Меню

Реклама вне закона

01.02.2007 00:00 18 (10653)
Наблюдательные горожане заметили — с улиц пропала реклама табака. С нового года она под запретом. Как челябинские компании выполняют требования закона о рекламе и на кого «имеют зуб» антимонопольщики, выясняла «Вечерка».
Реклама вне закона

Наблюдательные горожане заметили — с улиц пропала реклама табака. С нового года она под запретом. Как челябинские компании выполняют требования закона о рекламе и на кого «имеют зуб» антимонопольщики, выясняла «Вечерка».

Дело — табак
Наученные горьким опытом, мы не верили, что все производители сигарет как один послушались законодателей. Поэтому две недели подряд искали хоть один намек на вредную привычку на билбордах, но тщетно.
— Тотальных проверок пока не было, но если наши сотрудники встретят такую рекламу, к примеру, пока едут на работу, обязательно отреагируют. Но пока никто из нас запрещенную рекламу табака не встречал, — подтвердила начальник отдела по контролю за рекламой управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Людмила ГАЛИЧИНА.
Если быть точными, табу с 1 января наложили на всю наружную рекламу табака, курительных атрибутов и даже кальянов. Под наружной рекламой понимаются не только билборды, плакаты, растяжки и прочие уличные конструкции. Нарушителем закона, к примеру, считается и владелец торгового павильона, который приклеил постер с рекламой сигарет к наружной стене или выставил его на всеобщее обозрение
в окно.
Хорошо, что законодатели не вынудили продавцов прятать товар под прилавок — сигаретные пачки, выставленные в витринах киосков, решили за рекламу не считать.
Куда же перекочует реклама табака? По одному из вариантов, она спрячется за двери магазинов и павильонов. Ведь по закону плакаты и растяжки с изображением сигарет внутри торговых точек не запрещены. Не исключено, что пока не запрещены. В Думе ждет своего часа проект полного запрета рекламы табака. Он был внесен в октябре прошлого года и будет рассмотрен в весеннюю сессию. Полный запрет на рекламу табака действует во многих странах мира, например в ЕС. Так что вполне вероятно, что наши законодатели решат скопировать опыт европейских коллег.

Непристойности с глаз долой
Обойти с проверкой все киоски и павильоны в городе — задача не из легких. В этом сотрудникам антимонопольного управления могут помочь сознательные граждане, как было в случае с другой рекламой. Баннер с изображением легкомысленной девицы (она одета, но эротично оголяет живот) в нескольких шагах от органного зала заметил прохожий и сообщил об этом в антимонопольную службу.
— Наши сотрудники выехали на место и провели проверку, — говорит Людмила Галичина. — В результате мы возбуждаем дело в отношении казино, повесившего плакат. Изображение на нем непристойное, а значит, его размещение недопустимо.
Вообще, крепкие словечки и непристойные картинки в последнее время все чаще появляются в рекламе товаров и услуг. К примеру, в прошлом году антимонопольщики забраковали слоган «Евросети» «Мы отодрали цены». А перед самым Новым годом появился другой не менее провокационный — «Ни *** себе, все людям!» (одно слово заштриховано, и на ум приходит ругательство). Антимонопольщики из Хабаровска даже собираются провести социологический опрос, чтобы убедиться в том, что у жителей города это высказывание вызывает те же ассоциации, что и у сотрудников ФАС. В Челябинске опросов не будет, но дело в отношении «Евросети» рассматривается в суде 5 февраля.
Также в прошлом году челябинские антимонопольщики рекомендовали магазину сувениров убрать с глаз долой слоган «Охрюненный Новый год». Компания обратилась в экспертный совет ФАС, который не увидел в рекламе нарушений. Но плакат все же сняли. Скорее всего, потому, что подошла к концу новогодняя рекламная акция.

Бутылка ни при чем
Рекламу крепких алкогольных напитков запретили с 1 июля прошлого года. И водочные производители сразу придумали ход — рекламировать свою продукцию под видом минералки, льда, диска с застольными песнями… В прошлом году УФАС по Челябинской области насчитало 28 подобных фактов. Все они устранены.
— Сейчас в числе прочих мы рассматриваем дело одного местного продавца. Он поместил в витрине магазина изображение бутылки с корабликом внутри. Да, в рекламе не фигурирует конкретный алкогольный напиток. Но по закону запрещена реклама не только, к примеру, водки или коньяка, но и заводов-производителей и продавцов, — резюмирует Людмила Галичина.

Цифры
• 385 фактов, указывающих на нарушение закона о рекламе, было рассмотрено Челябинским УФАС в прошлом году.
• Возбуждено 101 уголовное дело.
• 28 раз нарушали закон водочные производители, маскируя в рекламе свой продукт под минеральную воду или газировку.
• Больше всего нарушений — 34 — усмотрели антимонопольщики в рекламе пива (чаще всего она располагалась слишком близко к школам, больницам, спортивным сооружениям). 
• 15 раз в рекламе были использованы нецензурные выражения или эротические образы.

Чем рискуют нарушители
За нарушение рекламного законодательства штрафуют:
— на сумму от 40 до 500 тысяч рублей — юридических лиц;
— от 4 до 20 тысяч руб-лей — индивидуальных предпринимателей и должностных лиц;
— от 2 до 2,5 тысячи руб-лей — физических лиц.

Красотки не помогут
Принято считать, что лучшая реклама для мужчин — та, на которой есть изображение обнаженной девицы. Но помогают ли красотки продавать больше товаров для мужчин? Это решили выяснить сотрудники американского журнала AdWeek, опросившие 200 мужчин. Добровольцам были показаны рекламные постеры, часть из которых были сексуальными, а часть — нейтральными. Как и следовало ожидать, полуобнаженные красавицы вызвали у мужчин прилив положительных эмоций. Большинство респондентов сказали, что такая реклама их привлекает. Однако, разглядывая постеры, мужчины фокусировали свой взгляд на бюсте и ножках моделей. А бренду, логотипу и заголовку сообщения уделяли минимум внимания! Название товара, который рекламировали девушки, запомнил всего один из десяти. В случае же с «несексуальным» постером этот показатель был в два раза выше. То есть слишком вызывающий визуальный объект отвлекал внимание от сути самого рекламного сообщения. Значит ли это, что сексапильным красоткам закрыт вход в рекламу? Вовсе нет. Просто они не должны быть ее единственным элементом. В рекламе должны присутствовать еще несколько мотивирующих символов, находящих отклик в сознании мужчин.

Подготовила Евгения ДЕСЯТКИНА.
Коллаж Людмилы МАНУРИНОЙ, фото Олега КАРГАПОЛОВА.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»