увеличить свои семьи за счет чужих ребятишек. Так, за весь прошедший год в Челябинске усыновили не более сотни детей. Несколько активнее берут под опеку, и то в основном заботливые бабушки и другие родственники.
Правительство вроде бы придумало стимулы. Приемному родителю предлагается единовременно 8 тысяч рублей (а для жителей Челябинской области —  9200 с учетом коэффициента) при приходе ребенка в семью. И правильно, ведь появился новый человечек. Чем он хуже тех, кого привезли из роддома родные мамы и папы? Опекуны каждый месяц будут получать по четыре тысячи рублей.
Все это, конечно, хорошо, но достаточно ли для того, чтобы через пять-шесть лет опустели наши детские дома? Ведь не все измеряется только деньгами. 
Одна моя знакомая, имеющая двоих взрослых детей, взяла под опеку четырехлетнюю девочку из дома ребенка. у многих такой реверанс вызвал недоумение: мол, зачем ей нужна эта обуза? Но выбор был зрелым и осознанным. Тем не менее женщине пришлось столкнуться с неожиданными трудностями. Девочка часто болела, приходилось неделями сидеть на больничном. Начальство на работе хмурилось. Возникли сложности с устройством в детский сад. «Чем ваш ребенок лучше моего? Захотели его опекать, так и решайте свои проблемы в порядке общей очереди», —  упрекали ее чиновники. Был момент, когда эта достаточно сильная женщина почувствовала себя настолько растоптанной, что появлялось предательское желание вернуть малышку. Но девочке все же повезло, в дружной семье, куда она попала, сумели преодолеть все препятствия.
К сожалению, счастливый финал бывает не всегда. Увидев очаровательного голубоглазого ребеночка, люди готовы  принять его в семью. Но при первых же проблемах пасуют и сдают малыша обратно. А каково этому дважды брошенному человечку? Ведь ребенок не щенок и не котенок, которого можно отдать в другие руки, если он изорвет любимый ковер и нагадит в домашние тапочки. А детдомовцы —  особые дети, обделенные с младенчества родительской заботой. У большинства из них надломленная психика и слабое здоровье. 
При желании, наверное, можно организовать массовую передачу детей в семьи, а потом бодро отрапортовать о завершении очередной кампании. Однако сиротский вопрос не решат ни деньги, ни громкие обещания чиновников, ни рекламные кампании. Нужно учиться чуткому отношению в обществе к этой проблеме. Помогать и поддерживать семьи, где уже растут бывшие сироты, чтобы дети и их родители не чувствовали себя униженными, брошенными и забытыми. Может быть, тогда у детей, волею судьбы-злодейки оставшихся без родных матерей и отцов, появится шанс на полноценную жизнь и благополучие в будущем.

Дежурный наблюдатель Наталья ФИРСАНОВА.